Получи документы

Создание эмоционально-комфортной обстановки для успешной адаптации детей к детскому саду

ИРИНА БРАТЦЕВА
Создание эмоционально-комфортной обстановки для успешной адаптации детей к детскому саду

Слайд№1

Создание эмоционально-комфортной обстановки для успешной адаптации детей к детскому саду

Слайд№2

Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Создание эмоционально-комфортной обстановки для успешной адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах

Каждый год большое число детей впервые приходят в детские учреждения. Проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении их в детское учреждение приобретает большое социальное и педагогическое значение.

Так что же такое "адаптация"?

Слайд№3

1. Задание

На доске составить из предложенных слов определение "Адаптация".

Материал: магнитная доска, магниты, листы бумаги с напечатанными словами (+ лишние слова) для определения слова "Адаптация".

Слайд№4

Существует много определений адаптации.

Адаптация - процесс приспособления человека (ребенка) к новой для него среде, или изменившемся условиям.

Адаптация - это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.

Так, в Толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой адаптация определяется как «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям».

Слайд№5

В настоящее время особенности развития детей дошкольного возраста рассмотрены в работах Л. С. Выготского, Л. Ф. Обуховой, Б. Д. Эльконина, A.M. Прихожан, Э. Эриксона, и др. которые указывают, что переход из семьи в детский сад является важным этапом в жизни ребенка раннего возраста.

Адаптационные процессы дошкольников к условиям детского сада протекают по-разному. Это зависит от многих факторов: от уровня его физического, психического и умственного развития, от того, насколько согласованы действия педагогов и родителей, от характера семейных отношений и воспитания и т. д.

Слайд№7

Адаптационный период считается законченным, если:

• Ребенок ест с аппетитом;

• Быстро засыпает, вовремя просыпается;

Эмоционально общается с окружающими.

• Играет с интересом

Слайд № 8

. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, н. п. красивые шторы на окнах. Зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Слайд № 9

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик".

Слайд № 10

Психологи и физиологи установили, что изо деятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Слайд №11

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как красивое постельное белье, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - пижама, которую сшила мама, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п.

Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Слайд № 12

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Слайд № 13

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

Слайд № 14

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Слайд № 15

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Для создания доброжелательных отношений и сплочения коллектива родителей можно использовать такую форму работы как родительский клуб,

Слайд № 16

где сами родители являются активными участниками, обмениваются своим опытом, приемами по успешной адаптации детей к детскому саду.

Видео: Родительский клуб(2)

Видео: Родительский клуб 4

Еще одной из современных форм работы с родителями является психологическая акция.

Слайд № 17

Мы организовали акцию «дерево добрых пожеланий». Родителям была предложена инструкция. В течение недели они писали на вырезанных из цветной бумаги, листочках пожелания друг другу, детям, педагогам. Все послания прикрепляли на «дерево пожеланий», размещенное при входе в детский сад. Коллектив дошкольного учреждения и родители дошкольников перечитывали адресованные им пожелания.

В итоге получилась коллективная творческая работа «Дерево добрых пожеланий».

Слайд № 18

Важна правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Видео: Погремушка

Видео: Танец

Слайд № 19

Игры с крупами начались с изобретения сенсорной коробки. Для неё можно использовать любой пластиковый контейнер, наполнив его различными крупами: рис, фасоль, чечевица, гречка, горох. Можно все эти крупы объединить вместе, а можно создать разные коробочки, разделив по видам круп. Так же коробочки можно наполнять и природными материалами: каштаны, желуди, листья. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние ребенка.

Слайд № 20

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие

Слайд № 21

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движения не только поддержат робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Слайд № 22

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

Слайд № 23

Очень велика значимость народного фольклора в адаптационный период. Хорошо подобранная и выразительно рассказанные потешка, припевка помогают педагогу установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции.

Видео: фольклор

Приглашая детей поиграть в игры, воспитатель подбирает заклички, а укладывая ребятишек на первый дневной сон, можно использовать колыбельные песни, это создает комфорт нахождения в детском саду.

Слайд № 24

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода.

Слайд № 25

Таким образом, очень важно в этот момент относиться к ребенку очень бережно и внимательно, стремиться помочь ему пережить этот трудный момент. Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребёнку будет интересно, ему некогда будет скучать и плакать. Правильно спланированная работа помогает умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело.

Слайд № 26

Слайд № 27

Список используемой литературы.

1 Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М: Просвещение, 2005.

2 Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Медицина 2007.

3 Алямовская В. Г. Ясли - это серьезно. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС,1999г

4. Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

- Воронеж: Учитель, 2006,

5 Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей дет сада/ - М. : Просвещение, 2003.

6. Волков Б. С., Волкова,Н. В. Психология общения в детском возрасте. - М. : Педобщество, 2003г

7 Глебова С. В. «Детский сад - семья» аспекты взаимодействия» Воронеж; ТЦ «Учитель», 2005г 8Заводчикова О. Г. «Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи» : пособие для воспитателей / .М. : Просвещение,2008.

Публикации по теме:

«Сказка о детской кроватке» для адаптации ребенка к детскому саду Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду, который называется «Антошка» в группе под названием «Мишки-торопыжки» и стояла она.

Фотоотчёт об адаптации детей к детскому садуФотоотчёт об адаптации детей к детскому саду Зачем водить ребенка в детский сад – понимают практически все родители. Именно в детском саду малыш получает бесценный опыт общения со сверстниками,.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе» Воспитатель всегда знает, чем занять и как увлечь малыша, помочь ему справиться с расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют,.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Практика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализацииПрактика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализации Формирование благоприятной эмоционально-развивающей среды начинается с реализации эмоционально-поддерживающего компонента, как залога построения.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание эмоционально-комфортной обстановки для успешной адаптации детей к детскому саду
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 12:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД