Статья «Использование тактильно-игрового панно для обучения детей раннего возраста рассказыванию русских народных сказок»

Ксения Гончарова
Статья «Использование тактильно-игрового панно для обучения детей раннего возраста рассказыванию русских народных сказок»

Статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКТИЛЬНО-ИГРОВОГО ПАННО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ РУССКИХ- НАРОДНЫХ СКАЗОК

Гончарова Ксения Александровна, МАДОУ №45 «Детский сад «Улыбка», г. Норильск, воспитатель

Развитие в значительной мере эстетического элемента жизни у подрастающего поколения, использование творческого подхода к проблеме воспитания и всестороннего развития детей способствует дальнейшему повышению познавательной активности дошкольников.

Использование нетрадиционных изобразительных техник, оздоровительных технологий, нетрадиционных дидактических и физкультурных пособий в процессе обучения и воспитания способствует усвоению детьми каких-то знаний и умений, но и развитию их познавательной активности, а также воспитывает у них способность эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в своих работах.

Методика развития и обучения детей посредством нестандартных, нетрадиционных пособий создавалась в рамках реализации проекта ДОУ «Особенности взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи в развитии здорового дошкольника посредством работы родительских клубов».

Цель данной методики – оценить организацию предметной среды дошкольного учреждения с точки зрения ее возможности обеспечить всестороннее развитие детей и образовательный процесс.

В апробации методики принимали участие сотрудники дошкольного учреждения, родители.

Программно-методическое сопровождение к пособию включает цикл непосредственной образовательной деятельности по работе с нетрадиционными дидактическими пособиями, нестандартным физкультурным оборудованием, главная цель которой получение детьми ярких впечатлений и приобретение раннего познавательного и художественно-эстетического опыта.

Рекомендованные игры с нетрадиционным пособием можно организовывать как игру – занятие и в свободной деятельности. Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально-положительном речевом сопровождении взрослого. Детям необходимо общение с взрослым, оно помогает им узнавать мир. Сначала ребенок играет с героями сказки, затем с предметами одного цвета, затем другого. Потом необходимо учить детей действовать с предметами разных цветов и разных размеров. Особое удовольствие у детей вызывают занятия, которые заканчиваются пальчиковой живописью, играми с тестом, оздоровительными играми и упражнениями.

Игровая деятельность – главная движущая сила развития ребенка раннего возраста. Продуктивная деятельность (детское экспериментирование, восприятие художественной литературы, познавательные действия с наглядно-образным материалом) способствует формированию образного мышления, творческих способностей, целеустремленности, настойчивости. Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре, способствует не только художественному, но и познавательному развитию ребенка раннего возраста. Двигательная и оздоровительная деятельности стимулируют и развивают различные виды движений.

В ходе реализации проекта ДОУ «Особенности взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи в развитии здорового дошкольника посредством работы родительских клубов» педагогом при участии родителей создано дидактическое пособие, позволяющие реализовать выше названные виды деятельности. Это многофункциональное тактильное панно и нетрадиционные физкультурные коврики (авторские дидактические пособия).

Тактильное панно по русской народной сказке «Колобок» ориентировано на детей раннего возраста.

Для изготовления панно нужен кусок коврового покрытия с обметанными краями. Следующий шаг – пришить на него крючки, пуговицы.

Дополнительно к панно изготовлены атрибуты (вязаные предметы, силуэты животных, птиц, растений, сказочных героев и др.). Как и на фланелеграфе, эти предметы можно разместить практически в любом месте панно.

Крепеж осуществляется за счет нашитых на панно и предметы «липучек», крючков, пуговиц.

Для работы с панно также понадобятся карточки, раздаточный материал. На карточках изображены домики, растения, все, что нужно для дидактических игр. Для предметной деятельности также потребуются прищепки, шнуры, силуэты и предметы.

Панно является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием. Оно может быть задействовано на занятиях различного содержания: познание и экологическое воспитание детей, речевое и математическое развитие, ознакомление с русским фольклором.

Панно подходит для обыгрывания разных сюжетов, создания проблемных ситуаций в специально организованной образовательной игровой деятельности, в соответствии с Федеральными Государственными требованиями Программы ДОУ; индивидуальной работе с детьми, а также для показа мини-спектаклей по русской народной сказке «Колобок».

Интеграция образовательных областей «Познание: сенсорное развитие, предметная деятельность, конструирование из бумаги», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура» в специально организованной образовательной игровой деятельности позволяет решить педагогу следующие образовательные задачи:

-расширить знания о животных, в том числе птицах, обитающих в России, и растениях, о среде их обитания, питании, врагах;

-анализировать объекты природы, выделять их существенные признаки;

-фиксировать эти признаки и объединять объекты в группы;

-систематизировать знания о флоре и фауне;

-закреплять элементарные сенсорные и математические понятия;

-развивать речь, память, воображение, творческие, музыкальные и двигательные способности.

Опыт показал, что работа с тактильным пособием способствует умственному, физическому, эстетическому развитию ребенка. У ребенка формируются сенсорные эталоны и способности, позволяющие маленькому ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир. Малышам нравится обследовать, ощупывать, рассматривать предметы и действовать с ними. В материалах пособия представлены свойства и качества предметов: цвет, форма, величина, фактура и т. д. Правильно подобранные дидактические пособия приятны ребенку своей фактурой, пропорциями, чистотой, радужной гармонией цвета.

Тактильное панно и предлагаемые к нему игры способствуют накоплению сенсорных представлений.

В прилагаемых конспектах непосредственной образовательной деятельности автор знакомит коллег с изготовленными педагогом и родителями нестандартным физкультурным оборудованием – ковриками из бросового материала. Коврики были изготовлены в рамках проекта ДОУ «Особенности взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи в развитии здорового дошкольника посредством работы родительских клубов», в процессе акции «Просто так!»

В процессе работы с детьми раннего возраста можно варьировать использование разного нетрадиционного оборудования и дидактических пособий так, чтобы они дополняли друг друга, строго учитывая физические, умственные и возрастные особенности детей.

Разнообразие нетрадиционных методов и использование нестандартных пособий способствуют развитию речи, памяти, воображения, выразительности образов в детских работах. Опыт работы автора показал, что овладение приемами игры с тактильным пособием «Колобок» и для других сказок, доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Авторский опыт свидетельствует: чем более разнообразны приемы работы, тем успешнее будет обучение и оздоровление детей. Именно таким путем, вовлекая детей в предметную и практическую деятельность, можно вызвать в них эмоциональный отклик, научить видеть красоту окружающей природы, объектов и предметов. Малыши постепенно научатся обследовать предметы, передавать в рисунке свои впечатления, радоваться сказке. Успехов, коллеги!

Статья «Использование тактильно-игрового панно для обучения детей раннего возраста рассказыванию русских народных сказок»
Публикации по теме:

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Перспективный тематический план по поликультурному воспитанию в младшей группеПерспективный тематический план по поликультурному воспитанию в младшей группе Перспективный план по поликультурному воспитанию: знакомство с народным творчеством, бытом и народными традициями. Младший дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Статья «Использование тактильно-игрового панно для обучения детей раннего возраста рассказыванию русских народных сказок»
Опубликовано: 7 марта 2014 в 08:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель: Познакомить...
Фотоотчет «Как мы готовились к Дню матери»
Среди многочисленных праздников День матери- самый трогательный, нежный праздник. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным, ведь мамы...
Фотоотчет о празднике «Осень золотая»
Листья золотые, падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»
2 неделя ноября Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши». ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака,...
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития...
«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования 1 младших групп на...