Получи документы

Использование здоровьесберегающих технологий в занятиях по музыкальному развитию

Ольга Витальевна Евлампьева
Использование здоровьесберегающих технологий в занятиях по музыкальному развитию

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в занятиях по музыкальному развитию»

Охрана и укрепление здоровья очень важна и заявлена в Законе об образовании, и в ФГОС ДО, и в других нормативно-правовых документах. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

. Актуальность темы подтверждается:

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в занятиях по музыкальному развитию» размещена в разделах

• Ухудшением здоровья детей;

• Необходимостью оздоровления детей и создание эмоционального комфорта;

• Комплексным решением задач всестороннего развития личности;

• Необходимостью повышения уровня педагогической компетенции родителей.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслима образовательная деятельность современного детского сада.

Музыка имеет большое значение в процессе воспитания, развития и оздоровления ребёнка. Медики уверены, что внутриутробное воспитание ребёнка посредством музыки положительно сказывается на его развитии : такие дети рождаются и растут более здоровыми и спокойными. Пение стимулирует рост клеток головного мозга плода, повышает его двигательную активность, улучшает маточно – плацентарное кровообращение, что снижает риск внутриутробного инфицирования. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребёнка.

Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности.

Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Мы по музыкальному воспитанию реализуем программу «Камертон», в которой учтён оздоровительный компонент. Содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Кроме того, в программе учтён и здоровье сберегающий фактор.

Музыкальное воспитание направлено так же:

1. Оздоровление психики : воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребёнку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом - хорошо развитое музыкальное восприятие.

3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.

На основании результатов обследования особенностей музыкального развития и анализа качества освоения детьми ступени музыкального образования детей, мы поставили перед собой следующую

Цель работы: содействовать укреплению психического и физического здоровья, выявлению и развитию музыкальных и творческих способностей, формированию привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Изучить личностные качества и умения, музыкальные навыки и умения детей дошкольного возраста, способствующие физическому развитию.

2. Создать условия, способствующие укреплению физического здоровья детей в процессе музыкальной деятельности

3. Организовать оптимальную систему работы с детьми в этом направлении

Организовать тесное сотрудничество с педагогами в процессе интеграции разных видов деятельности

4. Повысить педагогическую культуру родителей по данной проблеме, разнообразить формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию, включающих вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.

5. Обогатить предметно-развивающее пространство, эффективно влияющее на физическое развитие средствами музыкальной деятельности

Мы сформулировали следующие направления работы:

1. Создание музыкальной творческой среды в зале и группах.

2. Организация образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

3. Организация взаимодействия со специалистами и родителями детей.

Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных возможностей и стимулирования познавательной, и творческой активности играет построение среды.

Ф. 6. В соответствии с требованиями программы «Камертон» все дидактические материалы и пособия по музыкальному образованию делятся на 3 блока: восприятие, воспроизведения и творчество. Одним из условий творческой активности ребенка является свободный доступ к материалам и музыкальным инструментам. Поэтому в музыкальных миницентрах в группах дети всегда могут найти музыкально – дидактические игры, модели танцев, музыкальный конструктор, геометрические символы для определения формы музыкального произведения и тд.

Музыкальное воспитание включает в себя: слушание, пение, музыкально- ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

СЛУШАНИЕ музыки занимает значительное место в музыкальном воспитании.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет ребенка, снижает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Пользуясь своим опытом работы, я позволила себе отобрать к применению на практике из огромного предложенного программами музыкального материала только те музыкальные произведения, которые отвечают вышепоставленным задачам. Произведения предпочтительно исполнять «вживую», кроме, конечно, оркестровой музыки.

Наиболее удачными в музыкотерапии считается прослушивание следующих произведений – Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», Огинский «Полонез», Грибоедов «Вальс». Именно эта музыка используется во время релаксации на занятиях.

Исходя из наблюдений, эмоциональный наибольший отклик у детей наблюдается при слушании музыки, связанной с реальными переживаниями. (2 младшая – песни о семье, игрушках, средняя - песни о животных, детях; старшая, подготовительная – классическая и инструментальная музыка).

В задачах по слушанию учитывается положение ребенка. Дети сидят ровно, прислонившись к стульчику, спинка прямо, дети с Х – ногами сидят на перевернутом стульчике или свободно лежат на коврике. Перед слушанием: отметить точку внимания (между большим и указательным пальцем) – точечный массаж; «Умная шляпа» - элемент гимнастики мозга

Очевидно и воздействие ПЕНИЯ на физическое развитие детей.

Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.

В задачах по обучению детей пению учитывается охрана голоса ребёнка.

• Важно положение ребенка при пении. Дети сидят ровно, прислонившись к стульчику, спинка прямо.

• Во 2 младшей группе возможности детей в пении невелики, поскольку голосовые связки находятся в зачаточном состоянии. Певческое дыхание очень короткое, поэтому перед пением обязательно упражнение «Подуем на снежинки», «Греем ручки».

• В средней группе несовершенна дикция голоса, не хватает слаженности пения, поэтому обязательны игровые упражнения типа «Шепоток», распевки.

• В старшем дошкольном возрасте для увеличения протяжности пения используем распевки, упражнения на разогрев голосового аппарата. Например, «Свеча», «Цветок», «Дракончик»

• Во время пения ребёнку нельзя опускать голову, так как при этом гортань сдавливается, затруднено прохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение голосового аппарата. Поэтому, следим за положением детей во время пения.

Перед пением: «Энергетическая зевота» (для релаксации голосовых связок)

Игровые приёмы над развитием певческого голоса (С. А. Арефьева)

«Здоровое горлышко», «Разбудим голосок», «Папуасики»,

«Бибикалки», «Корова», «Шепоток», «Капельки»

Упражнения для пения на артикуляцию: пропевание слогов от зажатости губ

«ба», «ма», «да»

Упражнения для язычка: «Часики», «Будильник», «Лошадки» к подбородку, к носику, за щёки, круговые движения вокруг дёсен.

Упражнения на дыхание: «Цветок», «Свеча», «Машина»

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

1. Укреплять физиологическое дыхание детей

2. Тренировать силу вдоха и выдоха

3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)

4. Развивать продолжительный вдох.

Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.

Упражнение «Ладошки»

(по А. Н. Стрельниковой)

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.

(На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки, одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох)

Чудак

Там, на холмах, сидит чудак,

Сидит и дует так и сяк.

Он дует вверх,

Он дует вбок,

Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают чёткость ходьбы и лёгкость бега.

Перед музыкально-ритмическими движениями :

Самомассаж ступней ног (вращение пальцев, поглаживание, постукивание кулачком, от пятки к носку, «Лодочка» (сгибание верхней части ступни к центру ступни, пощипывание, вращение носочков ног вокруг своей оси, достать носками ног пол.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и упражнения, которые исполняют как стихи или под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Упражнения на развитие мелкой моторики - «Барабанщики», «Молоточек и топорик», «Цветочек», «Стирка», «Фонарики», «Веселые брызги» и многие другие (автор Е. Рогожина) – выполняются без слов, только под музыку. По словам немецкого философа Канта: «Рука – это выведенный наружу мозг». Работа мелких мышц руки аналогична работе высших отделов коры головного мозга, обеспечивающих работу мысли и функций речи. Этой задаче подчинены и пальчиковые игры, используемые мной, как физкультурные паузы, поскольку они очень нравятся детям, потому что привлекательны по тексту.

В каждой возрастной группе используются ритмические танцы под музыку со словами, побуждающими к действию: «Аэробика для малышей», «Дали руку другу».

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!

Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу

Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны

И сегодня весь день /Хлопают в ладоши

Будет веселее.

Мы подгладим лобик /Движения по тексту

Носик и щечки

Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»

Разотрем ладошки /Движения по тексту

Сильнее, сильнее

А теперь похлопаем

Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем

Улыбнемся снова

Будьте все здоровы!

Я использую валеологичесие песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Музыкально – ритмические упражнения являются эффективной психо гимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях с высокой умственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток.

Здоровье сбережение и здоровье обогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В своём детском саду мы широко используем элементы здоровьесберегающих технологий. На занятиях по миру музыки учитываются требования СЭС по времени, по балансу видов деятельности. Так же в занятиях мы используем :

• Элементы психогимнастики;

• Метод гимнастики мозга «Умная шляпа» (Трёхкратное разминание ушной раковины сверху до низа). Эти игровые моменты мы используем перед слушанием музыки, перед игрой на Д. М. И., перед творческими заданиями.

• Метод гимнастики мозга «Сова» освобождает от напряженности, которая возникает при длительном сидении;

• Метод гимнастики мозга «Энергетическая зевота» подготавливает гортань к пению.

Результаты проведенной работы показали, что использование здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности способствует развитию не только развитию музыкально – познавательных и творческих способностей, но и оздоровлению детей.

Музыкальная деятельность активно способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни

Повысился уровень развития музыкальных и творческих способностей детей.

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Дети активно используют в самостоятельной музыкальной деятельности музыкально-оздоровительные игры и упражнения.

Дошкольники активно переносят в игровую деятельность сюжеты музыкальных произведений.

Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Использование здоровьесберегающих технологий»Фотоотчет «Использование здоровьесберегающих технологий» Для детей любого возраста самое главное - здоровье, а как правило здоровье закладывается с детства. Я решила взять на заметку все,что связано.

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей.

Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях В своей работе я использую передовые образовательные технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей детей. Современные педагогические.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ Основная задача дошкольных образовательных учреждений подготовить ребёнка.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-воспитательном процессе Ищенко Екатерины Евгеньевны, воспитателя ГКУ СО КК.

НОД по музыкальному воспитанию в первой младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Весенняя прогулка» «Весенняя прогулка» Цель: Укрепление психического и физического здоровья детей. Задачи: 1. Вызывать у детей желание участвовать в занятии,.

Педагогический совет «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» .

Практические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на коррекционно-логопедических занятиях Практические рекомендации для воспитателей по использованию здоровьесберегающие технологии на корекционно-логопедических занятиях. Благодаря.

Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА. «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад.

Выступление на педсовете «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в занятиях по музыкальному развитию
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 15:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД