Статья «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка дошкольного возраста»

Марианна Соснина
Статья «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка дошкольного возраста»

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой.

В. Сухомлинский[/i]

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира.

Как часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества». Замечательный человек, актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запасы доброты, виноваты и детский сад, и школа, и конечно семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».

Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших детей. Говоря словами композитора Д. Б. Кабалевского: «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира». Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Человек не рождается с чувством прекрасного – его надо развивать и воспитывать. Во многом этому помогает музыка.

Предназначение дошкольного возраста – не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы и нравственных ценностей.

У дошкольников на обычных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях формируются такие важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе и всему живому, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» — эти слова Н. А. Ветлугиной я беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. А главное — это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка.

Как это прекрасно — знакомить ребят с музыкой! Я начинаю работать с детьми в возрасте от двух лет и провожаю их в школу. На этом пути, продолжительностью в шесть лет, ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством. Музыка, художественное слово или картина должны стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Видные советские педагоги Н. А. Метлов, О. П. Радынова считают: чтобы привить детям интерес и любовь к музыке важно использовать для слушания не только произведения рекомендованной программой. Тридцать лет я работаю музыкальным руководителем в детском саду и считаю, что в программе недостаточно внимания уделяется воспитанию нравственных чувств через ознакомление с классической музыкой, поэтому решила составить методическую разработку по использованию классической музыки в нравственном воспитании старших дошкольников.

Цель

Через классическую музыку дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

Задачи

• Развивать интерес, любовь к музыке;

• повышать музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального слуха;

• побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительной и творческой деятельности.

Организованная в нашем детском саду эстетически-развивающая среда и система работы является одним из эффективных средств музыкального развития детей и способствуют формированию их социокультурного опыта. Дети проявляют такие нравственные качества, как терпимость, отзывчивость, щедрость. Ребенок учится доброжелательно общаться в коллективе сверстников, не замыкаться при взрослых. Понимая, что его всегда слушают и слышат, становится более инициативным и открытым, эмоционально благополучным.

В своей повседневной работе с детьми исхожу из того, что главной задачей музыкального воспитания в детском саду является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир ребенка, прежде всего на его нравственность. Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь ребенку через музыку осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать. Уже с первых занятий я учу детей самому главному, что должен дать воспитанникам детский сад: не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем. Слушая музыку, дети уже с младших групп начинают чувствовать и понимать, что музыка – это сама жизнь.

В своей работе использую вокальную и инструментальную музыку и стараюсь исполнять ее так, как написал композитор: эмоционально, искренне, выразительно. Необходимо увлечь детей игрой, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы было понятно ребенку, дошло до его сердца, было бы осмыслено.

Важное значение уделяю классической музыке. Это особый мир — в нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. На занятиях использую магнитофонные записи, записи на компакт-дисках, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффектно их сочетание с «живым» исполнением. Помимо детской музыки очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен — музыку Баха, Моцарта, Шопена, Глинки, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Конечно, рассказывать о произведениях классической музыки не так легко. В первую очередь самому необходимо познакомиться с литературой о композиторе, продумать, как преподнести произведение детям. Самое важное — дать почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Провожу слушания, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:

«Какие чувства передает музыка?»,

• «О чем рассказывает музыка?»,

• «Как рассказывает музыка?» (разработка О. Радыновой «Музыкальные шедевры»).

Эту схему использую на протяжении нескольких занятий: от настроения, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов и средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ. При этом каждый раз беседу начинаю с определения характера произведения в целом и расширения определений, применяемых детьми.

Следующий этап работы — знакомство детей с фрагментами из опер, балетов великих композиторов — П. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. Прокофьева.

А какие произведения помогут детям подвигаться, потанцевать?

Знакомство с серьезной музыкой начинаю с вальса С. Прокофьева из балета [/i]«Золушка». Рассказываю детям о композиторе, вспоминаем с детьми сказку «Золушка» и дети сами говорят, что под эту музыку Золушка танцует на балу. Дети с интересом слушают радостную, взволнованную музыку. И после прослушивания я предлагаю им побывать на балу вместе с Золушкой. Дети охотно откликаются и с удовольствием исполняют вальс.

Знакомя детей с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят», даю понятие что такое опера. Если в балете все герои танцуют, то в опере – поют. Сюжет сказки детям знаком, и я начинаю изучение оперы с «Колыбельной» Мамы Козы. Дети сразу определяют колыбельную песню, говорят о ее напевном и ласковом характере. Затем знакомлю детей с хором Козлят. И здесь детям дается возможность сделать для себя открытие, что в опере каждый козленок имеет свое имя, чего нет в русской народной сказке.

Таким образом, выстраивается целая система работы по знакомству детей с классической музыкой. Традиционными у нас стали вечера-досуги «Встречи в музыкальной гостиной», «Мы идем в концертный зал», цикл занятий «Чайковский и его музыка». Мною разработаны комплекс тематических занятий «3 чуда» из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане» и комплекс музыкальных занятий «Музыка и театр». Сколько здесь звучит прекрасной, выразительной музыки! Дети знакомятся с пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. В нем много близких и понятных им картинок и образов.

Встреча с музыкой поражает воображение детей, сердца их становятся доверчивыми, открытыми. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством — музыкой.

Мой опыт, связанный с использованием на музыкальных занятиях, вечерах-досугах, повседневной жизни детского сада классическую музыку позволяет сделать вывод о роли музыки в процессе восприятия развития личности ребенка. Классическая музыка обогащает его эмоциональное восприятие (переживания, и кроме того, ребенок начинает понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления. Вовлечение детей в музыкальные действия способствует их интересу к музыке, формируется определенное отношение к действующим лицам, развивается способность эстетического переживания, оценки таких нравственных категорий как добро и зло. Мне очень хочется, чтобы моя любовь к музыке передалась воспитанникам и пусть музыка оставляет в их душе свет, тепло, добро и радость. От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Список используемой литературы

1. Журнал «Дошкольное образование», №3, 2009 г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание», №1, 2005 г.

3. Ветлугина, «Музыкальное воспитание в детском саду»

4. «Метлов - Детям», Изд. Музыка, 2004 г.

Публикации по теме:

Занятие по формированию предпосылок экологического сознания в средней группе Тема : «формирование предпосылок экологического сознания» Цель : познакомить детей с правилами поведения на природе, научить вести себя.

Викторина для воспитателей «В природе все взаимосвязано»Викторина для воспитателей «В природе все взаимосвязано» «В природе все взаимосвязано» Ведущий: Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручейка.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Новый год
Автор публикации:
Статья «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 января 2014 в 23:23
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....