Папки-передвижки

Статья «Преодоление конфликтов в дошкольном возрасте»

Елена Башинская
Статья «Преодоление конфликтов в дошкольном возрасте»

Преодоление конфликтов в дошкольном возрасте

Первые попытки организации практической работы по предотвращению и разрешению конфликтов связаны с именем К. Левина, когда-то давшего классическое описание основных типов конфликта. А в последние годы своей профессиональной деятельности, посвятившего себя поискам практического применения своих теоретических разработок.

К. Левин стал одним из основателей «Журнала социальных проблем» и «Общества психологических исследований социальных проблем».

Публикация «Статья „Преодоление конфликтов в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

В настоящее время существует 3 главных способа урегулирования конфликтных ситуаций :

- доминирование, как победа одной стороны над другой, однако преимущества относительной простоты этого способа элиминируются его неэффективностью с токи зрения дальней перспективы;

- компромисс, который означает уступки с обеих сторон и который поэтому для них обеих нежелателен;

- интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует. Именно интеграция открывает принципиально новые возможности конфликта.

Однако урегулирование конфликтов интегративным путем зачастую осложняется трудными поисками этих новых решений, требующих острого восприятия и изобретательности ума, распространенной потребностью в непременном одержании победы, подмены конструктивных предложений бесплодным обсуждением, наконец, просто отсутствием подобного опыта. Благодаря интеграции может быть создано нечто новое и ценное.

Р. Рубин, автор многочисленных работ по проблемам конфликтов и переговоров, предлагает различать следующие возможные способы урегулирования конфликтов :

- доминирование, когда одна сторона пытается навязать другой свою волю физическими или психологическими средствами;

- капитуляция, когда одна сторона безоговорочно уступает победу другой;

- уход, когда одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте;

- переговоры, здесь стороны конфликта (одна или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение;

- вмешательство третьей стороны – индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению.

Р. Дарендорф сводит все формы преодоления конфликта к трем основным возможностям: подавление и «отмена» конфликта как «любая попытка в корне ликвидировать противоречия» (и то и другое оценивается автором как неэффективные способы, а также «регулирование конфликтов», которое фактически и является подлинно эффективной формой работы с конфликтами.

Р. Дарендорф предлагает такую последовательность в применении различных форм урегулирования конфликтов :

1. Переговоры. Предполагают создание социального органа, где регулярно встречаются конфликтующие стороны для обсуждения острых вопросов и принятия решения. Если переговоры оказываются безрезультатными, рекомендуется привлечение «третьей стороны», то есть не учавствующих в конфликте лиц и инстанций.

2. Посредничество. Как наиболее мягкая форма участия третьей стороны. Оно предполагает согласие сторон на периодическое сотрудничество с посредником и рассмотрение его предложений. По мнению Р. Дарендорфа, несмотря на кажущуюся необязательность этого образа действий, посредничество часто оказывается весьма эффективным инструментом регулирования конфликтов.

3. Арбитраж. Является следующим шагом в разрешении конфликтов. Его особенностью является то, что либо обращение к третьей стороне, либо, в случае такого обращения, исполнение ее решений считается обязательным.

4. Обязательный арбитраж. Делает обязательным как обращение к «третьей стороне», так и принятие ее решений. Это приближает данную меру к фактическому подавлению конфликта.

Р. Дарендорф подчеркивает, что «конфликт не исчезает путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Регулируемый конфликт является, в известной степени, смягченным».

В конфликтологии проводится принципиальное различение между «силовыми» и «переговорными» способами разрешения конфликтов.

- Силовые методы разрешения конфликтов. П. Карневая и Д. Пруитт считают, что частое обращение к силовым методам разрешения конфликта определяется следующими основными факторами: трудности в коммуникации сторон; непонимание друг друга; низкий уровень доверия между сторонами; убежденность, что с помощью борьбы можно добиться большего, чем с помощью переговоров; ответная реакция на силовые действия противостоящей стороны. Ориентация на победу является основным стимулом к использованию «борьбы», «силовых методов» для достижения своих целей.

«В соперничестве и борьбе, свойственных нашей культуре, часто бывает выгодно попытаться причинить вред сопернику для того, чтобы укрепить собственное положение или свою славу, или устранить из борьбы потенциального соперника» (К. Хорни).

Б. Брок-Утне, автор статьи. Посвященной роли образования в формировании морально-этических норм, считает, что сама система образования учит соперничеству и что человеку с самого детства внушают, что «важно определить другого, быть сильнее, смелее, быстрее, а для того, чтобы оказаться впереди нужно теснить других, чем фактически насаждается концепция силы в человеческих отношениях. Если применение насилия не дало желаемых результатов, то причины неудачи почему-то не ищут в самом факте применения силы. Агрессия, бесспорно, является диструктивным процессом и не выступает в качестве обязательного атрибута конфликта детей.

- Переговоры являются конструктивной альтернативой «силовым методам» разрешения конфликтов. Сам термин «переговоры» произошел от латинского слова и первоначально использовался применительно к деловым сделкам. Различные типы урегулирования споров сейчас без разбора именуются «переговорами». Без переговоров невозможно разрешение конфликта. Так как это наиболее существенное звено в области урегулирования конфликтов.

Также существует тактика компромисса (взаимных уступок, которая становится надежной основой долговременного сотрудничества. Это путь взаимных уступок, частичное удовлетворение интересов обеих сторон, поиск взаимовыгодных позиций. Большая роль здесь отводится переговорам - они позволяют выяснить зоны согласия, точки соприкосновения интересов.

Итак, в результате разрешения конфликта появляется утверждение в душе чувства покоя, умиротворения, веселья, усиление энергии, готовность к новым делам и поступкам, расширение возможностей, перспектив.

Публикации по теме:

Читаем сказки: для чего и почему. Почему надо читать сказки. Это необходимо для жизни ребенка для его развития формирования важнейших навыков для адаптации в социуме и самореализации.

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников Д О К Л А Д Тема: Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников (родительское собрание) МБДОУ «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Преодоление конфликтов в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 10 июля 2014 в 18:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД