Статья «Сказка как средство формирования духовно-нравственных представлений детей» (к плану по самообразованию)

Людмила Ставцева
Статья «Сказка как средство формирования духовно-нравственных представлений детей» (к плану по самообразованию)

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную и духовную суть поступка. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребенка так, чтобы он об этом даже и не догадался. Наряду с другими фольклорными жанрами, сказка является учебным материалом, подготавливающим человека к сознательному вхождению в мир. С. Я Маршак остроумно заметил, что «сказка –это концентрат разных витаминов, вроде молока для маленьких. В ней есть элементы питания. Она учит говорить, мыслить, чувствовать…». Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги и родители. Наверное, не найдется такого человека, который бы не любил сказку в детстве. Из сказок дети часто черпают сюжеты для своих любимых игр, воображая себя храбрыми и мудрыми героями, прекрасными принцессами и всемогущими волшебниками.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивают свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно - поучительного, в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя простор воображению. Мультфильмы же, предлагают свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого восприятия сказки. Великий русский педагог К. Д Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. По его мнению, сказка благодатный ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Именно сказка (вслед за колыбельной песней) вводила детей в мир идеалов ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и подростку. Все люди делятся на людей живущих сказкой, живущих без сказки. Сказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые прошли тщательную проверку временем. Если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и почти в первозданном виде дошла до нас, людей 21 века, значит она несет в себе некое глубокое знание. Согласно мудрому совету Лескова: «Живите, государи мои, люди русские в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого ее не будет под старость!» Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианства, для принятия Бога, как определяющего начала жизни.

В дошкольном возрасте мы знакомим детей с различными видами сказок, основными являются:

1. Сказки о животных.

2. Волшебные сказки.

3. Социально-бытовые сказки.

Одна из важнейших особенностей сказки- образность. Она облегчает детям, еще не способным мыслить абстрактно, восприятие событий. Образность в сказках хорошо сочетается с их забавностью. Народные сказки, как правило, занимательные, в них много юмора и острот. У каждого народа есть особый вид сказок, главной целью которых является именно забавы и развлечение. Детской природе это очень близко, такие сказки всегда находят отклик в сердце ребенка. Признак настоящей сказки –хороший конец. Это дает ребенку, чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все закончится хорошо. Герой который проходит все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом и заключается закон жизни: как ты относишся к Миру, так и он к тебе. Воспитательная ценность народных сказок заключается еще и том, что в них запечатлены лучшие черты русского народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упрямство достижения цели. Сказки помогают бороться с негативными проявлениями в поведении детей.

Не случайно психологи используют сказкотерапию, как метод коррекции поведения и отклонений в развитии детей. Если ребенок жадничает, ему будет полезно послушать сказку о золотой рыбке или о жадных медвежатах, капризному малышу стоит рассказать сказку о принцессе на горошине, а трусливому – о храбром зайце. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине, она осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка показывает жизнь в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, происходящими в стране. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, бродяжничеству среди подростков, наркомании. Именно бездуховность лежит в основе таких негативных явлений. В наше время в погоне за развитием интелекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребенка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. Именно через сказку начиная с младшего дошкольного возраста, начинается воспитание души ребенка, его положительных качеств. Только дети могут сочувствовать, сопереживать по- настоящему. Задача взрослых, педагогов в детском саду не дать задавить эти ростки, реальностью жесткой жизни, а сделать все необходимое, чтоб они проросли глубоко в душе и сердце ребенка. Чтобы пробудили в детской душе драгоценную способность откликнуться на чужое горе, сопереживать или сорадоваться своим близким. В. А Сухамлинский утверждал: что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Духовный заряд накопленный народами тысячелетиями через сказку, может служить человеку еще долго, более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств духовно-нравственного развития ребенка, формирование гуманных чувств и социальных эмоций, представлений о добре и зле.

Сказка рассматривается как средство нравственного воспитания детей, и в тоже время, как метод интеграции личности, развития творческих способностей. Закончить свою статью хочу словами великого русского мыслителя И. А Ильина, который сказал: «Какая бы тень не набежала на вашу жизнь: посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе или просто жизнь покажется «несносной раной» ,вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу».

Для написания статьи в помощь я использовала следующую литературу:

1. Ильин А. И: «О духовном развитии и воспитании детей»-М. ,2012г.

2. Харламов И. Ф: «Нравственное воспитание дошкольников» - М., 2011г.

3. Белобрыкина О. А: «Сказка ложь, да в ней намек» Пособие для родителей и педагогов –М., 4.

4. Бережнова О. В: «Сборник научно-методических статей» Орел 2015г.

5. Афанасьева А. Н: «Народные русские сказки» Издательство Художественная литература.

6. Ильин И. А: «Духовный мир сказки».

7. Бабушкина А. П: «История русской детской литературы»-М., 2012г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые.

Статья «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» 2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у старших дошкольников с ЗПР в процессе работы со сказкой.

Фольклор как средство формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста Маслова Н. В., Кулагина Е. В Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка-детский сад №356» «Фольклор.

Статья «Конструктор Лего как средство формирования математических представлений у дошкольников» В нашем детском саду воспитателями старшей группы были разработаны игровые упражнения, и интегрированные занятия по формированию математических.

Методический семинар по теме «Персонализированная сказка как средство формирования связной речи у детей 5–7 лет с ОНР» Полноценное формирование личности ребенка невозможно без развития у него правильной речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических.

Отчет работы по самообразованию на тему: Сказкотеррапия, как средство формирования развития речи дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное учебное учреждение «Детский сад «Поляночка» Отчет работы по самообразованию: «Сказкотеррапия как средство.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста» Паспорт проекта 1. Наименование проекта «Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного.

Развивающие игры как средство формирования математических представлений у младших дошкольников «Природа формирует свои законы языком математики» - писал Г. Галилей. Действительно, знакомство с математикой дает возможность увидеть,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Транспорт
Автор публикации:
Статья «Сказка как средство формирования духовно-нравственных представлений детей» (к плану по самообразованию)
Опубликовано: 10 апреля 2016 в 11:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами...
Создание условий, способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения , поэтому все службы...
Консультация для родителей по формированию лексико — грамматической стороны речи на...
Отгадайте загадку: Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает, Когда это бывает? Отгадайте загадки, назовите летние месяцы: В тёплый, самый длинный день...
Педсовет Тема «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления»
Педсовет №3 Тема «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления» Форма проведения «Мозговой штурм» 20. 03. 2018 г Ст. воспитатель Фуринова Т. В....
Исследовательский проект «Сибур — территория нефтехимической промышленности»
Исследовательский проект «СИБУР – территория нефтехимической промышленности». Участники проекта: Дети средней группы «Золотой ключик». Воспитатели...
Конспект развлечения, досуговая деятельность по физическому развитию в старшей группе...
Цель: Создание у детей радостного настроения. Воспитание командного духа, чувства соперничества. Формировать эмоционально-позитивный настрой. Развивать...