Статья на тему: Экологическое воспитание первого младшего дошкольного возраста

Оксана Меркурьева
Статья на тему: Экологическое воспитание первого младшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.

В младшей группе постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где я формирую представление детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред.

Объясняю детям, что рвать растения и есть их нельзя, потому что они живые, им больно.

Эффективно использую следующие методы и приемы:

1. Наблюдения:

- за живой природой - наблюдение за птицами, насекомыми на участке (бабочки и божья коровка, приучать детей подкармливать птиц);

- за не живой природой - наблюдение за снегом, песком, льда, воды;

-за явлениями природы – идет снег, дождь, дует сильный ветер, светит солнце, небо затянуто облаками;

- сезонные наблюдения:

Осень- похолодало, деревья пожелтели, опадают листья;

Зима – холодно, идет снег, лед скользко можно упасть;

Весна – потеплело, тает снег, появились лужи, травка, насекомые, набухли на деревьях почки;

Лето- яркое солнце, жарко, летают бабочки.

2. Дидактические игры:

«Узнай по картинке домашних животных» (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) их детенышей и назови их;

«Узнай по картинке диких животных» (заяц, медведь, лиса, волк и т. д.);

«Что как плавает?»;

«Узнай какой овощ?» различать овощи по внешнему виду (помидор, огурец, морковь и т. д.);

«Узнай какой фрукт?» различать фрукты (яблоко, груша, банан и т. д.).

3. Подвижные игры: например, «Зайка беленький сидит», «Солнышко и дождик» и т. д.

4. Целевые прогулки. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Широко использую прогулки для экологического воспитания детей.

В младшей группе создана предметно- развивающая среда с учетом решения задач по экологическому воспитанию.

В группе имеется уголок природы состоящий из:

- комнатных растений соответствующих младшему возрасту, лейки для полива цветов воспитателем с привлечением детей;

- «центр воды и песка» с атрибутами для игры с водой (водоплавающие птицы, рыбки); для игры с песком имеются савочки, грабли, формочки различных фигур;

- календарь природы с природными и сезонными явлениями по возрасту;

- кормушка с зимующими птицами;

В группе имеется соответствующая возрасту художественная литература:

- детские книги например, К. Чуйковский «Мойдодыр» и т. д. ;

-детские журналы с иллюстрациями;

-потешки например, «Водичка-водичка»;

- альбомы с дикими и домашними животными, птицами.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводиться беседа, ответы детей на вопросы. Воспитывать у детей сочувствие, сопереживание либо радость, восторг.

Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями:

- «Осенняя фантазия»;

-«Весенний бал»;

-«Новогодний сувенир».

Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребенка в детском саду.

Также еще одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Также ведется работа по экологическому воспитанию с родителями. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем традиционные формы: родительские собрания на темы: например, «Значение игр в познании окружающего мира»; «Воспитание добрых чувств в процессе ознакомления с природой», консультации на темы: например: «Малыш познает мир», «Потешки, стихи для детей по экологическому воспитанию, «Играю- значит живу», беседы, индивидуальные беседы.

Таким образом, я постоянно привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию окружающего мира. Только мы, в тесном сотрудничестве с родителями можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут основой, тогда мы можем быть спокойней за будущее природы и окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников- приоритетное направление в работе нашего детского сада.

Публикации по теме:

Уголок природы в нашем детском садуУголок природы в нашем детском саду Экологическое воспитание - актуальная проблема настоящего времени. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и.

Экологическое воспитание в ДОУ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙЦЕЛЬ: воспитание социально- активной личности,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Статья на тему: Экологическое воспитание первого младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2013 в 19:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развивающая доска или Бизиборд
Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города «Памятник Колобку" Цель работы: формирование у детей интереса к...
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
Роль речи воспитателя в развитии речи детей Характерной особенностью детей дошкольного возра¬ста является подражательная речь, которая обусловлена...
Новогодний утренник для младшей группы.
МБДОУ№1 Новогодний утренник Воспитатель: Макаова Р. А. 2017г Ведущий : Здравствуй праздник Новогодний! Гости к нам пришли сегодня! Детки выучили...
Конспект итогового занятия по развитию речи «Ох, уж эти сказки…»
Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Ох, уж эти сказки Цель: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей...