Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства»

Мария Березина (Тырина)
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства»

Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу — патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, населяющими нашу Родину, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре.

Я попробую показать, как можно решить эту задачу через народное декоративно-прикладное искусство. А для наших ребятишек это еще и прекрасный способ развития мелкой моторики рук, мышления, снятия напряжения и стресса, наслаждения и любования изделиями народных мастеров.

Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественную гениальность народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспитывает лучшие черты народного характера — смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм: вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой культуры российского народа.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми можно познакомить детей, раскрывает перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Работу по знакомству детей с народными декоративно-прикладным искусством начинают с изучения декоративно-прикладного искусства народов, населяющих РФ, ознакомленная с особенностями украшения изделий, формой и материалами из которых они изготавливаются.

Рассматривая вместе с детьми иллюстрации обращать внимание детей на старинную русскую одежду, знакомить с ее названиями (кафтан, сарафан, кокошник, рубаха и т. д.).

Эффективным средством ознакомления детей с народным декоративным прикладным искусством являются экскурсии в музей, на выставку народного искусства или в художественный салон. Эту работу я связываю с образованием у детей конкретных представлений об особенностях народного искусства, национального узора.

Рассматривание и анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала способствуют запоминанию детьми очертаний народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из актуальных проблем настоящего времени.

Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь не возможна без глубокого познания произведений народного искусства, которое несет в себе духовные, эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Декоративно – прикладное творчество является составной частью народного искусства. Соприкосновение с декоративно – прикладным творчеством формирует у детей духовные потребности, чувство патриотизма, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического воспитания личности через декоративно – прикладное искусство необходимо решить следующие задачи:

-познакомить детей с разными изделиями декоративно – прикладного творчества, с историей их возникновения ;

-формировать художественные умения в разных видах декоративной росписи;

-создать условия для самостоятельной художественной деятельности детей.

Для успешного решения поставленных задач педагог должен быть сам знаком с народно – декоративным творчеством, историей их возникновения.

В возрасте 2-3 лет возможности детей в декоративном рисовании весьма ограничены. Дети с удовольствие играют матрешками, ваньками-встаньками, дымковскими, филимоновскими, богородскими игрушками.

Детей второй младшей группы знакомят с элементами дымковской, филимоновской росписи.

В средней группе детей знакомят с городецким промыслом, выделяя элементы узоров: бутоны, розаны, купавки.

В старшей группе детей знакомят с полхов - майданскими игрушками.

Полхов –майданские мастера считаются самыми главными игрушечниками. Они делают разнообразные игрушки: свистульки, каталки, матрешки и. д. и называются эти игрушки - таратушками. Основной элемент узора – цветок шиповника.

Гжельские мастера расписывают фарфоровые изделия голубой и синей краской по белому фону.

Детей подготовительной группы знакомят с хорошо все известной хохломой и мезенской росписью, которая считается одной из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен.

Работа по ознакомлению детей с народно декоративным творчеством осуществляется поэтапно.

На первом этапе детей знакомят с историей возникновения декораивно-прикладного искусства, рассматривают предметы промысла, выделяют цветовые приемы, основные элементы узора.

На втором этапе дети упражняются в рисовании простейших элементов росписи.

На третьем этапе дети составляют узоры, используя приобретенные навыки.

На четвертом этапе дети упражняются в умении наносить роспись на вырезанные из бумаги силуэты, глиняные формы.

Одним из важных условий для самостоятельной художественной деятельности детей является создание мини-музеев, где дети имеют возможность не только рассмотреть, но и потрогать экспонаты. В непосредственной близости от мини-музея целесообразно расположить художественный материал для воплощения замыслов, иллюстрации для рассматривания.

Создание условий для выставки детских работ создаст дополнительный стимул к творчеству, вызовет интерес к своим национальным истокам, приобщит детей к истории русского народа, что в свою очередь способствует развитию патриотических чувств.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из актуальных проблем настоящего времени.

Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь не возможна без глубокого познания произведений народного искусства, которое несет в себе духовные, эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Список литературы:

1. Атемаскина Ю. В., Л. Г. Богословец «Современные педагогические технологии в ДОУ» учебно- методическое пособие. - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.

2. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» Москва 2005 год.

3. Гонеев А. Д. Основы педагогики Текст. / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. Текст: / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.

5. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II[Электр] / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2007.

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии[Электр] / Г. К. Селевко. — М., 2008.

7. Сластенин В. А. ПедагогикаТекст: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2005.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по средствам декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора» «Любовь.

Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.

Конкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусстваКонкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства Представляю вам наши конкурсные работы,выполненные совместно родителями и воспитанниками, также педагогами ДОУ для городского конкурса.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 03:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Детская коллективная работа «Пусть всегда будет мама!»
Мастер-класс. Детская коллективная работа «Пусть всегда будет мама! " Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички, здравствуйте. В...
Конспект совместной деятельности детей и родителей «Я и моя мама»
Конспект занятия совместной деятельности детей и их родителей. "Я и моя мама". Получения ребенком новых знаний не должен ограничиваться только детским...
Конспект образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Поможем...
Цель: Формировать основы познавательного отношения к окружающему миру, дружеских взаимоотношений, и навыков общения у детей младшего дошкольного возраста....
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности...
Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого"...
Дубовички на прогулке. Детский мастер-класс поделки из желудей и синельной проволоки...
Осень предоставляет нам богатый материал для творчества: листья, каштаны, желуди, веточки, семена и другой материал. Поделки из желудей относятся к простому...