Получи документы

Сказки ТРИЗ в педагогике

Мирослава Ткач
Сказки ТРИЗ в педагогике

«Расскажи мне сказку Эту просьбу неоднократно слышал каждый родитель, уделяющий достаточно внимания общению с ребенком. Действительно, сложно придумать более интересный и понятный ребенку формат подачи информации, чем самая обычая сказка. И дети слушают внимательно, и взрослые могут донести мысль легко и ненавязчиво безо всяких нравоучений.

При этом можно быть вполне уверенным, что у ребенка в голове после сказки отложится гораздо больше мыслей и сведений, нежели после занудной лекции взрослых о том, что можно делать, а чего нельзя. Не зря педагоги и методисты твердо уверены, что «Народная сказка – средство воспитания и обучения детей», причем весьма эффективное. Однако эффект будет еще больше, если задействовать так называемые «ТРИЗ-сказки».

Публикация «Сказки ТРИЗ в педагогике» размещена в разделах

Что это за сказки ТРИЗ в педагогике? Чтобы научить детей придумывать сказки, взрослые должны сначала обучиться этому сами и получить в руки методику, как обучать сочинению сказок детей. Как известно, сделать что-то самому и научить это же делать другого – вовсе не одно и то же. Так, не каждый ученый может стать хорошим лектором в вузе, не каждый музыкант может стать хорошим учителем музыки, и не каждый физик, имеющий в своем арсенале десятки публикаций, сможет изложить доступным языком основы физики детям.

Особенность ТРИЗ-сказки для дошкольников в том, что для достижения такой сложной цели как развитие творческого мышления задействуются такие простые и понятные инструменты как план сказки и ответы на вопросы. В принципе, план статьи, тезисы доклада, структуру отчета набрасывает практически каждый человек, который готовится что-то сочинять, писать или говорить. Для этого используются ранее полученные знания и уже знакомые термины.

В методике ТРИЗ занятие по сказке строится на основе понятных детям слов и уже знакомых персонажей: сказочных героев, животных, насекомых. Воспитатель в детском саду дает план сказки и задает детям наводящие вопросы.

Структура сказок :

• Завязка – некто отправляется в путешествие (поездку, путь).

• Запрет – этот некто перед убытием запрещает что-то кому-то из остающихся.

• Нарушение запрета – остающийся нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.

• Волшебное средство – то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.

• Способ – чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.

• Преследование и препятствия – враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.

• Победа – герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.

• Happy End – все живы, здоровы, счастливы, враги повержены, друзья снова вместе.

Стандартное ТРИЗ-занятие по сказке предполагает перечень вопросов на основе этого плана, отвечая на которые, дети постепенно придумывают сказочную сюжетную линию.

Вопросы для составления сказки :

• Кто будет главным героем?

• Где он живет?

• Чем занимается?

• Что любит делать?

• Кто его друзья и родственники?

• Кто и зачем решил уехать?

• Что сказали или запретили герою на прощание?

• Почему герой решил ослушаться запрета?

• Что с ним случилось?

• Как он решил выйти из сложной ситуации?

• Кто ему помог?

• Как ему помогли?

• Кто ему мешал?

• Как ему мешали?

• Что спасло героя?

• Как наказан враг?

• Чем все закончилось?

• Какой смысл у этого события?

Конечно же, вопросы могут варьироваться и видоизменяться. Это зависит как от возраста детей, так и от метода составления сказки. Сегодня существует несколько наиболее распространенных моделей составления сказок :

«Волшебная дорожка».

«Волшебный треугольник».

«Волшебный экран».

• Метод каталога.

• Метод типового фантазирования.

Часть из этих моделей имеет гораздо более широкое применение в ТРИЗ, нежели составление сказок.

В общем, простые и добрые детские сказки могут здорово помочь в таком сложном деле как развитие творческого мышления. Главное, научиться читать их осмысленно и вовремя «подбросить» хорошую идею ребенку, чтобы он получил пищу для размышлений как раз в том возрасте, когда мышление более всего открыто новым впечатлениям и нестандартным решениям.

Публикации по теме:

«Колобок». Сказка на новый лад по методу ТРИЗ«Колобок». Сказка на новый лад по методу ТРИЗ Вспомнила, как в фильме "Усатый нянь" главный герой придумал ремикс на известные сказки. Идея была настолько хороша, что, когда мои дети.

Пособие по ТРИЗ «Кубик-перевёртыш»Пособие по ТРИЗ «Кубик-перевёртыш» Цель: Закрепить значение имен признаков. Формировать умение детей обосновывать свой ответ; Развивать внимание, логическое мышление, мелкую.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание в дошкольной педагогике Финансовая грамотность – это весь объем полученных человеком знаний о том, как функционируют финансовые рынки, особенности их функционирования.

Фотоотчёт о Тринадцатых международных чтениях по гуманной педагогике в КалининградеФотоотчёт о Тринадцатых международных чтениях по гуманной педагогике в Калининграде 5-6 мая 2018 г. в Калининграде в школе-лицее №49 состоялись Тринадцатые международные чтения по гуманной педагогике «ЧИСТЫЕ МЫСЛИ ТВОРЯТ.

Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста «Музей кукол. От прошлого в будущее» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.

Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ — игротека»Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ — игротека» Многие убедились на собственном опыте, что ТРИЗ - методика с интересом воспринимается детьми, вносит оживление и увлекательность в образовательный.

Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы»Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

Отчёт музыкального руководителя о реализации межгруппового проекта по музейной педагогикеОтчёт музыкального руководителя о реализации межгруппового проекта по музейной педагогике Отчёт музыкального руководителя о реализации межгруппового проекта по музейной педагогике С февраля 2021 года по май мной был разработан.

Проект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группаПроект по музейной педагогике. Тема: «История одного предмета» средняя группа Участники проекта: дети средней группы,педагоги и родители. Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: краткосрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказки ТРИЗ в педагогике
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 21:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД