Папки-передвижки

Работа с родителями в детском саду

Ольга Соколова
Работа с родителями в детском саду

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет…»

На мой взгляд, словами из известной басни можно определить успех или неудачу в работе с родителями в детском саду. Практика показала, как только достигается понимание двух сторон (педагог-родитель) в том, что они делают общее дело, что у них одна конечная цель и предмет их забот тоже один; когда складываются доверительные отношения, взаимоподдержка, уважение и взаимопомощь, тогда любые, даже самые сложные вопросы решаются на «пять с плюсом». Или, по крайней мере, вырабатывается правильная длительная стратегия в работе, которая медленно, но верно приведет к положительному результату. А начальная работа педагога группы с родителями, на мой взгляд, и есть усилие по достижению этого доверительного контакта.

Публикация «Работа с родителями в детском саду» размещена в разделах

Во-первых, нужно дать понять родителям (например, на родительском собрании, что планы вашей работы перекликаются с «мечтами и чаяниями» родителей в отношении их детей.

Во-вторых, убедить родителей (заботой, вниманием, индивидуальным подходом и т. д., что их ребенок вам не безразличен, что он на это время совместной работы, а может и на более длительный срок, станет и «вашим» ребенком тоже; что его успехи, здоровье, настроение станут вашей ежедневной заботой.

В-третьих, показать свою заинтересованность, увлеченность в достижении ребенком успехов, в обретении познаний и навыков.

В-четвертых, если это подготовительная группа детского сада, то предложить конкретный план действий на последний год перед школой, чтобы успокоить «мечущихся, волнующихся» родителей (таких бывает большинство) и взаливающих на ребенка порой непосильную ношу, в желании выжать из него все силы при подготовке к школе. Вы не понимаете того, что эти силы надо не выжимать, а копить и умножать, ведь они так нужны будут первокласснику. А еще, что хуже всего, эти родительские «сверх» действия могут вызвать необоснованный страх и навсегда отбить естественное желание ребенка посещать учебное заведение и проявлять естественный интерес к обучению.

Здесь невозможно переоценить направляющую роль педагога детского сада, но для этого нужно, чтобы родители прониклись к вам доверием и поняли, что вы действительно грамотно действуете в интересах их ребенка.

Да, это сложная работа, требующая понимания, знаний, такта и терпения. Поэтому она стоит особым пунктом в работе воспитателя детского сада.

И вот, «первый шаг» сделан, и сделан успешно. Родители поверили в вас и готовы поддерживать и помогать. Нельзя останавливаться на достигнутом. Вот она, как раз, только и начинается – ваша работа, работа с родителями. Как же ее организовать? Что предложить? Как сохранить достигнутое доверие и желание совместных действий? Есть несколько «вето», пришедших с опытом:

«Не обмани». Не обманите их ожиданий. Много не обещайте – больше действуйте.

«Не подведи». Будьте всегда у «руля», не оставляйте без контроля то, что начинаете или организуете. Не бросайте родителей в «свободное плавание».

«Проявляй взаимопонимание и уважение». Детский сад – это ваша работа, вы вправе выкладываться настолько, насколько позволяет ваша заинтересованность и требует дело. Родители – люди взрослые и имеют работу, семью, здоровье и дефицит свободного времени, а не только ребенка из вашей группы.

«Проявляй внимание, поощряй действия». Как говорит пословица: «Ни что не дается нам так дешево и не ценится нами так дорого, как внимание». Не упускайте возможности поблагодарить родителей за проявленную инициативу или проделанную работу по просьбе. А если это полезно не только для его ребенка, но и для всех может послужить хорошим примером и для других родителей. Будем же учиться общению на основе позитива, чтобы родитель ждал от вас и от своей помощи «приятного слова», удовлетворения от проделанной работы.

• «Совершенствование индивидуального подхода к работе с родителями». Любой родитель вдвойне внимательнее будет вас слушать, если эта проблема вплотную касается его ребенка. Т. е., если организовываете педагогический ликбез, то изучите вопрос всестороннее, так ли эта тема необходима. Может для конкретных детей или конкретных родителей на данный момент важно совсем другое. Не навязываете, а вникайте в насущные нужды детей и родителей.

«Изучай проблему глубоко». Прежде всего, вы остаетесь педагогом, даже в работе с родителями. Для работы с детьми вам, я думаю, хватит и мастерства, и практики, а вот чтобы на равных и даже превосходя родительские познания, вести беседу или давать педагогическую консультацию, вам необходимо изучить вопрос глубоко и проанализировать его, ссылаясь на научные, печатные источники, а не только на свой собственный опыт педагога и человека. Вы не можете своей некомпетентностью подорвать авторитет в глазах родителей. «Неравнодушные» родители, назовем их так, как раз и бывают опорой в работе воспитателя детского сада.

«Знай меру». Не ждите, что родители слепо, без собственного суждения будут откликаться на ваши просьбы и призывы к совместной работе. Есть прекрасное слово – помощь, которое ведет за собой прекрасные действия. А вот непомерно частые обращения к одним и тем же родителям могут привести к их законному возмущению. «А почему всегда я?» Так, что работа педагога заключается в равномерном распределении родительской поддержки детскому саду и привлечении всех родителей в равной мере, но сообразно с их возможностями, желаниями и талантами.

«Родительский пример». Это лучший способ воспитания. Это действительно важно – привлечь, по-возможности, всех родителей, в той или иной мере, к совместному действию с педагогами. Первая задача – это разъяснить родителям, что их участие это не только практическая помощь, но и участие в непосредственном воспитании их детей. Личное участие родителей в делах детского сада вызывает гордость у детей: «А это сделал мой папа; А это выступала моя мама; А это помогала моя бабушка и т. д.». Вторая задача – это воспитать в ребенке активную жизненную позицию.

«Педагоги на страже прав ребенка». Устав детского сада гласит : «задача детского сада оберегать, укреплять здоровье и жизнь детей, способствовать их всестороннему развитию». Важно, чтобы это стало неписанным правилом и во время пребывания ребенка в семье. При решении этой задачи перед педагогом встают новые сложности в работе с родителями. Зная права ребенка, мы обязаны встать на защиту этих прав, если кто-либо из членов семьи их попирает ( примеры могут быть различными: пьянство, ребенка-дошкольника обижают старшие дети в семье, неприятие ребенка одним из родителей, отсутствие доброжелательности в отношениях с неродными родителями, одиночество ребенка в семье, невыполнение элементарных обязательств по отношению к ребенку – кормить, одевать, обувать, случаи серьезных рукоприкладств, нанесения телесных поврежедений). К счастью, вмешательство педагога требуется не часто и это очень радует.

«Совместная деятельность по укреплению здоровья ребенка». Физкультурные занятия, утренняя гимнастика, своевременное питание, сон, длительные прогулки на свежем воздухе, соблюдение двигательного режима. Практически все эти действия проводятся в детском саду и требуют теоретической поддержки в «пропаганде» ЗОЖ среди детей и их семей. Параллельно с привитием детям жалания и привычек ЗОЖ, необходимо вести разъяснительную работу и с родителями. Рекомендовать режим выходного дня, здоровое питание, дозировку ТВ и компьютера, для формирования принципов здорового образа жизни ребенка в семье.

В какой же форме можно организовать эту сложную, но необходимую работу с родителями педагога детского сада?

Организационные формы работы с родителями

1. Индивидуальная беседа с родителями.

2. Тематические ширмы и стенды.

3. Беседы за круглым столом ( например: «Обсуждаем животрепещущие темы»).

4. Родительское собрание.

5. Привлечение родителей к участию (вечера, досуг, праздники) в качестве актеров, декораторов, костюмеров, фотографов и т. д.

6. Дни открытых дверей в детском саду (приглашение родителей на занятия).

7. Выступления («Делимся опытом воспитателя», «Семейные увлечения»).

8. Участие в мероприятиях:

- выставках: «Дары осени» - поделки из природного материала, «К нам пришел Новый год».

- конкурсах рисунка: «Наш доктор», «Моя любимая игрушка».

- спортивных праздниках: «Папа, мама, я – спортивная семья».

9. Школа для родителей :

- «готовность к школе»;

- «как организовать выходной день?»;

- «почему важен режим дня?»;

- «детские театры Санкт-Петербурга»;

- «семейные кодекс здоровья»;

- «семейные чтения»;

- «семья и ЗОЖ».

На основе полученного опыта и результатов педагогической деятельности можно предложить эффективный алгоритм взаимодействия воспитателя с семьей.

Алгоритм взаимодействия воспитателя с семьей

1. Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке. Подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

3. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4. Упрочение сотрудничества в достижении общих целей. Согласившись на своместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи, возможны споры и разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих намерениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Индикатором контакта является педагог.

Публикации по теме:

Презентация «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду» Здоровый малыш-это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. И нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду Учитывая природные, социальные условия мира, в котором мы живем, физкультурно – оздоровительная работа должна стать неотъемлемой частью.

Фотоотчет «Лето пробежало быстро. Совместная работа с детьми, родителями, отпуск, ремонт в детском саду»Фотоотчет «Лето пробежало быстро. Совместная работа с детьми, родителями, отпуск, ремонт в детском саду» Летний сезон своей погодой нас побаловал, даже хотелось, чтобы нас порадовал дождик. Весь теплый период, мы использовали с пользой, большую.

Оздоровительная работа в детском садуОздоровительная работа в детском саду Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, свою работу я строю по нескольким направлениям: Создаю условия для физического.

Работа с художественным словом в детском саду Работа с художественным словом в детском саду. 12 июня 2014 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской.

Работа с полочкой красоты в детском садуРабота с полочкой красоты в детском саду Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели.

Работа вокального кружка в детском саду Работа вокального ансамбля «Улыбка» в детском саду Музыка начинается с пения… Курт Закс Пение – один из любимых детьми видов музыкальной.

Словарная работа в детском саду Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а.

Работа с гиперактивными детьми в детском саду Работа с гиперактивными детьми. Воспитатель: Людмила Рой Сегодня мы с вами поговорим о гиперактивных детях. Многие воспитатели в своей.

Эссе «Моя работа в детском саду»Эссе «Моя работа в детском саду» Эссе на тему : «Моя работа в детском саду» «Каждый артист должен уметь сделать трудное – привычным, привычное – лёгким, а лёгкое – прекрасным».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с родителями в детском саду
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 21:45
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД