Папки-передвижки

Статья «Создание условий, способствующих познавательно — Исследовательской деятельности детей в Пространстве доо»

галина тучина
Статья «Создание условий, способствующих познавательно — Исследовательской деятельности детей в Пространстве доо»

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Общение с природой всегда положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства, т. е. воспитывает в нем гуманность.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Мы – педагоги в своем дошкольном учреждении стремимся создать условия, ориентированные на активное приобретение детьми основ экологической культуры.

Публикация «Статья „Создание условий, способствующих познавательно — Исследовательской деятельности детей в Пространстве доо“» размещена в разделах

Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает внимание на его ухоженность. Мы стремимся сделать свои участки не только красивыми, но и оригинальными, полезными для всестороннего развития детей.

Хочется отметить, что наш детский сад стал победителем в конкурсе «Уютный дом» в номинации «Самый благоустроенный участок МКДОУ», а также лауреатом Первого Регионального конкурса «Детские сады – детям» в номинации «Лучший муниципальный детский сад».

Для приобщения ребенка к миру природы, формирования мировоззрения, бережного и эмоционального отношения к окружающему миру мы разработали экологический паспорт ДОУ, в котором представлен маршрут экологической тропы. Непосредственный контакт дошкольников с объектами природы, наблюдения и практическая познавательно – исследовательская деятельность гораздо эффективнее, чем познание природы через книги, слайды, картины.

Для работы с детьми было выделено тринадцать объектов. Это различные деревья, кустарники, цветники, пни разного размера и возраста, уголки нетронутой природы и т. д., где дети с интересом рассматривают, кто живет на пеньке; кто оставил следы на тропе, знакомятся с лекарственным растением – чистотелом; помогают в посадке цветов на клумбе. Один и тот же объект мы рассматриваем в разное время года, наблюдаем, сравниваем. В младшем дошкольном возрасте дети наблюдают всего 4 объекта, в среднем – количество наблюдаемых объектов возрастает, усложняются и задачи в ходе наблюдения. В старшем дошкольном возрасте дети наблюдают все объекты. Перед тем, как отправиться по экологической тропе, дети получают картосхему, на которой стрелками обозначен маршрут.

В данном случае естественная природная среда и увлекательное игровое путешествие в стиле геокешинг являются мощным фактором экологического воспитания.

Наиболее интересной формой взаимодействия с детьми при ознакомлении их с окружающим миром является проектная деятельность. Так, например, ежегодно нами планируется проект «Маленькие огородники». Дети, начиная с младшей группы, в процессе непосредственной образовательной деятельности знакомятся с полезными свойствами овощей, получают знания о том, какие блюда можно из них приготовить, участвуют в выращивании рассады овощей и цветов на подоконнике. Все наблюдения дети совместно с педагогом фиксируют в «Дневнике наблюдений».

Одним из этапов проекта является участие детей, педагогов, родителей в празднике «Цветочный базар» и высаживание на своих огородиках рассады овощей и цветов. Завершается проект праздником «Ах, какой урожай!».

Идея следующего проекта под названием «Наши пернатые друзья» была подсказана детьми в результате наблюдения за зимующими птицами. В ходе проекта укрепилось положительное отношение к живым существам, что вызвало желание самим заботиться о птицах, а также создалось представление о необходимости оказания помощи животным в трудное для них время.

Результатом проекта под названием «Что за дерево такое?» стал созданный мини – музей «Чудо – дерево», он расширил кругозор дошкольников о деревьях нашего края, о взаимосвязи растений и животных, помог осознать значение деревьев в жизни человека. Мини – музей был наполнен экспонатами, отражающими жизнь дерева в природе: объемная модель дерева – березки, меняющей свои «наряды» в зависимости от времени года, шишки, пенечки, разнообразные деревянные предметы, игрушки, предметы быта, поделки детей и их родителей из природного материала.

Здоровьесберегающие технологии пронизывают все проекты, а особенно ярко были представлены в проекте «Природа лечит», результатом которого стало и повышение у детей здоровьесберегающей компетентности, и создание Правил здоровья, книги «Природа лечит».

Эффективным методом формирования экологической культуры является организация познавательно - исследовательской деятельности. При создании экологических, исследовательских центров в группах, мы учитывали потребности воспитанников в активной самостоятельности, творчестве и самоутверждении, соответствие материала возрасту дошкольников, а также, современные требования к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ : трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, эстетичность.

В исследовательских центрах организованы мини – лаборатории с песочными столами, природным материалом (речной и морской песок, глина, разная по составу земля, камешки, минералы, ракушки, семена, плоды, кора деревьев, мох, листья, опилки, стружка); сыпучими продуктами (пищевая и морская соль, сахарный песок, манка, пшено, крахмал, питьевая сода, гречка, горох фасоль, макароны, рис); емкостями разной вместимости (пластиковые контейнеры, стаканы, формочки для льда); бумагой разной фактуры; схемами, моделями, таблицами с алгоритмами выполнения опытов;журналами исследований и фиксации детьми результатов опытов.

Оснащение экологического центра меняется в соответствие с тематическим планированием образовательного процесса и сезонными изменениями.

Одним из примеров элементарной познавательно - исследовательской деятельности педагогов и детей является проект «Я – исследователь», в ходе которого дети с интересом исследовали объекты неживой природы: снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Старших дошкольников мы знакомили с движением тел, шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, с агрегатными изменениями вещества, планетами солнечной системы, природно – климатическими зонами. Результатом проекта стала радость первых открытий, умение рассуждать и делать умозаключения на основе наблюдений, а также, повысилась экологическая грамотность и активная природоохранная позиция.

В ходе проекта «Метеобюро «Народные приметы» ребята с удовольствием наблюдали за явлениями природы (направлением ветра, количеством выпавших осадков). Познакомились с профессией гидрометеоролога, пополнили словарный запас новыми словами: барометр, анемометр, компас, термометр. В проектную деятельность были вовлечены и родители воспитанников. Вместе с детьми они сочиняли сказки, собирали коллекцию народных примет, то есть внесли свой вклад в организацию развивающей экологической среды.

Помимо групповых уголков природы в помещении детского сада имеется экологическая комната. Обитатели экологической комнаты достаточно разнообразны и интересны для наблюдения, неприхотливы, что позволяет труд по уходу за животными сделать доступным детям дошкольного возраста.

Для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используем разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. Материал и оборудование для этих игр находятся в игровой зоне. Дидактические игры можно условно разделить на игры с предметами, настольно – печатные и словесные. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, систематизировать знания детей о растениях,животных, явлениях неживой природы.

В творческих играх дети отражают впечатления, полученные в процессе образовательной деятельности, экскурсий, повседневной жизни.

Ощутимую помощь в экологическом воспитании детей оказывают родители : помогают пополнять экологическую библиотеку книгами о природе, альбомами с фотографиями, аудиозаписями голосов животных, звуков природы. Регулярно планируются совместные с родителями экологические праздники – «Цветочный базар», «День Земли», природоохранные акции «Сбережем нашу планету», «Мы – друзья природы», «Весенняя неделя добра».

Работа в данном направлении ведется в тесной связи со школой. Не раз мы сообща проводили праздники, ходили в туристические походы, экскурсии. Выпускники нашего ДОУ помогают в развитии у детей географических представлений. Так, своими руками они изготовили флюгер для наблюдения за направлением ветра, дождемер, помогли создать коллекцию из разных видов камней.

Педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся к тому, чтобы дети, переступившие порог школы, могли с уверенностью сказать:

Я – часть природы!

Я – исследователь природы!

Я – защитник природы!

Природа – источник всей нашей жизни!

Список литературы

1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., ТЦ Сфера, 2004

2. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М., Мозаика – Синтез, 2004

Публикации по теме:

«Создание условий для свободной игровой деятельности детей» ИГРА - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Консультация «Создание условий, способствующих обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста» Слово есть первый признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира. К. С. Аксаков Зачем нужна развивающая.

План-конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Создание книги» План-конспект занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Создание книги» Образовательная область: «Познавательное.

Создание условий в ДОУ для развития творческого потенциала детей в изобразительной деятельности Цель: развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации. Задачи: приобщение к миру искусства; формирование.

Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей. Мозгарева О. А., воспитатель МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе Цель:.

Положение о смотре-конкурсе «Создание условий для организации познавательной деятельности детей в ДОУ» Приказ 02.02.2016 г. Троицк № ___ О проведении смотра - конкурса «Создание условий для организации познавательной деятельности детей.

Создание условий для изобразительной деятельности Создание условий для развития изобразительной деятельности Для воспитания творческой личности, необходимо создать такие условия и пути развития.

Создание условий для развития речи младших дошкольников в разных видах деятельностиСоздание условий для развития речи младших дошкольников в разных видах деятельности Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается.

Создание условий для развития театрализованной деятельности Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами.

Создание условий для театрализованной деятельностиСоздание условий для театрализованной деятельности еатрализованная деятельность-это один из самых лучших способов воздействия на детей,в котором полно и ярко проявляется принцип обучения:учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Создание условий, способствующих познавательно — Исследовательской деятельности детей в Пространстве доо»
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 22:07
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД