Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками

Юлия Ахтырская
Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Ответ прост – научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому, обучение должно быть направлено на развитие любознательности, наблюдательности, творческой активности и самовыражений ребенка в исследовательской и проектной деятельности [2].

Проектная деятельность, как подчеркивают Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец [1], является инновационной педагогической технологией в современном дошкольном образовании. В этой связи нами был разработан проект, направленный на изучение сказок А. С. Пушкина. Выбор творчества величайшего русского поэта в качестве основы проекта объясняется рядом памятных дат: в 2011 году Царскосельский лицей отметил своё 200-летие, а в 2012 году исполнится 175 лет со дня гибели А. С. Пушкина.

Цель проекта «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина» - познакомить детей старшего дошкольного возраста со сказками Александра Сергеевича Пушкина.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с фактами биографии поэта.

2. Ввести детей в мир сказок А. С. Пушкина.

3. Привить детям интерес к личности сказочника.

4. Пробудить в детях интерес к книге и литературе.

5. Расширить литературный кругозор детей и познакомить с понятием «рифма».

6. Закрепить знания детей о сказке в стихах, как литературном жанре.

7. Прививать детям навыки слушать и пересказывать сказки.

8. Развивать внимание, мышление, речь, память детей и сформировать умение анализировать сказку.

Участники проекта: проект охватывал педагогов и воспитателей старших и подготовительных к школе групп, семьи дошкольников.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов.

Подготовительный этап (октябрь 2009 г. – сентябрь 2010 г.):

• Оформление стен и лестниц в соответствии с темой проекта.

• Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме.

• Определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей.

• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Рассмотрим в сокращенном виде планирование проекта образовательным областям в соответствии с ФГТ на примере подготовительной к школе группы.

1. Физическое развитие (образовательные области «Физическая культура, «Здоровье»): утренняя гимнастика «Герои сказок»; подвижные игры: «Ветер», Хороводная игра «Прялица»; народные игры «Дедушка», «Заря заряница»; свободное общение, беседы: «Контакты с незнакомыми людьми», «Предметы требующие осторожного обращения», «Безопасность на воде»; создание условий для самостоятельной деятельности.

2. Познавательно-речевое развитие (образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»): этические беседы с детьми (нравственные уроки) по сказкам А. С. Пушкина: «Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта», «Что такое хорошо и что такое плохо в сказках А. С. Пушкина», «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости»; беседа: «А. С. Пушкин – сказочник»; выполнение заданий в рабочей тетради «По сказкам А. С. Пушкина»; экскурсии; русские народные прибаутки в сказках А. С. Пушкина; опыты «Чудеса и превращения в сказках А. С. Пушкина»; дидактические игры: «Составь сказку», «Что было бы, если?», «Узнай героя по описанию», «Что кому?»; составление творческих рассказов «Если бы я попал в сказку»; составление текстов для озвучивания мультфильмов по сказкам; викторина по сказкам А. С. Пушкина «В гости к золотой рыбке»; пересказ сказок А. С. Пушкина; разучивание отрывков из произведений А. С. Пушкина; конкурс чтецов; этюды по произведениям А. С. Пушкина.

3. Художественно-эстетическое развитие (образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка»): продуктивная деятельность - лепка мини-скульптур по сказкам А. С. Пушкина, аппликация «Сказочная архитектура»; рисование «Иллюстрация к любимой сказке»; составление коллажа по сказкам; прослушивание сказок А. С. Пушкина на дисках и кассетах; слушание музыки - оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» - СD «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»; вечер музыкальных развлечений «Сказка о царе Салтане».

4. Социально-личностное развитие (образовательные области: «Социализация», «Труд», «Безопасность»): экскурсии, поисковая экспедиция; сюжетно-ролевые игры: «Типография», «Библиотека»; ручной труд - «Ремонт книг»; изготовление настольных театров из бросового и природного материала; вырезывание героев для теневого театра; изготовление декораций и волшебных предметов, масок героев; составление правил обращения с книгами.

Поскольку педагоги ГБДОУ №62 работают по комплексной образовательной программе «Сообщество», помимо требований ФГТ, было важно учесть распределение деятельности по центрам активности, запланировать работу с родителями воспитанников.

Книжный уголок: собирание библиотечки сказок А. С. Пушкина; составение словарика трудных слов из сказок А. С. Пушкина; дополнение развивающей среды - кубики, пазлы, разрезные картинки, домино по тематике сказок.

Центр сюжетно-ролевых игр: разработка сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (читательские билеты, формуляры, книги-малютки, закладки); разработка сюжетно-ролевой игры «Типография» (трафареты, белая и черная переводная бумага, печатки, карандаши, фломастеры, краски).

Центр театрализованной деятельности: создание декораций, масок, костюмов героев сказок, разнообразные театры (настольные, пальчиковые, теневые).

Центр строительно-конструктивных игр: дополнение развивающей среды альбом «Архитектура в сказках А. С. Пушкина»; составление схемы последовательности строительства зданий из сказок А. С. Пушкина; приобретение строительных наборов, имеющих детали старинного зодчества.

Взаимодействие с семьёй: привлечение родителей к сбору библиотечки сказок А. С. Пушкина; организация поисковой экспедиции в г. Пушкин «В поисках Камерона»; чтение родителями сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»; организация прогулки «По пушкинским местам г. Санкт-Петербурга»; сочинение загадок по сказке «Сказка о попе и его работнике Балде»; чтение дома «Сказки о попе и о его работнике Балде», обсуждение прочитанного; помощь в оснащении центра настольными играми по сказкам А. С. Пушкина; проведение экскурсии в «Музей хлеба»; подбор фотографий, открыток по теме «Памятники А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге»; оснащение Центра литературы 12-томной Детской энциклопедией; чтение родителями «Сказка о золотом петушке»; помощь в организации мини-музея «Камни»; приглашение родителей на КВН; организация выставки детских работ «Любимые сказки».

• Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

• Обращение за рекомендациями к специалистам ГБДОУ.

Основной этап (сентябрь 2010 г. – октябрь 2011 г.):

Разработка и апробация содержания проекта «Путешествие по произведениям А. С. Пушкина» (создание конспектов занятий, структуры мероприятий по каждой теме).

• Проведение мероприятий в группе в соответствии с тематикой проекта.

• Организация взаимодействия со специалистами ГБДОУ по реализации мероприятий по проекту.

• Организация взаимодействия с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью и участие в различных мероприятиях по реализации проекта.

• Создание мини-музеев в группах.

• Проведение совместных мероприятий с МО «Озеро Долгое» «Путешествие по сказкам».

• Выступление актеров с представлением «Сказка о рыбаке и рыбке».

• Организация досуга «Интерактивные игры с Бабой Ягой».

• Участие девочек подготовительной группы в конкурсе «Спортивных танцев» среди детских садов Приморского района с танцем «Золотая рыбка».

Заключительный этап (октябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.):

• Организация выставки продуктов детской деятельности.

• Проведение КВН, инсценировок, экскурсия Царскосельский лицей (г. Пушкин).

• Создание презентаций для детей и родителей в русле проекта.

• Подведение итогов работы по проекту.

Метод проектов полезен тем, что при правильном применении он способствует развитию творческих способностей и самостоятельности дошкольников в обучении и осуществлению непосредственной связи между приобретением дошкольниками знаний и умений и применением их в решении практических задач.

Список литературы:

1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – СПб., 2011.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольника. – М., 2008.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Осень, осень, в гости просим!» Каждый ребенок неповторим и уникален, а значит, если создать условия для его развития, у него обязательно откроются способности, заложенные.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Специфика реализации проектного метода в работе с дошкольниками
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 13:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...