Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (продолжение)

Павлова Татьяна
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (продолжение)

Каким образом решить эти задачи? Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, я прежде создаю у него положительную обстановку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием.

Первые дни, когда ребенок приходит из дома, попадает в необычный для себя мир, его в новой обстановке, должно что-то заинтересовать, привлечь, стать для него эмоционально-значимым.

Поэтому особое внимание, я уделяю насыщению игрового пространства группы.

Для приближения к домашней обстановке я, с помощью родителей, сшила мягкий матрасик и несколько подушечек (так, чтобы хватило каждому желающему ребенку). Дети с удовольствием прижимают их к себе. Так как часть своего времени, дети проводят на полу, я постаралась сделать более доступными все игрушки. При подборе игрушек я старалась учитывать их яркость, функциональность и значение их для детей. Поэтому при поступлении ребенка в группу я подвожу его к одной из подвижных, звучащих игрушек (киска, каталка с мишками, лошадка-качалка) или надеваю на руку кошечку из «Би-ба-бо» театра и начинаю разговаривать от ее имени. Такие приемы помогают отвлечь ребенка от грустных мыслей, а так же познакомить со всем тем, что будет окружать его во время пребывания в детском саду.

Создать для ребенка атмосферу эмоционального благополучия помогает также речь воспитателя: эмоциональная, положительно-окрашенная, выразительная, с доброй интонацией. Здесь мне очень помогает знание стихов, пестушек, потешек, песенок, загадок для детей этого возраста. Я включаю их в различные режимные моменты, сопровождая их показом иллюстраций. При этом я использую ковролин и игрушки из театров. Внимание у таких маленьких детей долго удерживать трудно, поэтому общение должно проходить в интересной игровой форме, сопровождается положительными эмоциями детей. Чтобы заинтересовать детей я использую куклу Катю – умную девочку, которая в нужный момент подсказать ребенку.

В течении всего времени я работаю над созданием окружающей среды. Во время занятий ковролин превращается то в грядку с овощами, то в сказку.

В уголке ряженых, на цветных крючках развешаны сарафаны, цветные платочки. Дети очень любят наряжаться, веселиться в этих нарядах. Я радуюсь вместе с ними – какие они красивые!

У каждого ребенка есть свои расчески, я учу детей расчесывать сначала кукол, а потом друг друга. Маленькие хозяйки любят постирать салфеточки, простынки, убраться в уголке «семья».

В уголке природы дети наблюдают за растениями. Здесь же стоит аквариум, где дети наблюдают за рыбками. У доктора Айболита маленькие ребятки «лечат» своих животных, кукол и себя.

Дети очень любят играть в куклы. Они гуляют с ними, сажают за стол, в уголке игрушек, «пьют» с ними чай. В группе имеется пальчиковый, настольный, резиновый театр и театр «Би-ба-бо».

При решении задачи формирования чувства уверенности в окружающем, я стараюсь познакомить детей с предметами окружающей действительности. В раннем возрасте ребенок познает мир, действуя с предметами. Он берет игрушку, стучит ею по полу, катает, вертит в руках, пытается взять в рот. Ему все интересно, он хочет все успеть, узнать, увидеть, поиграть. Поэтому я изготовила для детей много игр и пособий на развитие сенсорных способностей. Я знакомлю детей с основными цветами, учу различать большие и маленькие предметы по величине. Дети с удовольствием узнают кубики, башенки, шарики, сравнивают их по цвету, величине и что как шумит. Кроме этого я изготовила дидактические подушки для развития мелкой моторики с застежками, «чудо-дерево» на котором «растут» яблоки.

Действуя со всеми этими предметами, игрушками дети легче воспринимают окружающее их и быстрее привыкают к обстановке в группе.

Все дети раннего возраста приходят из маленькой семьи в большой коллектив группы. Раньше ребенка окружал узкий круг родных: мама, папа, братик или сестренка. Ребенок был центром внимания и все старались угодить ему, выполнить любое его желание. Попадая в детский сад, ребенок сталкивается с новой для него проблемой общения со сверстниками. Оказывается игрушками надо делиться, надо подождать других, когда идешь на прогулку, а сказку воспитатель рассказывает на только тебе… И возникают детские конфликты, капризы – важнейшая проблема адаптации ребенка в детском саду.

Я стараюсь научить их находить их находить общий язык: уметь договориться, поделиться, подождать, показать другому. Для этого я активно использую устное народное творчество и художественную литературу. Дети, на примере сказочных героев, видят эталоны поведения, общения. В народном фольклоре много образных эпитетов, красивых слов, мелодичная интонация. Я показываю детям маленькие инсценировки, например: «К деткам приходит Зайчиха с двумя зайчатами и одной морковкой. Зайчата начинают ссориться – кому достанется морковка». Я спрашиваю у деток, как быть в таком случае. Мы с вместе находим выход: разделить морковку пополам, чтобы досталась обоим зайчатам. На таких примерах дети учатся делиться, договариваться, общаться. Здесь же мне опять помогает и дидактическая кукла Катя. Она приходит в гости к деткам, мы учимся одеваться, правильно умываться и т. д. При этом мы с ней разговаривали. Кукла Катя – сверстник моих деток, поэтому общаясь с ней, дети учатся находить общий язык со сверстниками. Малыш с вниманием и интересом относится к другому ребенку. Он стремится рассмотреть партнера, послушать его, прикоснуться к нему. Он очень эмоционально относится к присутствию ровесника. Он радуется при его появлении, с удовольствием наблюдает за ним, огорчается после его ухода, стремиться привлечь к себе его внимание – предлагает игрушки, улыбается, глядя в глаза, отвечает в ответ на его предложение поиграть вместе, берет предлагаемую ему игрушку.

Считаю очень важной эту задачу для детей раннего возраста, так, как в дальнейшем им предстоит ещё много-много времени общаться со сверстниками и в группах детского сада и в школе.

Попадая в группу детского сада из маленьких помещений (комнат, где не всегда выделено место для игр малыша, ребенок сталкивается с большим пространством, где можно больше двигаться, где больше воздуха, но и больше возможности простудиться. Поэтому в период адаптации ребенка я уделяю особое внимание развитию движений и координации. В группе создан физкультурный уголок. В нем есть дорожка для массажа ступней ног, скамеечка для ходьбы и спрыгивания (держась за руку взрослого).

Собраны пластмассовые мячики, кроме этого есть мягкие разноцветные мячики – это уникальный материал: дети катают их, сбивают кегли, бросают в сетку, а так же, мячи – это дидактический материал по развитию сенсорных способностей. Дети узнают их по цвету, сравнивают (на ощупь) с пластмассовыми, а так же хотят узнать: какой из них катится дальше, какой стукнет громче. Дети очень любят играть в подвижные игры, используя для этого разную атрибутику. В группе сделана небольшая «карусель», на которой «катаются» игрушки. Я предлагаю детям допрыгнуть до цветочка или бегемотика. В группе есть лошадка-качалка, машинки.

Приобщение ребенка к духовной культуре нужно начинать как можно раньше. Дети способны воспринимать красоту окружающего мира, проявлять интерес к театральным постановкам, к музыке, к искусству. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности. Развивая эту деятельность я использую как нетрадиционное, так и традиционные технологии (пластилинография, тестопластика, рисование пальчиком, рисование по крупе, песке, трафареты, штампы).

В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка открываются возможности для раскрытия и совершенствования творческих способностей, развиваются слуховые, зрительные, двигательные анализаторы, побуждая получать новые знания, развивать фантазию, делают ребенка внимательным и усидчивым. Главную роль в этом развитии принадлежит взрослому. От умения эмоционально передать, раскрыть красоту того или иного произведения, природного явления, картины и т. д. взрослым – формируется и чувства прекрасного у ребенка.

Один из самых актуальных вопросов в уходе за ребенком – режим дня. Правильный суточный режим охраняет нервную систему от переутомления. Развитию здоровья ребенка способствует правильная гигиена. Мы учим детей культурно-гигиеническим навыкам. Решая эту задачу, активно работая с родителями, проводятся индивидуальные беседы о режиме дня, о культурно-гигиенических навыках, о рациональной одежде в группе и на улице. Всё раннее дошкольное детство ребенка можно назвать периодом адаптации. У многих родителей ребенок – первый и они порой сталкиваются с трудностями. Для них этот период тоже является адаптивным. Я стараюсь помочь им, советую, как сделать привыкание к детскому саду более легким. Даю рекомендацию о режиме ребенка дома, чему мы учим детей в детском саду и как это можно закреплять дома. Подготовлено много консультаций для родителей на разные темы и выставленные в раздевалке, где родители, ожидая ребенка, могут прочитать их. В своей практике организую встречи с родителя и детьми до поступления в детский сад. Чем раньше ребенок познакомиться с новым помещением, людьми, игрушками, тем больше будет времени у родителей на объяснение, разъяснение. Ведь ребенка пугает все новое незнакомое, так как неизвестно, что его ждет. Для родителей, которые не могут придти заранее познакомиться, создано портфолио группы, где родитель и ребенок могут познакомиться с педагогами, с помощником воспитателя, с развивающей средой группы. Придя в адаптационный период в детский сад ребенок увидит знакомую обстановку и взрослых. Это помогает ребенку быстрее адаптироваться и привыкнуть к детскому саду.

Большое значение имеет готовность родителей помочь воспитателю его сложной работе. Для того, чтобы в дальнейшем советы воспитателя выполнялись родителями, необходимо установить тесную связь с ними. Эта связь осуществляется различными формами: утренним приеме – беседую с мамой и папой ребенка, интересуюсь его поведением дома. Одевая ребенка вечером, рассказываю, как он вел себя в группе, что нового в его развитии. Объясняю родителям, как и чем, будем занимать с детьми, подробно рассказываю о программе занятий. Так же проводятся тематические собрания и консультации. Свою работу с родителями ведем не только при встрече, но и на сайте нашего детского сада, где даём рекомендации, консультации, фото в совместной и свободной деятельности детей. Родители охотно идут на контакт и сотрудничество.

Вся работа дошкольного учреждения позволяет малышам быстрее привыкнуть к новым условиям их жизни, наладить добрые взаимоотношения с воспитателями и сверстниками, создаёт благоприятные условия для развития и воспитания маленьких детей.

Мой педагогический и жизненный опыт, при адаптации детей, может помочь молодым педагогам.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Дикие животные
  • Праздники
Автор публикации:
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (продолжение)
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 09:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о проведении досуга «Как мы встречали День Земли»
Как мы встречали День Земли Недавно ребята нашей группы с огромным интересом проживали всё, что связано с загадочным космосом и жизнью на нашей планете...
Коллективная лепка по мотивам сказок народов севера «Важенка и оленята» в старшей...
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Всегда рада встрече с вами на своей страничке! Сегодня хочу представить вашему вниманию материал , который мы использовали...
Нетрадиционная техника рисования-рисование солью.
Нетрадиционная техника рисования ( старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Полет в космос»...
Пасхальная радость
Пасха - Светлое Христово Воскресение. Пасха - Велия Радость для всех людей. В радостные Светлые дни православные христиане дарят друг другу красные яйца в...
Подвижная игра «Стукни по мячу» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Стукни по мячу» Цель игры. Учить детей делать подскоки на двух ногах в такт ударам мяча; учить бросать мяч двумя руками сверху вперед и...