МААМ-картинки

Игровые способы решения детских конфликтов у дошкольников

Андрианова Ольга
Игровые способы решения детских конфликтов у дошкольников

На сегодняшний день одной из основных задач является приобщение детей дошкольного возраста к социальному миру. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155г.) в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет её, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (п. 2.3.).

Публикация «Игровые способы решения детских конфликтов у дошкольников» размещена в разделах

Стандарт указывает на то, что в дошкольных образовательных организациях необходимо создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

В современном мире дети все чаще ощущают на себе трудности в общении со сверстниками. Настоящая дружба, дружеские взаимоотношения и нравственные ценности отходят на задний план, а ведь общение с точки зрения психологии в существенной мере пополняет чувственную сферу детей. Поэтому так важно, начиная с детского сада, научить маленького ребенка понимать чувства других, уметь сочувствовать и сопереживать.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «От того, как человек научится строить товарищеские взаимоотношения в детстве, зависит его дальнейшее поведение в коллективе». Формирование у ребенка умения общаться со сверстниками, дружить является одной из важных психологических задач воспитания ребенка дошкольного возраста.

Дружеские отношения – это отношения, в которых ребенку надо быть общительным, вежливым, внимательным, радушным, уважать людей, заботиться о друзьях, делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путем, уметь находить друзей. Благодаря формированию дружеских отношений дошкольника можно научить воспринимать окружающих людей как заботливых, надежных, воспитать у него базовое доверие к социальному миру.

Наблюдения в работе с детьми показали, что не все дети умеют сотрудничать друг с другом. Детям, в силу своего возраста, еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается, дети не способны сами, без помощи взрослых решать конфликты.

Отечественные исследователи, Я. Л. Коломинский и Б. П. Жизневский, выделили несколько причин возникновения детских конфликтов[2] :

- выбор общей темы игры;

- выбор состава участников игры;

- из-за распределения ролей;

- из-за выбора игрушек;

- из-за сюжетной линии игры;

- правильность игровых действий.

В дошкольном возрасте конфликтных ситуаций большое множество и многие детские ссоры обычно разрешаются сами собой. Небольшие противоречия - это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром.

Основная цель взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию друг с другом, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться, поэтому в своей работе воспитателю следует применять различные методы профилактики детских конфликтов :

• использование сюжетно-ролевые игры;

• обыгрывание различных конфликтных ситуаций, а также моделирование выхода из них;

• совместное чтение и обсуждение с детьми художественных произведений нравственного содержания;

• просмотр и анализ фрагментов различных мультфильмов с последующим моделированием их новых версий;

• беседы на морально - нравственные темы;

• различные коммуникативные игры.

Если же избежать детских ссор не удалось, педагог, наблюдающий такую ситуацию должен придерживаться следующих правил:

1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не стоит мешать детям получать такой жизненно важный опыт. Однако если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в «речевое» русло.

2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.

3. Дайте детям понять, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое.

4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.

5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. [1]

Каждый день педагоги сталкиваются с ситуациями, когда дети в группе ссорятся, ругаются и даже дерутся. Очень важно научить детей мириться друг с другом, жить дружно, вместе играть и быть доброжелательными. Чтобы быстро примирить и научить детей прощать друг друга можно использовать игровые способы решения детских конфликтов.

Установить уважительные взаимоотношения между детьми в группе, сглаживать детские конфликты помогут действия с применением игрушек – «мирилок», игровые стихотворные «мирилки»[3].

«Мирилки» развивают навыки вербального и невербального общения, помогают сосредоточить внимание детей на сверстнике, настроить на совместную групповую деятельность, самостоятельно помириться после ссоры, стимулируют создание доброжелательной атмосферы в группе

Сглаживать детские конфликты очень помогают «мирилки» – добрые стишки, которые произносят поссорившиеся малыши.

Важно рассказать детям, что с помощью «мирилок» очень удобно мириться с друзьями. Есть дети, которым сложно сделать первый шаг и принести извинения. «Мирилоки» в игровой форме помогут превратить процесс примирения в увлекательную историю, снимут эмоциональное напряжение, сохранят доброжелательные отношения друг к друг в течение всего дня.

Задача воспитателя заключается в умении вовремя рассказать и показать, как нужно мириться.

1. Необходимо совместно выбрать 2-5 «мирилки», которые нравятся не только педагогу, но и детям, и выучить их. Педагог и сам должен использовать «мирилки», если вдруг кого-то обидел. Тогда и дети станут тоже использовать «мирилки» в общении с людьми.

2. Необходимо очень бережно отнестись к самому тексту, которые мы – взрослые – читаем детям. Ведь эти тексты дают детям образцы поведения в жизни и реакции на жизненные ситуации. Не используйте «мирилки», в которых детям надо мириться под угрозой наказания взрослого. Например, такие: «Мирись, мирись, Больше не дерись. А то бабушка придет, Тебе уши надерет». Такие «мирилки» нарушают саму суть «мирилки» – помириться не ради того чтобы избежать наказания, а для того, чтобы самим было лучше, веселее жить. Да и образ бабушки дается не самый лучший и явно отрицательный. Вместо того чтобы разобраться с причиной ссоры и научить детей выходить из нее, бабушка из такого текста сразу же наказывают. В тексте должны быть заложены позитивные варианты поведения взрослых и детей.

3. Избегайте негатива в «мирилках», например: «если ты не будешь, то мы (тебя игнорируем, т. е. не будем играть, водиться и т. д.). Принятие человека, прощение, это очень важно – и это самое главное в «мирилках»!

К стихам-«мирилкам» можно предложить детям нетрадиционные атрибуты, такие как:

«Коробка-мирилка»

Коробка, ярко и красиво украшенная. По обеим сторонам коробки делаются два отверстия для рук. Ребята соприкасаются ладошками или сцепляются мизинцами, при этом произносят слова-мирилки. Известно, что тактильные прикосновения ладошками способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения. Испытывая дополнительно тактильные ощущения от соприкосновения рук, дети не только забывают обиды и злость, но и стараются скорее начать играть вместе.

«Варежка-мирилка»

При возникновении конфликтных ситуаций, поссорившиеся дети засовывают с разных сторон руки в варежку и произносят разные стихи – мирилки.

«Коврик мира»

Коврик постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него и обсуждают возникшие проблемы, ссоры. Затем дети мирятся, произнося «мирилку».

• Кукла «Мирилка».

Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произносят разные стихи-«мирилки». От куклы дети испытывают дополнительно тактильные ощущения и не только забывают обиды, но стараются с ней поиграть.

Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции, выучив простые короткие стихи, ребенок сможет без наличия взрослого возобновить дружбу с другим ребенком.

Таким образом, внедрение в практику детского сада таких технологий решения детских конфликтов как «мирилки» позволяют дошкольникам стать более общительным, приветливым, контактным, доброжелательным, понимать эмоциональное состояние другого, повысить самооценку.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов»Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.

Консультация для воспитателей «Мирилки» и считалки как форма игровых способов решения детских конфликтов»Консультация для воспитателей «Мирилки» и считалки как форма игровых способов решения детских конфликтов» Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании ребенка. Это возраст первоначального становления его личности. Большое значение.

Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт)Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт) Данный материал познакомит педагогов,родителей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования гуашью,красками в сочетании с другими.

Способы развития мелкой моторики у дошкольниковСпособы развития мелкой моторики у дошкольников «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Мелкая моторика - совокупность скоординированных.

Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при проведении различных видов деятельности» Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые способы решения детских конфликтов у дошкольников
Опубликовано: 11 декабря 2023 в 16:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД