Лучший педагог года

Развитие навыков детского творческого конструирования

Спиридонова Вера Николаевна
Развитие навыков детского творческого конструирования

Творческое конструирование – это создание ребенком разных кон-струкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала не имеющих аналогов в реальной жизни, основанных на имеющихся знаниях.

К пяти годам дети овладевают техническими навыками конструиро-вания : умением ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, за-мыкая пространство, умением соразмерять между собой предметы.

Публикация «Развитие навыков детского творческого конструирования» размещена в разделах

- есть навык целенаправленного экспериментирования с новым для него материалом и на этой основе создавать простейшие конструкции.

- владеет обобщенными способами конструирования (комбинирова-ния, настраивания, изменения пространственного расположения деталей).

- есть навык складывания квадратного листа бумаги по диагонали и пополам с совмещением противоположных сторон и углов.

- умеет работать с природным материалом и создавать образ спосо-бом «опредмечивания».

У детей формируются и более общие умения, и навыки : умение об-следовать предмет, умение планомерно и последовательно работать, дово-дить начатое дело до конца.

В обучении старших дошкольников использовали все основные формы конструирования по образцу, по условиям (преобразование образца по условиям и, создание конструкции по условиям, конструирование по собственному замыслу (по схемам, по теме.

Конструирование у старших дошкольников может быть самостоя-тельным и творческим.

В этом возрасте у детей формируется более сложные способы кон-струирования из деталей конструкторов, из бумаги, природного и других материалов, что позволяет им конструировать самостоятельно и творчески.

К шести годам дети приобретают конструктивные навыки :

1. Соединяют несколько небольших плоскостей в одну большую, делают постройки прочными, подготавливают основу для перекрытий, распределяют постройку в высоту, умеют изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения.

2. При работе с бумагой у детей автоматизируются навыки : отгиба-ние боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к его центру; закручивание прямоугольника в цилиндр; круга в конус.

3. Может самостоятельно и творчески реализовать собственные за-мыслы в конструировании из разных материалов.

Все эти приобретенные навыки дети могут автоматизировать в кон-струировании по замыслу, по теме, и каркасном конструировании (рабо-тая с разным материалом, так как они обладает большими возможностями для проявления их самостоятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти навыки, умения и знания формируются в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям.

На занятиях по конструированию из деталей конструкторов перед детьми ставим проблемные задачи, направленные на развитие творчества.

На первом этапе ребенку дают Г – образную фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорят: «Это – недостроенная конструкция чего – то, отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. (Воспитателю дети говорят на ушко, что хотят построить); Рассматривают, достраивают, затем говорят, что хотел сделать воспитатель. Дети создают структурно простые конструкции : самолет, домик, скамейку. Воспитатель одобряет их решения, и говорит, что хотел построить, вовсе не самолет. Детей – удивляет. Воспитатель предлагает подумать, что это могло быть. Дети начинают преобразовывать поделку, в результате на Г – образной основе можно создать несколько разных конструкций.

На втором этапе – основа: Т и П – образные, а также длинный тон-кий и короткий бруски, составленные из нескольких деталей конструктора. Дети осваивают способ «опредмечивания» (т. е. фигура остается основой, которую дети дополняют для получения новой конструкции).

К 4 занятию дети используют заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции (длинный брусок – труба, столб, на котором держится карусель). Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения» заданной фигуры. Не в качестве основы, как раньше, а как элемент общей конструкции. А это показатель высокого уровня развития творчества.

На 5 занятие – дать все знакомые основы и предложить выбрать об-щую тему: зоопарк, город.

- далее предлагать конструирование по условиям : мост для пешеходов через определенную реку.

- на следующем этапе дети могут строить по замыслу: придумывать тему, отбирать материал и что будут строить.

Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать условия: место, обеспечить тематическими наборами и подставками.

Конструирование из бумаги не относится к художественной деятельности.

Существует разная техника с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

Главными условиями развития творческого конструирования из бумаги является :

• использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание – 3 – 4 года).

• формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами – многократное сгибание в разных направлениях, киригами – складывание бумаги и вы-резание в разных направлениях; объемная скульптура – создается путем комбинирования разных (бумажных) форм, которые делают сами дети).

Конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. У детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.

Обучение детей 6 – года жизни проходит в 3 этапа.

Первый этап.

Цель: продолжение освоения детьми техники оригами и киригами, и новой «объемная скульптура».

Второй этап.

Цель: формировать у детей умение самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций.

Третий этап.

Цель: придумывать необычную поделку, простую по структуре, но образную и выразительную, уметь объединять их в композицию.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам продуктивной деятельности. Работа по обучению детей конструированию из природного материала ведется поэтапно. На первом этапе дети учатся анализировать природный материал как основу получения образов способом «опредмечивания». Далее осваивают приемы конструирования как изменение пространственного положения, достраивание и убирание лишнего. В работе с природным материалом у детей также развивается творчество.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Ребенок – прирож-денный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенной природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Педагогу важно правильно организовать работу по развитию творческого конструирования. Детей увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображения, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. Развивается логическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка» Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка. Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой.

Тематическое планирование по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Возраст детей 5-6 лет. Темы недель. 1. День Знаний. 2. Осень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков детского творческого конструирования
Опубликовано: 27 ноября 2014 в 22:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД