Папки-передвижки

Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни» (1 фото)

Людмила Ветелева
Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни»

Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни»

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие.

Публикация «Статья „Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни“» размещена в разделах

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни : предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т. п.)

В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Г. А. Урунтаева, П. Н. Сакулина, а также зарубежные педагоги: Мария Монтессори, Золтан Дьенеш.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие технологии. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

В набор для игр входят блоки из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие, форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты, размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Дошкольники могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой – маленький», «толстый – тонкий».

Игры-занятия с блоками Дьенеша способствуют :

- ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размеров;

- развитию мыслительных умений : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

- усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

- развитию познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

- развитию творческих способностей: к моделированию и конструированию;

- развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью;

- воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Все варианты игр и обучающих упражнений основаны на принципах сравнительного анализа, который учит малыша в процессе всего периода обучения различать предметы по разным свойствам (толщине, размеру, форме, цвету). К примеру, для малышей предлагаются следующие упражнения:

- выбрать среди блоков блок, который соответствует какому-либо признаку (цвету, форме, размеру);

- выбрать блоки одинакового цвета, но разной формы или блоки одной формы и разного цвета;

- построить геометрические ряды с использованием блоков одинаковых по цвету, форме блокам и многие другие упражнения.

Эти же игры можно использовать для детей более взрослых, добавляя решения более сложных задач с применением логического мышления. С этой целью Золтан Дьенеш предложил использовать специальные карточки, на которых показано символическое изображение разных предметов. Благодаря таким карточкам у малышей появляется живой интерес к дальнейшему обучению, как индивидуально, так и в небольших группах детей.

Золтан Дьенеш разработал множество математических игр на основе блоков. Вот некоторые из них:

- Перед малышом выкладывают более трех различных фигур. Ребенок должен охарактеризовать основные свойства фигур и запомнить их. Далее малыш отворачивается, а взрослые могут поменять местами фигуры, убрать одну из фигур или заменить одну фигуру новой. Задача крохи заключается в том, чтобы заметить какие изменения произошли с фигурами.

- Продолжите с ребенком цепочку, чередуя блоки по размерам, цветам, толщине или форме. Например: синий, красный, синий и т. д. Выкладывайте с малышом цепочку так, чтобы рядом находились фигуры аналогичные по размеру, различные по форме и цвету и наоборот. Взрослые могут составить множество вариантов упражнений, которые помогают ребенку овладевать навыками сравнения, умениями анализа и синтеза.

- Малышу нужно к каждой фигуре найти пару по размеру, форме, цвету или толщине. Например, большой треугольник синего цвета берет в пару маленький синий треугольник и т. д.

- Перед крохой располагают восемь блоков и под один из них помещают клад в виде вырезанной картинки или монетки. Малыш должен задавать взрослым различные наводящие вопросы, чтобы быстрее найти клад. При этом родители имеют право отвечать односложно: да или нет. После анализа всей полученной информации ребенок угадывает место клада. В ходе игры взрослые меняются с малышом ролями: взрослые угадывают местоположение клада, а ребенок отвечает на наводящие вопросы.

- Ребенок с помощью специальных схем-картинок выкладывает различные плоскостные изображения предметов.

- В игре «Уборка» взрослый складывает в коробку все прямоугольные блоки, а малыш – все красные. Потом взрослый убирает все большие блоки, а ребенок – только тонкие фигуры и т. д.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блоками ребята сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время дети выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более. Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей малыша и от профессионализма педагога или родителя. Золтан Дьенеш рекомендует взрослым в ходе работы сотрудничать с малышом, не поддавать его действия критике и предоставлять возможность самостоятельно исправлять ошибки.

Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.

Публикации по теме:

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» Актуальность. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возрастаИспользование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста овременный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом.

Доклад «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста» Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста». # В дошкольной педагогике существует множество.

Показатели развития детей третьего года жизни (программа «Детство») ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ (программа «ДЕТСТВО») Художественно - эстетическое развитие – это развитие предпосылок понимания.

Познавательное развитие детей третьего года жизни Аннотация. В данной консультации даны рекомендации родителям по активизации познавательных процессов детей третьего года жизни, рекомендуемые.

Развлечение для детей третьего года жизни «Путешествие»Развлечение для детей третьего года жизни «Путешествие» Развлечение для детей третьего года жизни Тема: «Путешествие» Задачи: -формирование представлений о некоторых видах транспорта; -развитие.

Система работы по обогащению сенсорного опыта дошкольника среднего возраста посредством использования блоков Дьенеша В настоящие время реализуется новая концепция дошкольного воспитания (ФГОС, идёт поиск неординарных, альтернативных путей, методов, технологий.

Самообразование в ДОУ «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Актуальность:.

Планирование по самообразованию «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Задачи на.

Тесты для детей третьего года жизни 1. Тест с кубиками. Определяет степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль над процессом выполнения задания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни»
Опубликовано: 18 ноября 2017 в 13:37
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД