МААМ-картинки

Статья для родителей и воспитателей «Бросайте детей в творчество»

Ирина Зотова
Статья для родителей и воспитателей «Бросайте детей в творчество»

«Где для детей польза, там же

для них должно быть и удовольствие»

М. Монтень

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Оно основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или сделать по-новому, по-своему, лучше.

Нередко от родителей и даже от педагогов-воспитателей можно услышать такие слова: «Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается.»

Публикация «Статья для родителей и воспитателей „Бросайте детей в творчество“» размещена в разделах

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.

Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.

Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Работая вот уже 34 года с дошкольниками разных возрастов, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого ребенка.

Музыка и жизнь - это генеральная тема, своего рода, «сверхзадача» в НОД музыка. Она должна пронизывать все виды деятельности детей от младшей группы до подготовительной.

Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии педагога, наблюдения и размышления самих детей, направляемые взрослым,- все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи».

Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих передо мной.

Только самостоятельное творчество детей разбудит их дремлющие способности. Много внимания в работе с детьми я уделяю тем видам деятельности, которые развивают именно творческую жилку в ребенке. На своих занятиях наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением я уделяю значительное место пластическому интонированию, импровизации, драматизации.

Современный опыт образовательной музыкальной деятельности убедительно показывает, что педагог может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Если педагог, не берет в качестве «материала» самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним – холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?

Я считаю, что для раздела музыкальной деятельности, психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться еще и эмоционально.

Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. В детях важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!

Вот пример разбуженного музыкой творческого воображения. Когда, в связи с темой «Чувства и настроение в музыке» в подготовительной группе мы послушали первые такты траурного марша Шопена, почти все ребята сразу же сказали, что это «похоронный марш» и что музыку эту они раньше уже слышали. Потом Леша стал рассказывать, как под эту музыку в деревне хоронили его дедушку. Для этого мальчишки шопеновская музыка была содержательнее, богаче, чем для тех, для кого она была просто «похоронным маршем». Для него это была не только музыка, но и частица его собственной жизни, поэтому волновала больше и в сознание входила глубже.

Воображение у ребят, особенно дошкольного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении.

Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно. Он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Затем ребенок будет бегать с ним или прыгать. И все это не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть первое знакомство с инструментом, первое музицирование в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на музыкальных инструментах при свободном,

импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.

Я заметила, что одно и тоже музыкальное произведение, но с различными заданиями приносят детям радость и способность импровизировать. Упражнение «Здравствуйте» я даю начиная с младшей группы. Но после того, как оно хорошо усвоено ребятами, я начинаю его усложнять, с помощью различных методических приемов и с помощью самих ребят, которые слушая музыку, подсказывают мне варианты упражнения.

В старшей и подготовительной группе, мы играем с детьми в музыкальную игру «Дразнилки». Правила игры фиксированные и кажется, что нет никакой возможности для творчества. Тогда я детям предложила придумать дразнилки друг про друга, но с одним условием. Они должны быть безобидные, смешные и веселые. Дети увлеклись этим и получилось неплохо.

Самыми доступными для импровизации и творчества являются движения. Поэтому я использую движения как самый первый отклик на музыку. Я предлагаю импровизированно двигаться под несложную музыку жанрового характера: вальс, полька, марш и т. д. Для того чтобы метрическая пульсация в движении была видимой и слышимой можно использовать различные речевки – присказки.

Например: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки балеринки» или «Вправо – прыг, вправо – скок –это боковой галоп» и т. д.

Но самые ощутимые результаты приносит развитие творческой личности через синтез искусств. Потому что именно эстетическое воспитание позволяет решать главную задачу развития: формирование эмоциональной сферы ребенка, которая является ведущей сферой психического развития дошкольника. Синтез искусств включает в себя музыку, театр, изобразительное искусство.

Театрализованная деятельность – это вообще очень важная часть в творческом развитии. Чем раньше и больше разных ролей ребенок «перепробует» на сцене, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни.

Вторым составляющим является – изобразительное искусство. Краски и звуки в природе и искусстве сосуществовали всегда. Близки друг другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (недаром в музыкознании существует понятие «мелодический рисунок»). Детский рисунок является формой непосредственного отклика ребенка на музыку. Очень хорошо предложить ребенку, изобразить на листе прослушанный и прочувствованный музыкальный материал. Хорошо, когда эта работа проводится совместно с педагогом по изо и с воспитателями.

Разные ребята - разные рисунки. Сразу чувствуется индивидуальность автора каждой работы. Например, слушая «Осеннюю песню» П. И. Чайковского, в своих рисунках ребята старались изобразить не только грустный, печальный характер произведения, (одинокая береза, улетающие птицы, дождь, тучи, но и свое настроение, используя при этом серые, черные, коричневые краски.

Это только некоторые формы общения детей с музыкой, которые направлены на развитие творческого воображения, на развитие восприятия музыкального образа, а через него - на восприятие разных сторон жизни.

Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к музыкальной деятельности и к музыке вообще. Моя задача создать атмосферу доверия, доброжелательности. Беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения.

Как лишить скуки себя и своих воспитанников? Как заразить их собственным творчеством? Все дело в атмосфере занятия. Не в моих навыках - в вокальных, пианистических, дирижерских, а в умении ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже в умении слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце занятия, в конце учебного года, на выпускном празднике.

Ведь задача не только образовательной программы «Музыка», но и дошкольного учреждения - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания, воспитывать высокий художественный вкус. Музыкальная деятельность - импульс для достижения этих целей. Но творческий лидер – это музыкальный руководитель. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если музыкальный руководитель испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!

Я не утверждаю категорично, что научить творчеству можно, но создать условия для его проявления в нашем детском саду – в наших с вами силах.

Публикации по теме:

Годовой план Центра развития ЯС №1 «Ромашка» на 2012–2013 уч. год Центр развития я/с № 1 «Ромашка» расположен в центре города. В детском саду воспитывается 375 детей разных национальностей. Центр развития.

Проект «Сума, дай ума!» “Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других. ” Б.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья для родителей и воспитателей «Бросайте детей в творчество»
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 21:54
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД