МААМ-картинки

Планирование по самообразованию «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Алена Маслова
Планирование по самообразованию «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Тема по самообразованию в ДОУ :

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Задачи на 2017-2018 уч. год:

1. Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину.

2. Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому.

Публикация «Планирование по самообразованию „Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

3. Развивать умение работать со схемой.

4. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.

Перспективный план работы с блоками Дьенеша во второй младшей группе

№ Месяц Тема игры Программное содержание, дидактическая задача Оборудование Примечание

Руководство

1 сентябрь Раздели фигуры Познакомить детей с признаком предмета – размер. Развивать умение группировать фигуры по величине. 2 комплекта блоков, 2 куклы: большая и маленькая. К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая, приносят коробки с фигурами. Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. .Куклы предлагают детям поиграть фигурами. Блоки выкладываются на ковёр, ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть. После игры нужно собрать фигуры, в одну коробку — большие, а в другую — маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы благодарят детей за помощь и дарят детям блоки.

2 Найди такой же. Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания. Обруч, 2 комплекта блоков. Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины. После того, как дети соберут все фигуры, проводится игра «Большой – маленький». Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.

3 Найди фигуру. Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». 2 комплекта блоков, 2 обруча. Блоки разложены в два обруча. Ведущий предлагает детям взять фигуры из первого обруча. Просит детей, у которых большие фигуры попрыгать на месте, а детей, у которых маленькие фигуры покружиться на месте. Затем предлагает подойти ко второму обручу и взять блок в другую руку так, чтобы в руках были фигуры разной величины. Дети держат блоки в руках. Ведущий показывает фигуру, детям нужно показать (поднять вверх) фигуру другой величины.

4 Дорожки Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». Блоки, иллюстрация к сказке «Маша и медведь». Ведущий просит детей помочь Маше убежать от медведя. Нужно построить дорожку, по которой Маша убежит к бабушке с дедушкой. Но есть одно условие: дорожку нужно строить так, чтобы рядом не было фигур одинаковой величины. Каждый из детей выбирает себе фигуру и от неё строит дорожку.

5 октябрь Разноцветные сранички. Познакомить детей с признаком предмета – цвет (красный, жёлтый, синий). Учить детей группировать фигуры по цвету. Картинка с изображением помидора, красного сигнала светофора, Деда Мороза с красным носом. Картинка с изображением солнца, подсолнуха, груши и жёлтых листьев. Картинка с изображением синего моря, синего василька. Блоки. Ведёрки разного цвета. Обруч. Ведущая показывает детям книгу с разноцветными страницами. Открывает красную страницу: Если красный помидор,

То поспел он, ясно,

Если красный светофор,

То идти опасно,

Ну а если красный нос –

Значит на дворе мороз.

Открывает жё лтую страницу:

Жёлтое солнце на землю глядит,

Жёлтый подсолнух за солнцем следит,

Жёлтые груши на ветках висят,

Жёлтые листья с деревьев летят.

Показывает синюю страницу:

В синем море – островок,

Путь до острова далёк.

А на нём растёт цветок –

Синий – синий василёк.

Ведущая обращает внимание детей на то, что наши фигуры тоже разного цвета: красные, жёлтые, синие. Предлагает разложить фигуры в ведёрки такого же цвета.

6 Заселим домики Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания. Три домика с крышей красного, жёлтого, синего цвета. Блоки — жильцы. Ведущая показывает детям три домика. В домики нужно заселить жильцов – блоки. Дети заселяют в домики жильцов определённого цвета. Затем берут по одному блоку (жильцы выходят на прогулку) и бегут по разным дорожкам. Ведущая меняет домики местами. По сигналу ведущего «жильцы возвращаются в свои домики».

7 Мышки – норушки. Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность. Игрушка – мышка.

Блоки — зёрнышки. Коробка – норка мышки. Корзинка. К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке.

8 Второй ряд. Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления. Карточки с двумя полосками — коробки для печенья. Блоки — печенье. Поднос. Бабушка постряпала внучатам печенье на день рождения. Начала раскладывать печенье по коробкам, заполнила их на половину. Но устала и решила отдохнуть. Ведущая предлагает помочь бабушке и разложить оставшееся печенье в коробки. На верхней части карточки в ряд выложено 6 фигур. Ведущая просит детей выложить второй ряд «печенья» так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другого цвета.

9 ноябрь Домино Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Блоки. Фигуры делятся между детьми поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другого цвета.

10 Соберём урожай Развивать

умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Блоки — фрукты. Корзинки. Дети отправляются в фруктовый сад, где растут яблоки, груши, сливы. Ведущий предлагает детям собрать урожай. Дети складывают в корзинки:

Большие, красные яблоки

Маленькие, синие сливы

Большие, жёлтые груши

И т. д.

11 За грибами. Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Блоки – монетки, грибы. Ведёрки. «Автобус» из стульчиков. Дети собираются ехать в лес за грибами. Покупают билеты на автобус. За билет нужно заплатить монетки – блоки. В зависимости от возможностей детей задания разные :

Принести две монетки одинаковой величины; одинакового цвета;

одинаковой величины, но разные по цвету;

одинакового цвета, но разные по величине и т. д.

Приезжают в лес и собирают грибы каждый в своё ведёрко.

Красные, большие

Красные, маленькие

Жёлтые, большие и т. д.

Дети рассказывают какие грибы они насобирали.

12 Найди фигуру Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Блоки. Обруч. Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит :

Найти фигуру, как эта по величине

Найти не такую фигуру, как эта по величине

Найти фигуру, как эта по цвету

Найти не такую фигуру, как эта по цвету

Найти фигуру, как эта по цвету и размеру

Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру

13 декабрь Раздели фигуры Познакомить детей со свойством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме. Картинки – изображения геометрических фигур с «мордашками». Блоки. Четыре коробки. К детям в гости приходят геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Предлагают познакомиться, рассказывают о себе:

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался милый друг?

Ну конечно это круг.

Я фигура хоть куда,

Очень ровная всегда.

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик мой любимый брат,

Потому что я квадрат.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны-

Ну пожалуй и довольно!

Что ты видишь – треугольник.

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник-

Стал квадрат прямоугольник.

Ведущая обращает внимание детей на то, что блоки разной формы. Дети раскладывают блоки в коробки к каждой геометрической фигуре.

14 Кулинары Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме. Блоки – цукаты. Четыре торта разной формы. Игрушка или иллюстрация с изображением Карлсона. Ведущая предлагает детям украсить цукатами торты для Карлсона. Дети украшают торты разной формы (круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной) цукатами (блоками) такой же формы. Карлсон наблюдает за работой детей и просит показать ему торт похожий на круг или другую фигуру; какой торт украсим этим цукатом.

15 Второй ряд Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления. Карточки с двумя полосками. Блоки. Ведущая предлагает выложить фигуры на верхней полоске так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы. Затем дети выкладывают второй ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы.

16 Игра-путешествие «Новый год в городе Волшебных фигур» Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. Блоки Дьенеша; столы; три коробки для конфет, украшенные основными цветами (красный, желтый, синий); домики с крышами трех основных цветов и окошками разной формы (круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной); две елочки (большая и маленькая); игрушки-подарки для детей; игрушка кукольного театра Дед Мороз. Смотреть конспект «Новый год в городе Волшебных фигур».

17 Январь Бусы в подарок кукле Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету). Листы с нарисованной верёвочкой для «нанизывания» бусинок. Блоки — бусинки. Ведущая предлагает сделать куклам подарки на праздник. Чтобы бусы получились красивыми нужно чередовать «бусинки» по форме и цвету.

18 Раздели фигуры Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств. Коробки для подарков, блоки – печенье и конфеты. Игрушки: заяц, медведь. Два подноса. В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза. Ведущая предлагает сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки : печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса:

Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное.

Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное, а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное)

Раскладывают конфеты:

Заяц любит только круглые, а мишка только синие.

Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке.

19 Чудесный мешочек Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь. Мешочек, блоки – драгоценные камни. Дети находят в группе красивый мешочек. Ведущая сообщает, что в мешочке лежит клад драгоценных камней – самоцветов. Чтобы достать самоцветы из мешка, нужно определить форму (величину). камня на ощупь.

20 Кто быстрее соберёт. Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине). Блоки. Коробки. Блоки лежат на ковре. Ведущая предлагает навести порядок. Раздаёт детям коробки и даёт задание.

21 февраль Рыбалка Познакомить детей со свойством предметов – толщиной. Учить понимать слова толстый — тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине. Два ведра. Блоки – рыбки. Дети отправляются на рыбалку. Ведущая «закидывает» удочку и ловит рыбу. Показывает её детям, обращает внимание на то, какая она толстая. Дети ловят рыбу, рассматривают её, сравнивают по толщине с рыбой пойманной ведущей. Определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую). Раскладывают рыбу в ведё рки: толстую в красное ведро, а тонкую в синее ведро.

22 Домино Развивать умение сравнивать предметы по толщине. Блоки. Фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другой толщины.

23 Поручения Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине). Блоки Дети играют с блоками. Ведущая даё т поручения:

Саше собрать все красные, толстые фигуры;

Лизе — синие, тонкие;

Артёму — жёлтые, толстые и т. д.

24 Найди фигуру Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Блоки. Обруч. Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая просит найти две фигуры:

Одинаковые по цвету, но разные по форме

Одинаковые по форме, но разные по величине

Одинаковые по величине, но разные по цвету

Одинаковые по форме, но разные по толщине

Одинаковые по толщине, но разные по форме и т. д.

25 март Парные картинки Познакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память. Два комплекта карточек с символами. Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки. Первый игрок переворачивает две карточки, если карточки одинаковые, берёт их себе и делает ещё один ход. Если разные – показывает всем и кладёт на место «рубашками» вверх. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берёт две карточки и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.

26 Все в ряд Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание. Карточки с восьмью клетками, где в первой из них изображено свойство. Блоки. Детям раздаются карточки. Они заполняют пустые клетки блоками соответствующего свойства. Выигрывает тот, кто заполнит карточку без ошибок.

27 Игра-путешествие «В гостях у сказки». Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. Карточки с символами свойств (цвет, форма, величина). Блоки, кукла Маша, ведерки, корзинки, обручи. Смотреть конспект «В гостях у сказки».

28 Магазин Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет, опираясь на карточки – схемы. Карточки с символами свойств (величина, цвет). Блоки – пирожные. Дети идут в магазин, чтобы купить пирожное. Карточки – деньги, у каждого по две (цвет и величина). Пирожное получает тот, кто правильно прочитал схему и выбрал пирожное.

29 апрель Строители Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина, опираясь на карточки – схемы. Карточки с символами свойств (форма, величина). Блоки – кирпичи. Машины для перевозки кирпичей. Ведущая предлагает детям построить дома для гномиков. Гномики написали письмо, в котором рассказали, из каких кирпичей построить домики (карточки – схемы). Дети загружают в машины кирпичи, выбирают место для строительства и строят дома. Рассматривают построенные дома и рассказывают из каких кирпичей построен их дом.

30 Кондитерская фабрика Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форма, толщина, опираясь на карточки – схемы свойств. Карточки с символами свойств (форма, толщина). Коробки для конфет. Блоки – конфеты. Дети «работают» на кондитерской фабрике. Раскладывают конфеты в коробки соответственно схеме.

31 Садовники Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (цвет, форма, величина, опираясь на карточки — схемы свойств. Карточки – символы (цвет, форма, величина). Обручи – клумбы. Блоки – цветы. Дети наблюдают за весенними изменениями в природе. Пришло время сажать цветы. Ведущая предлагает поиграть в садовников и устроить весенний сад в группе. На клумбах (в обручах) лежат карточки. Дети «сажают» цветы, любуются своими клумбами. Рассказывают, какие цветы выросли на клумбах.

32 Кто быстрее соберёт Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (величина, толщина, цвет, опираясь на карточки – схемы свойств. Карточки – символы (величина, толщина, цвет). Ведёрки. У каждого ребёнка своё ведёрко. Блоки лежат на ковре. Дети выбирают по три карточки для схемы. По команде ведущего начинают собирать фигуры. Выигрывает тот, кто соберёт больше своих блоков.

33 май Игра-путешествие «В гости к мишке» Выявить уровень умения: сравнивать и обобщать предметы по трём свойствам; читать схемы, обозначающие свойства предметов (величина, цвет, форма, толщина). Блоки. Карточки. Машина из стульчиков. Корзинка. Обручи – клумбы. Игрушки: мишка, заяц, лиса. Стол – прилавок магазина. Волшебный мешочек. Дети отправляются в гости к мишке и зайчику. Идут в магазин за угощением. Игра «Магазин». Покупают билет на автобус. Игра «Найди фигуру». Доезжают до реки. Игра «Рыбалка». Пришли в гости, угощают печеньем. Игра «Раздели фигуры». Игра «Чудесный мешочек». У мишки в вазе бумажные цветы. Дети садят цветы. Игра «Садовники». Мишка дарит детям цветы.

Прогнозируемый результат:

1. Заинтересовать детей и взрослых, сплотить родителей и детей.

2. Развить логическое мышление : умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать.

3. Использовать занимательный игровой материал, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера.

4. Сформировать сенсорные эталоны и научить сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине.

5. Улучшить у детей показатели по познавательным показателям (по результатам мониторинга).

6. Познакомить родителей со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.

7. Представить интересные придуманные игровые упражнения родителей и детей из совместно составленного альбома «Вместе с мамой, вместе с папой».

Публикации по теме:

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» Актуальность. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возрастаИспользование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста овременный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом.

Технология Кроссенс как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд : кроссворд. чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки: • Соревновательное.

Блоки Дьенеша как игра для развития логического мышления Принимая вновь в детский сад малышей, всегда мечтала к концу их дошкольного детства воспитать в них любознательность и желание узнавать.

Дидактическая игра по развитию логического мышления для детей среднего дошкольного возраста «Ёжик идёт в гости» Цель: Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное настроение,.

Дидактическое пособие по развитию логического мышления детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по развитию логического мышления детей младшего дошкольного возраста .

Доклад «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста» Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста». # В дошкольной педагогике существует множество.

Консультация для воспитателей «Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста» Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Отчет по самообразованию «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста» — презентация «Без игры нет и не может полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Влияние сказки на развитие воображения и словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование по самообразованию «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 ноября 2017 в 09:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД