Лучший педагог года

Организация предметно-развивающей речевой среды в группе детского сада

Татьяна Давыдова
Организация предметно-развивающей речевой среды в группе детского сада

Организация предметно-развивающей среды

в группе детского сада

[/b]

В связи с внедрением ФГОС важнейшей задачей практического преобразования образовательного процесса в детском саду стало создание предметно-развивающей среды.

Актуальность этой проблемы в настоящий момент состоит в том, что процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.

Публикация «Организация предметно-развивающей речевой среды в группе детского сада» размещена в разделах

При создании предметно-развивающей среды, подчёркивает С. Л. Новоселова, необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, психологических и физиологических особенностей обитателя этой среды.

Рассмотрим некоторые аспекты организации предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе.

Групповую комнату отличает как цветовая отделка, так и оформление интерьера, подбор мебели, её расстановка, оборудование для различных видов деятельности.

В групповой комнате необходимо выделить и оборудовать зону для занятий. Для этого используется мебельный комплект: стол воспитателя, комбинированная доска, экран, шкаф.

Также необходимо выделить уголок живой природы, уголок для ручного труда, для рассматривания книг, для самостоятельной музыкальной и изобразительной деятельности дошкольников. Расстановка столов, шкафов, размещение игрушек, учебных пособий производиться таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями.

Для самостоятельной деятельности дети должны иметь открытый доступ к материалам и пособиям: это могут быть шкаф-витрина, полочки ленточные столы с ящиками для игрушек, и т. д.

В соответствии с ФГОС ДО воспитательный процесс в подготовительной группе складывается из следующих составляющих:

- свободная самостоятельная деятельность детей по выбору ребёнка (рисование, игра, лепка, конструирование, аппликация, дидактические игры и др.);

- развивающие занятия в форме непринужденной деятельности взрослого с детьми: игровая; познавательно-исследовательская; изобразительная; чтение художественной литературы; музыкальные и физкультурные занятия.

Пространство группового помещения детского сада делиться на 3 части :

1. рабочая зона;

2. спокойная зона;

3. активная зона.

При этом все зоны пространства в зависимости от конкретных задач обладают возможностью изменяться, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы.

Пространство в группе должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Партнёрская форма занятий требует особой организации рабочего пространства. Поэтому стабильную учебную зону необходимо превратить в функциональное, трансформируемое пространство.

Рабочая зона может выступать в трех видах.

1. Мастерская (для занятий продуктивной деятельностью).

2. Лаборатория (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью).

3. Место свободной деятельности детей по интересам.

Пространство зоны: лёгкие толы (на двоих) или общий стол-трансформер, передвижная двусторонняя доска.

Для продуктивной деятельности – материалы для изобразительной деятельности, настольные конструкторы.

Для познавательно-исследовательской деятельности – материалы для экспериментирования (в том числе песок – вода, образно-символические и нормативно-знаковые материалы.

Пространство спокойной зоны: небольшой ковёр, лёгкие банкетки или диван, один-два лёгких столика.

На собственных границах зоны, на стеллажах:

- книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы для познавательно-исследовательской деятельности;

- подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями для чтения художественной литературы;

- настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры – для игровой деятельности.

Пространство активной зоны: ковёр (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации).

На собственных границах зоны, на стеллажах и лё гких столах:

- для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы;

- для сюжетной игры – игрушки разных сюжетнообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты.

На границах между зонами (границы зон – подвижные) :

- между спокойной и активной зонами – крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые, ширмы, объёмные напольные модули;

- между активной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с лёгким оборудованием для подвижных игр с правилами, объёмные напольные модули;

- между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными играми с правилами, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Воспитатели при активной помощи родителей наполняют предметно-развивающую среду различным наглядным материалом и пособиями.

Для познавательно-речевого развития детей : репродукции картин, иллюстрации, детская художественная литература, счёты, счётная лесенка, линейки, мерные сосуды, настенные часы, календари, глобус, географические карты, лупа, спиртовки, открытки, тематические диски: «Климатические зоны», «Космические явления», куклы в национальных костюмах, иллюстрации со средствами передвижения, коммуникации, дидактические игры по программе.

Цветные карандаши, акварельные краски, наборы кисточек, бумага, доски для лепки, пластилин, клей, ножницы, цветная бумага, картон. Природный и бросовый материал, ткань, иголки, подушечки для иголок, нитки и пуговицы разных цветов – для изобразительной деятельности и художественного труда.

Для игровой деятельности: атрибуты к сюжетно-ролевым играм, технические игрушки (автобусы, автомобили, настольно-печатные игры, мозаика, шахматы, шашки, конструкторы.

Для развития экологической культуры: комнатные растения, лейки для детей, палочки для рыхления, коробочки и ящички для посадки, лупа, пульверизатор, настольно-печатные игры в соответствии с реализуемой программой, лопаты железные детские, грабли железные детские.

Для театрализованной и музыкальной деятельности: костюмы для детей и взрослых, ширмы и наборы для кукольного театра и др., компьютер с колонками для прослушивания музыки, детские музыкальные инструменты (ложки, бубны и др.).

Для физического развития детей: мячи, скакалки, гимнастические палки, кегли, мешочки с грузом, тематические диски, атрибуты к подвижным играм.

Таким образом, осуществление процесса обучения и воспитания в группах подготовки детей к школе требует рациональной организации пространственно-предметной развивающей среды, от функциональной эффективности которой зависит желание ребёнка учиться и развиваться дальше.

Литература.

1. Денисенкова, Н. Как организовать окружающую среду (практика развития)/Н. Денисенкова//Дошкольное воспитание. – 2003. - № 12. – С. 17 – 21.

2. Маханева, М. Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребёнка/М. Д. Маханева//Дошкольное воспитание. – 2009. - № 2. – С. 4 – 6.

3. Новоселова, Г. Л. Развивающая предметно-игровая среда/Г. Л. Новоселова//Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 14 – 18.

4. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский. – М. : Просвещение, 1993. – 216 с.

5. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду/Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : «ДЕСТВО – ПРЕСС», 2007. – 128 с.

6. ФГОС дошкольного образования//URL : https://www.rg.ru.

Публикации по теме:

Особенности создания развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе детского сада В современных условиях развития детского дошкольного образования малокомплектные детские сады не стоят на последнем месте по уровню предоставления.

Модель предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада Аннотация На современном этапе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, для максимальной реализации образовательной.

Оптимальная организация и использование предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада Оптимальная организация и использования предметно – пространственной среды. При построении предметно-пространственной развивающей среды.

Организация предметно-пространственной среды во второй младшей группе детского садаОрганизация предметно-пространственной среды во второй младшей группе детского сада Целью создания развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе детского сада является обеспечение игровой, познавательной,.

Организация предметно-развивающей речевой среды для детей второй младшей группы Создание предметно-развивающей среды с целью речевого развития дошкольников является важной задачей дошкольного образовательного учреждения.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС «Уголок психологической разгрузки в группах детского сада»Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС «Уголок психологической разгрузки в группах детского сада» Психологическая работа включает не только коррекционную и развивающую, но и психопросветительскую, которая не маловажна и дает очень действенный.

Организация предметно — развивающей среды в средней группе Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС. Развивающая.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского садаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада Организация развивающей предметно-пространственной среды Уголок «Здоровичок» В уголке «Здоровичок» содержаться следующие материалы — Папка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Прозоркина Кира Владимировна инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад №34 комбинированного вида Выборгского района, Санкт-Петербурга.

Особенности предметно-развивающей среды детского сада Среда развития любого ребенка – это то пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-развивающей речевой среды в группе детского сада
Опубликовано: 19 мая 2018 в 18:44
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД