МААМ-картинки

Развитие ценностного отношения к миру природы через использование разнообразных форм детской деятельности

Наталья Копылова
Развитие ценностного отношения к миру природы через использование разнообразных форм детской деятельности

Статья "Развитие ценностного отношения к миру природы через использование разнообразных форм детской деятельности".

Копылова Наталья Александровна

Россия, г. Нижний Новгород

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский.

Публикация «Развитие ценностного отношения к миру природы через использование разнообразных форм детской деятельности» размещена в разделах

Формирования ценностного отношения ребёнка к миру природы является одной из актуальных проблем нашего времени. Ценности, ценностное отношение! Данную проблему можно обозначить как одну из вечных проблем, порожденных самим ходом исторического развития цивилизации. Еще древнегреческие мыслители, философы поднимали вопросы о воспитании духовного начала в каждом человеке. Не случайно, основополагающими для многих наук о человеке стали сократовские вопросы о смысле жизни, добре, красоте, истине. Вот и сегодня встает проблема поиска путей, средств, способов возврата к абсолютным ценностям. Достаточно широко применимо известное высказывание: «Все начинается с детства. Однако мы часто забываем о том, что процесс экологического образования и воспитания ценностного отношения к миру природы необходимо начинать уже на этапе активной жизни человека. Дошкольный возраст - это период, когда ребёнок делает первые шаги по достаточно сложной дороге постижения всех таинств окружающего мира.

Формирование целостного образа мира детей старшего дошкольного возраста имеет решающее значение как при поступлении ребенка в школу, так и для последующего развития, успешного вхождения в мир. Целостный образ мира составляет основу сознательной жизни и деятельности ребенка, является базовой составляющей в становлении мировоззрения ребенка.

Основной задачей педагогов и родителей является создание условий, которые влияют на развитие эмоциональной сферы детей, и которая, в свою очередь, имеет огромное значение для регуляции правильного поведения в окружающей среде. Таким образом, реализовать данную задачу можно используя весь спектр методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Наблюдение-это один из методов, который мы используем в своей работе, для ознакомления ребёнка с миром природы. Когда ребёнок наблюдает, он начинает понимать, что хорошо, а что плохо, всем сердцем переживает доброе и злое. Большое внимание уделяется общению детей с природой : с деревьями, птицами, насекомыми. Во время прогулок и экскурсий дети знакомятся с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же организуются разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями. Наблюдая за ёлочкой на территории детского сада, дети познакомились с её особенностями, по которым ель легко выделить среди других деревьев. Заметили, что ветви у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, колкие и т. д. Они научились любоваться живой ёлочкой, бережно к ней относиться, узнали о её пользе для человечества. Всё это вдохновило нас на создание акции «Сбережём лесную красавицу» и постановки экологической сказки «Берегите ели».

Таким образом, наблюдение является очень важным методом для формирования ценностного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление конкретными сведениями о таинствах жизни в природе.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – эмоциональная деятельность : играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Большие возможности в воспитании ценностного отношения к окружающему миру заложены в играх. В своей работе мы используем разнообразные виды игр. Это подвижные игры («Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик» и др., дидактические игры («Овощи и фрукты», «Четвертый лишний» и др., предметные игры (с использованиемлистьев, семян, овощей, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры – превращения, игры - путешествия. Игры мы проводим с детьми во время непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах, как коллективно, так и индивидуально. В нашей группе мы используем игры изготовленные своими руками («Мемори», «Что где растёт» и др.). Большое место в формировании ценностного отношения к миру природы у детей занимают лепбуки. В нашей группе изготовлены лепбуки по темам: «Зимующие птицы», «Осень», «Зима», «Лук-полезный друг». В дальнейшем мы планируем пополнить нашу коллекцию другими лепбуками.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Когда дети знакомятся с содержанием книг, они переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, страх, радость. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе, учит относиться к живому как к ценности. В группе нами было спланированно и проведено чтение произведений о природе. С использованием художественной литературы нами были проведены наблюдения: за птицами, сезонными изменениями в природе, деревьями. В период проведения акции «Покормите птиц зимой» мы читали произведения В. Бианки «Синичкин календарь», «Наши птицы» и многое другое. Так же дети с помощью родителей оформили свои книжки о птицах. Так как многие родители затрудняются в отборе литературы для чтения мы создали «Родительские библиотеки», где родители могут обменяться книгами, составили список художественных произведений, которые можно прочитать. Дали рекомендации как побеседовать с детьми после чтения книги.

Привлечение детей к проведению несложных опытов имеет очень большое значение для развития их наблюдательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. Воспитывать устойчивый интерес к природе и ценностное отношение можно только на примере положительных результатов. Вместе с детьми мы провели несколько длительных опытов: проращивание лука в разных условиях (в темноте и на свету); проращивания рассады цветов из семян (которые в последствии были высажены на участок). Дети не только с интересом наблюдали за ходом опытов, но и зарисовывали результаты наблюдений. Итогом опытов с луком стали книжки – малышки, дети с помощью родителей сочиняли сказки о луке.

Так же используются такие методы как рассказ о природе и беседа с разными дидактическими целями.

Интересная и разнообразная работа проводится в уголке природы и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых умениях и навыках. Эта работа наглядно показывает детям значение ухода за растениями, дает необходимые навыки, знания. Она оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности, построение взаимоотношения человека с природой на равных.

Наиболее эффективным методом совместной деятельности педагога и дошкольника является проектная деятельность. Проектная деятельность – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия. Проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. В своей работе мы использовали проекты : «Осень расписная в гости к нам пришла», «Синичкин день», «Берегите ели», «Земля- наш общий дом»; развлечения : «Берегите природу», «День птиц», «В гостях у лесовичка», «Путешествие по волшебному лесу»; экологические акции: «Создай красоту на участке- посади дерево», «Покормите птиц зимой», «Сбережём ёлочку красавицу», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» и т. д.

Для обобщений полученных представлений широко используются праздники и развлечения.

В работу по формированию ценностного отношения к природе вовлекаются и родители воспитанников. Для них организуются различные консультации, семинары, выставки, фотовыставки. Оформляются папки – передвижки, папки – раскладушки, буклеты. Мамы воспитанников помогли сшить панно по временам года, папы – кормушки для птиц.

В процессе общения с природой у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, понимать важность охраны природы.

Таким образом, формы и методы, которые мы используем в практической деятельности экологического воспитания, можно рассматривать как единую систему по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к миру природы.

Библиографический список:

1. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000. № 9. С. 177 – 180

2. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозайка-Синтез, 2008. 112 с.

3. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду // Учитель. Волгоград, 2009. 232 с.

4. Мир природы и ребенок. / Учебное пособие. под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. С-Пб. :, АКЦИДЕНТ. 1998. 319 с.

5. Николаева С. Н. Эколог в детском саду : Программа повышения квалификации дошкольных работников. / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. 119 с.

6. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. / С. Н. Николаева М. : Мозаика-Синтез, 2017. 192 с.

7. Рыжова Н. А. Экологический проект “Здравствуй, дерево”//Дошкольное образование, 2002. № 3. С. 14 – 15

8. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 208 с.

9. Шрейдер Ю. А. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. И Франц. Составители: Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева М. : Прогресс, 1990. 495 с.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возрастаИспользование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ценностного отношения к миру природы через использование разнообразных форм детской деятельности
Опубликовано: 7 января 2020 в 17:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД