Папки-передвижки

Образовательные технологии практики работы по математическому развитию детей дошкольного возраста

Лариса Пятерникова
Образовательные технологии практики работы по математическому развитию детей дошкольного возраста

Образовательные технологии практики работы по математическому развитию детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель МАДОУ детский сад № 64

Пятерникова Лариса Геннадьевна

Главной задачей воспитателя является развитие всесторонней личности ребенка. Поэтому математика по праву занимает очень важное место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, самостоятельность, инициативу, фантазию и смекалку, учит логике.

Публикация «Образовательные технологии практики работы по математическому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога, в результате систематически проводимой работы на ООД и вне ее, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств.

Многообразие математического материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих не только формированию математических представлений у детей, но и развитию познавательной активности и устойчивого интереса к занятиям.

Классифицировать его можно, выделив в нё м условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

К математическим развлечениям относятся : загадки, головоломки, ребусы, кроссворды, лабиринты, игры на пространственные преобразования, игры путешествия, викторины, интерактивные викторины, математические турниры и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. Ребё нку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математический отношения. Например:

«Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).

«Пять братцев в одном домике живут» (варежка).

«В году у дедушки 4 имени. Кто это?» (весна, лето, осень, зима) и т. д.

Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Например:

- С колько ушей у трёх мышей?

- Сколько лап у двух медвежат?

- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? И т. д.

Мною они используются в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация и на ООД: предлагаю детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики для положительного эмоционального состояния и интереса к предстоящей деятельности на занятии, или на протяжении занятия, особенно при переходе от одной части занятия к другой, при смене деятельности для переключения внимания детей и интеллектуального отдыха.

При этом материал подбираю исходя из цели занятия и уровня развития детей. Задачи-шутки подбираю согласно цели и содержанию предстоящего занятия, в зависимости от назначения приема сравнения, уровня сформированности у детей представлений об арифметических задачах, развития у них логического мышления.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специаль-ных наборов геометрических фигур «Танграм». Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры : квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат — составить увиденное на образце или задуманное. Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Такие игры я использую во второй половине дня.

Для детей старшего дошкольного возраста применяются головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количество. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать какими – либо усвоенными ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.

Для детей старшего дошкольного возраста задачи на смекалку можно объединить

в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

1. Задачи на составление заданной фигуры из определё нного количества палочек: составить 2 разных квадрата из 7 палочек 2 разных треугольника из 5 палочек.

2. Задачи из изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В свободной деятельности детям предлагаю такие игры: «Выложи по образцу», «Что может получиться из 3, 5, 7 палочек» и т. д.

Математические игры – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Например: «Отгадай число» (ребёнок должен назвать число меньше 8, но больше 6); «Цепочка примеров», «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «По четыре», «Чудо – мешочек» и т. д. Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно – игровой среды: настольно – печатные игры, игры для развития логического мышления, логические задачи, кубики, лабиринты, игры сделанные своими руками.

После внедрения в дошкольное образование ФГТ, а после ФГОС, ведущим средством обучения дошкольников в математике становится игра. Занятия, которые проходят в игровом и поисковом режиме, делают процесс формирования интереса к математике и математических навыков наиболее успешным. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, они видоизменяются по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет сделать их наиболее привлекательными (это объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, природный материал, изображения предметов : плоские, контурные, цветные нарисованные на карточках; графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели). Наглядно дидактический материал служит основным средством обучения математики. Наглядный дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям детей, отвечать разнообразным требованиям : научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим и т. д. Наглядно дидактический материал использую на занятиях при объяснении нового материала, его закреплении, при повторении пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.

Сюжетные игры, в которых знания не только уточняются и расширяются, но в силу их неоднократного практически-действенного воспроизведения качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер.

В таких играх, как «Магазин», «Семья», «Транспорт» и др. ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Но для того, чтобы ребенок смог смоделировать деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, нормы отношений, существующие между взрослыми. С этим его должен познакомить воспитатель.

Наибольшее применение среди занимательного материала в детском саду находят дидактические игры.

Дидактическая игра вызывает живой интерес к процессу познания. В играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательный интерес дошкольников.

Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Например: («Назови соседей», «Найди недостающее», «Выложи правильно», «Сосчитай и назови», «Чего не стало» и др., разнообразные игры типа лото, домино и др. являются важным средством развития детей.

Следует отметить, что дидактическая игра становится эффективным средством обучения в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время, в необходимых дозах». Благодаря игровым действиям, игры, применяемые на занятиях и в других организационных моментах, делают обучение более занимательным и эмоциональным.

И в соей практике для каждой ООД продумываю игровую мотивацию и игры с целью вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости, в этом мне помогают методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий; картотеки дидактических игр и упражнений, проблемных ситуаций для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников; учебно-познавательные книги (тетради) для подготовки детей к усвоению математики в школе и в условиях семьи.

Из других учебных программ использую комплексы занятий с элементами игровых технологий, их можно проводить и как развлечение во второй половине дня:

занятия путешествия: «По сказкам», «На остров Чудес», «В город Цифроград», «Космическое путешествие», «Математическое королевство».

математические турниры : «Умники и умницы», «Самый умный первоклассник».

• викторины, конкурсы: «Торопись, да не ошибись», «В гостях у профессора Математики», «Задания для Незнайки».

В практике своей работы активно использую оборудование как для самостоятельных игр и занятий детей, так и на ООД по математическому развитию :

— лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки ( например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);

занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;

занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);

разнообразные дидактические игры : настольно-печатные и с предметами;

- развивающие, разработанные Б. П. Никитиным, игры В. Воскобовича, Г. Монтесори; шашки, шахматы;

отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки, палочки X. Кюзенера, соты «Кайе», математический планшет, интерактивные викторины и многое другое.

Игры В. Воскобовича, Б. П. Никитина, «Квадрат», «Сложи узор», «Кубики» предлагаю детям во время самостоятельной деятельности.

Направленные на сенсорное развитие, очень эффективны игры с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Например, такие:

• Сделай узор. Цель: развивать восприятие формы

• Воздушные шары. Цель: обратить внимание детей на цвет предмета, учить подбирать предметы одинакового цвета

• Запомни узор. Цель: развивать наблюдательность, внимание, память

• Найди свой домик. Цель: развивать умение различать цвета, формы геометрических фигур, формировать представление о символическом изображении предметов; учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.

• Пригласительный билет. Цель: развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.

• Муравьи. Цель: развивать умение детей различать цвет и размер предметов; формировать представление о символическом изображении предметов.

• Карусель. Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление; упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету, величине, форме.

• Разноцветные шары. Цель: развивать логическое мышление; учить читать кодовое обозначение логических блоков.

Игры с возрастом усложняются.

Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности. Примером могут служить «цветные числа» — дидактический материал преподавателя из Бельгии X. Кюзенера, получивший большое распространение в детских садах за рубежом и в нашей стране. Он может использоваться, начиная с ясельных групп и кончая последними классами средней школы.

В утренние и вечерние отрезки времени организовываю игры, направленные на индивидуальную работу с детьми с низкими показателями развития и, наоборот, игры для одарённых детей. В программе "Детство" основными показателями интеллектуального развития ребёнка являются показатели развития таких мыслительных процессов, как сравнение, обобщение, группирование, классификация.

Все выше перечисленные требования обеспечивают эффективное взаимодействие ребёнка с данной средой и не идут в разрез с требованиями, предъявляемым к развивающей среде программой "Детство". Все эти средства размещаются непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности.

В работе с родителями пользуюсь разнообразными формами донесения информации: консультации, беседы, родительские собрания, круглый стол и т. д. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, я всегда помню, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

Организованная в русле игровых технологий работа по математическому развитию детей отвечает интересам самих детей, способствует развитию их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и стимулирует к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с детьми.

Публикации по теме:

Информационные технологии в системе работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Информационные коммуникационные технологии в системе работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Актуальность. Процесс.

Нетрадиционные педагогические технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста «Нетрадиционные педагогические технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарований детей - на.

Консультация «Технологии обучения работы детей старшего дошкольного возраста речевым навыкам»Консультация «Технологии обучения работы детей старшего дошкольного возраста речевым навыкам» Воспитатели МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»: Хатько С. С. ; Андропова С. К. Речь человека – Это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным,.

Математическое образование детей дошкольного возраста через познавательное развитие-образовательные технологии и методы Математическое образование детей дошкольного возраста через познавательное развитие: образовательные технологии, методы и формы работы.

НОД по математическому и сенсорному развитию «Фиксики в гостях у ребят» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно образовательной деятельности Возрастная группа: старшая Тема НОД: «Фиксики в гостях у ребят». Ведущая образовательная.

Презентация опыта работы по теме «Технологии обучения речевым навыкам детей старшего дошкольного возраста» Воспитатели МБДОУ ДЕТСКИЙ САД "СКАЗКА" в старшей группе "Солнышко" Хатько С. С., Андропова С. К. 1 сл. 2сл. В дошкольном возрасте развивается.

Опыт работы «Современные образовательные технологии в ДОУ» .

Современные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детейСовременные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детей Современные образовательные технологии в организации образовательной деятельности по речевому развитию детей На тему: «Космический мир».

Современные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возрастаСовременные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста Современным образовательным организациям необходимо разрабатывать и внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии,.

Современные образовательные технологии и методики, применяемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста Развивающее обучение и здоровьесберегающие технологии. Область совершенствования методики – это игры и упражнения на развитие общей и мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательные технологии практики работы по математическому развитию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 октября 2018 в 18:02
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД