МААМ-картинки

Оркестр в детском саду: с чего начать?

Виктория Позднякова
Оркестр в детском саду: с чего начать?

Оркестр в детском саду : с чего начать.

Нужен ли оркестр в детском саду и стоит ли тратить на него время,

которого и так всегда не хватает?

Почему, проводя музыкальные занятия, мною уделяется большое внимание

игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское

музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников,

повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию

музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней

Публикация «Оркестр в детском саду: с чего начать?» размещена в разделах

застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В

процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого

исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности,

развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре

на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир

музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных

инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается

качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят

ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает

передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не

только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой

инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе

в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально

от случая к случаю, а имеется целая система обучения.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются

разнообразные методы и приё мы: показ иллюстраций, игрушек,

использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база

детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на

музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у

детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления,

способствует творческой активности.

Обучать игре на музыкальных инструментах необходимо с первой

младшей группы. На занятиях используются самые простые шумелки, детей

учат различать звуки по высоте. Инструменты используются в пении, игре,

упражнениях, пляске.

Со второй младшей группе закрепляются знания детей о музыкальных

игрушках и инструментах, знакомят с новыми шумелками. У малышей

постепенно обогащается опыт восприятия музыки, появляется желание

самостоятельно действовать с ними.

В средней группе обучают детей игре на металлофоне и других

инструментах, шумелках. В этой группе появляется почти настоящий

шумовой оркестр. Обучение проводится как на занятиях, так и

индивидуально. Во время игры на металлофоне от детей требуется

воспроизводить ритмический рисунок и мелодическую линию.

В старших группах перед детьми ставятся новые более сложные задачи:

соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.

Уметь играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать

свою партию, играть с динамическими оттенками. Дети сами должны

убедиться, что инструменты могут быть веселыми, ласковыми, спокойными,

сердитыми, могут петь, а могут и говорить.

С чего начать? Для занятий необходимо иметь помещение и

определенная материальная база. К подбору музыкальных инструментов

необходимо отнестись очень серьезно, т. к. не все игрушки можно

использовать в оркестре. Основным критерием отбора инструментов служит

чистый строй. Используются только те инструменты, которые можно

настроить или подстроить. Количество инструментов зависит от количества

детей. У педагога полный набор инструментов, у ребенка должно быть

несколько (2-3 ударных, триола, металлофон или ксилофон)оркестр

принимаются все желающие. Педагог знакомится с детьми, беседует с ними,

чтобы иметь представления о каждом ребенке, о его музыкальных данных.

Размещение детей на занятиях – полукругом, чтобы они не мешали друг

другу и могли видеть педагога. Первые занятия проходят в форме игры, где

дети знакомятся с музыкальными инструментами. Дать ребенку в руки

инструмент, рассказать, сколько людей трудилось, создавая его, чтобы

сделать таким красивым: конструктор, художник, лесоруб, сталевар и еще

много других специалистов. Кроме того, это не просто красивая вещь, а

музыкальный инструмент: у него есть свой голос и язык, и детям предстоит

научиться понимать его и «беседовать» с ним на его языке – играть на нем,

поэтому относиться к нему (и к другим инструментам) нужно бережно.

Игровая форма занятий, быстрый темп помогает педагогу поддерживать

неослабевающий интерес к ним в течение всего учебного года.

На занятия предлагается входить и выходить с него под музыку. Безусловно,

музыка организует детей и мобилизует их внимание. Музыка для входа может

быть разной, чтобы она наилучшим образом «вводила» в круг задач данного

конкретного занятия. Разучив очередную песню, попробовать инсценировать

вход. Дети могут придумывать движения, подыгрывая на музыкальных

инструментах. Если характер входа зависит от музыки, с которой начнется

занятия, то выход – под музыку, которая звучала последней. Таким образом,

вход станет прологом, а выход - финалом занятия, связанного единой

драматургической линией.

Музыкально- дидактические игры начинают использовать уже во

второй младшей группе. Все игры подобраны по возрастам. В средней группе

повторяют игры, разученные ранее, но с усложнением. В игру вводятся

музыкальные инструменты, на которых играют дети. «Какая птичка поет?»

(на металлофоне играют дети). Игра «Буратино» - музыкальные загадки. Игра

«Определи» - определение ритмического рисунка. «Бубен» - всевозможные

варианты игры на развитие ритма. Музыкальные попевки. Игра на развитие

ритма «К нам гости пришли» и другие. В процессе игр у детей формируется

чувство товарищества, ответственности. Развивается музыкальный слух,

чувство ритма. Неоценимую роль игры помогают закреплять знания о

музыкальных инструментах, разнообразят занятия.

Большое внимание уделяется индивидуальной работе, которая

проводится как на музыкальных занятиях, так и вне занятий. Работа должна

вестись систематически и по определенному плану. Главная цель таких

занятий – усвоение приобретенных умений и навыков, полученных на

музыкальных занятиях, развитие у детей музыкальных способностей, памяти,

чувство ритма, умения сравнивать и различать звуки, обучение игре на

музыкальных инструментах. В индивидуальной работе используются те же

формы и методы, что и на музыкальных занятиях. Занятия проводятся во

второй половине дня, продолжительностью 5-7 минут.

С чего же начать обучение детей игре на музыкальных инструментах?

Конечно, со знакомства с инструментами. Бывают дни, когда внимание детей

рассеяно, и как бы мы не старались, занятия в такие дни не приносят

желаемого результата. Не огорчайтесь, посвятите этот день знакомству с

музыкальными инструментами. Вы будете удивлены тому, как полное

невнимание детей изменится на неподдельный интерес. Покажите

инструмент, назовите его, дайте послушать, как он звучит, объясните, как

правильно на нем играть, чтобы получился красивый звук. Обязательно

покажите, что происходит со звуком, если инструмент держишь не

правильно. Можно привлечь воспитателя и с его помощью экспромтом

исполнить элементарную пьесу под аккомпанемент фортепиано. Если

знакомство с инструментами заняло немного времени, то можно попробовать

сыграть эту же пьесу с детьми. Я гарантирую вам, что обещание поиграть в

оркестре будет для ваших детей сродни обещанию сладкого после обеда!

Начинать знакомство нужно с более простых инструментов: маракасов

бубнов. Любой инструмент, для того, чтобы он "зазвучал", необходимо

научиться правильно и свободно держать, и для этого нужно выработать

некий навык. (Вы, наверняка, заметили, что в последнее время увеличилось

количество детей с гипертонусом мышц. Дети «зажаты».) Не стоит с первого

занятия требовать ритмичного музицирования или свободного

звукоизвлечения, пусть для начала дети почувствуют прелесть собственного

исполнения, и у них появится желание играть. Только после этого вы можете

переходить к следующему этапу: работа над ритмом (метром,

динамическими оттенками и звукоизвлечением. С оттенками обычно не

возникает проблем, здесь верный помощник фортепиано. А вот проблемы с

ритмом и метром будут постоянно, независимо от возраста детей. Ведь, чем

старше будут становиться дети, тем более сложные произведения они будут

исполнять. Что можно посоветовать? Разучивание партии каждого

инструмента мы всегда начинаем с прохлопывания ритма. Во-первых,

прохлопывать детям проще, чем играть (ведь собственные ладошки - давно

знакомый и привычный инструмент). Во-вторых, внимание детей

сконцентрировано на правильном (ритмичном) исполнении своей партии, не

отвлекает инструмент в руках. Прохлопывая, дети одновременно работают

над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими

оттенками. Между прочим, прохлопывание мы не прекращаем вплоть до

выступления на утреннике, именно с этого на каждом занятии начинается

работа с оркестром. Еще один проверенный и результативный способ работы

над сложным ритмом: на ритмический рисунок придумываются слова (или

целые предложения, и во время разучивания партии дети проговаривают эти

слова вслух. Не будь этого простого, но очень эффективного способа, думаю,

что многие пьесы нашего репертуара так и не "дозрели" бы до концертного

исполнения. Работе над метром так же поможет проговаривание слов. Мы

используем простейшие «тик-так», «дин-дон». Все это особенно важно, если

вы работаете с логопедическими группами, т. к. у этих деток очень серьезные

проблемы с ритмом, координацией и вниманием. Постоянное проговаривание

ритма и метра поможет сконцентрировать внимание детей и упростит

исполнение музыкальных партий. Для достижения лучшего результата можно

упражняться на прохлопывании ритма считалок, или песен, которые вы

разучиваете.

Разучивание оркестровых партий подразумевает работу по подгруппам. Но

вы же знаете, мои дорогие коллеги, что в это время остальная часть группы

присутствует в музыкальном зале. Чтобы не охладить «творческий пыл»

незадействованных детей, я обычно предлагаю детям помочь друг другу.

Одна подгруппа играет, все остальные дублируют партию хлопками. С одной

стороны, дети не отвлекаются, с другой, открывается прекрасная

возможность потренировать чувство ритма и проучить все оркестровые

партии сразу со всеми детьми.

Самая сложная партия, как правило, у металлофонов. Эти инструменты

лучше доверить наиболее музыкальным детям, так как здесь

исполнительские задачи усложняются. К правильномузвукоизвлечению и

ритмичности добавляется понятие звуковысотности. Эти партии лучше

разучивать на дополнительных занятиях индивидуально или подгруппой.

Есть металлофоны, на которых написаны названия нот и это упрощает

разучивание партии, т. к. в старших группах дети имеют навыки чтения.

После определенной тренировки они достаточно просто ориентируются с

местоположением звуков на инструменте. Нотную грамоту, как таковую, мы

не изучаем, но играем, называя ноты. На некоторых инструментах пластины

окрашены в разные цвета, и дети ориентируются по цветам. Помогайте

детям: при разучивании партии вполне уместны такие подсказки, как:

«соседняя нотка, через нотку, через две нотки».

Здесь я повторюсь, но это не будет лишним. Любой музыкант знает, как

важно правильно поставить руку начинающему исполнителю, поэтому нужно

сразу научить детей правильно держать инструменты и правильно извлекать

звук. Не стесняйтесь постоянно обращать на это внимание детей, ведь от

этого зависит красота звучания вашего оркестра, а значит, и удовольствие от

музицирования!

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения

детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём

музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в

эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас

даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным

общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые

произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении

симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно

исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют

“публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на

праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на

выездных конкурсах и концертах. Бесспорна и воспитательная функция

оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из

форм общения. У детей появляется ответственность за правильное

исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр

объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной

задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в

своих силах. Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из

маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми,

навсегда останутся друзьями классической музыки.

Используемая литература:

Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.

Зимина А. Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

Кононова Н. Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.

Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный

руководитель” №3, 2005г.

Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.

Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.

Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Для чего нужны прогулки в детском саду?Для чего нужны прогулки в детском саду? В практике работы воспитателя очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Пребывание детей на свежем.

Как родителям начать разговор о Великой Отечественной войне с детьми старшей группыКак родителям начать разговор о Великой Отечественной войне с детьми старшей группы 9 мая во всех храмах России ежегодно служат молебен по солдатам, погибшим, защищая Родину. Все педагоги ежегодно очень кропотливо ведут.

Консультация для родителей и воспитателей «Для чего нужна гимнастика после дневного сна в детском саду?» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский Василий Александрович Формирование у детей.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Консультация музыкального руководителя «Как начать музыкальное занятие?»Консультация музыкального руководителя «Как начать музыкальное занятие?» Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего.

Оздоровительное плавание для детей младшего дошкольного возраста. С чего начать?Оздоровительное плавание для детей младшего дошкольного возраста. С чего начать? С чего начать? С начала учебного года маленькие воспитанники приходят в сад и для многих это большой стресс. Малыша «оторвали» от мамы,.

Шумовой оркестр в детском садуШумовой оркестр в детском саду Шумовой оркестр – одна из самых доступных  и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Занятия в шумовом оркестре.

Удивительное рядом, стоит только начать его видеть.Удивительное рядом, стоит только начать его видеть. Мой край прославлен солнцем и теплом, Горами и озёрами богат, Но главное: родимый, милый дом, Сюда вернуться каждый очень рад. Наступило.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Всем известно,что самой уязвимой категорией участников дорожного движения являются дети. Максимально защитит их от возможной беды.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Оркестр в детском саду: с чего начать?
Опубликовано: 3 июня 2021 в 20:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД