Лучший педагог года

Страна загадок с использованием ТРИЗ

Татьяна Кузнецова
Страна загадок с использованием ТРИЗ

СТРАНА ЗАГАДОК.

«Учить творчеству? Невозможно!

Создать условия, но не учить!

Учить, но не собственно творчеству…»

Подготовил:

Кузнецова Т. Н.

Еще вчера так вопрос не стоял. Школа готовила исполнителей, это устраивало почти всех. А между тем, проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решении этой проблемы видны улучшения. Вот несколько приемов для работы с детьми. Они взяты из курса: «Развитие творческого воображения». Дети называют его проще: «Фантазирование».

Публикация «Страна загадок с использованием ТРИЗ» размещена в разделах

Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей. В то же время, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4-5-летним детям.

Давайте ненадолго станем как дети. И попробуем сочинить загадку. Сначала сами, а потом с ребятами. Перед нами табличка. (Назовем ее опорой).

НА ЧТО ПОХОЖЕ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?

Предположим, мы решили составить загадку о настольном маленьком волчке. Заполним опору.

НА ЧТО ПОХОЖЕ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?

на балерину неживой

на зонтик от дождя не укроет

на гриб несъедобный

Получилась загадка : «Как балерина, но неживой; как зонтик, но от дождя не укроет; как гриб, но съесть его нельзя. Что это?»

Загадка про шарик для пинг – понга.

НА ЧТО ПОХОЖЕ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?

Жемчуг дешевый

Бисер крупный

Яйцо не бьется

Получается: «Как жемчуг, но дешевый; как бисер, но крупный; как яйцо, но не разобьешь. Что это?»

Можно чуть улучшить:

Сказал бы: «Жемчуг», да дешев.

Сказал бы: «Бисер», да крупный

Сказал бы: «Яйцо», да не бьется.

КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

круглый мяч

легкий пух

белый снег

ИЛИ

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

летает птица

скачет заяц

стучит сердце

Разделив каждую пару выражением «но не» или «как», получим:

«Круглый, как мяч, «Летает, но не птица,

Легкий, как пух, Скачет, но не заяц

Белый, как снег». Стучит, но не сердце».

Получилось три загадки про один шарик. А теперь придумаем загадку про свечу.

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

светит лампа

тает снег

капает дождь

«Светит, но не лампа

Тает, но не снег

Капает, но не дождь.

ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧАСТЕЙ.

«Две ноги на трех ногах, а четвертая – в зубах…» – с этой известной загадки К. И. Чуковского открываем мы вход в ГОРОД ЗАГОДОЧНЫХ ЧАСТЕЙ, где все предметы загадывают, указывая на их части. Здесь живут очень странные предметы. Одни из них любят «Разобраться» на части и в таком разобранном виде выглядывают из окон своих домиков.

Проходил как – то по городу ленивый художник. Видит – стоят дома пустые, специально для еще не придуманных загадок построенные. «Дай – ка», - думает, - нарисую загадки, да и поселю их в домики. Начал он нарисовать, и так лень ему стало, бросил это дело и пошел дальше. Подошел к другому домику – и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал ленивый художник целую улицу. Вот на альбомных листах – эти незаконченные загадки.

Научимся загадывать предмет, указывая его части и их количество.

Например, «4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник», получится автомобиль. Вот такие загадки живут на улице Разобранных предметов.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСТЕЙ (СКОЛЬКО) НАЗВАНИЕ ЧАСТЕЙ

Несмотря на свою примитивность, эта схема полезна, так как позволяет сравнивать, например, состав схожих предметов (транспортных средств, кушаний, мебели и т. п.)

- Как составить загадку про стул, указывая на его части?

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Хорошо, но это будет слишком простая загадка.

Скажите, а если снять ножку у стула и показать ее отдельно, что получится?

- Просто палочка.

- Отлично, и как тогда составить загадку про стул?

- Четыре палочки, две доски…

- А про неваляшку?

- Четыре мячика и колокольчик.

Поговорив с ребятами таким образом, начинаем придумывать. Опора в этом случае остается та же, что и раньше, только надо пояснить, что части указываются не напрямую. Говоря взрослым языком, надо абстрагироваться от того предмета, о котором идет речь.

Наиболее подходящие предметы для этой опоры: счеты (на десяти палочках по десяти кружочков, шторы, лампочка, расческа, вилка.

НАЗВАНИЕ ЧАСТЕЙ СКОЛЬКО? НА ЧТО ПОХОЖИ?

дужки 2 рыболовные крючки

стекла 2 лужи

оправа 1 Буква «В»

Теперь первый столбик убираем (например, стираем резинкой). Получаем: «Две лужи на двух крючках, одна буква «В» (ОЧКИ).

Пример.

НАЗВАНИЕ ЧАСТЕЙ СКОЛЬКО? НА ЧТО ПОХОЖИ?

? 1 панцирь

? 1 болото

? 1 солнце

В этом примере первый столбик мы предусмотрительно спрятали. А загадка получилась вот какая: «В панцире болотце, а в болотце – солнце». (ЯЙЦО)

ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ МЕСТ.

Для разминки сочиним простую загадку про иголку. Выясним: где, у кого, в каких предметах есть иголки? Получаем загадку : «Что есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машинки? Аналогично можно составить загадки про колесо, пружину, шляпу, бантик.

В схеме такой загадкитолько один вопрос: «куда входит?», «где встречается?», или «у кого есть» Составим аналогичные загадки, но не будем называть окружение прямо, а зашифруем его. Можно вместо прямого названия поставить метафору (не ежик, а живой клубок, можно назвать предметы по признакам (и у шустрого есть, и у зеленой есть) – можно по функциям.

В опорах возможны такие вопросы:

ГДЕ ЖИВЕТ? НА ЧТО ПОХОЖЕ «ЖИЛИЩЕ»?

на небе на черный плащ

в озере на зеркало

Или

ГДЕ ЖИВЕТ? КАКОВО ЖИЛИЩЕ?

на небе воздушное

в озере мокрое

Добавим для благозвучия несколько слов, получаем: «На черном плаще разбросаны, в блестящем зеркале отражаются!» и «в воздушном доме живут, а в мокром видны» (ЗВЕЗДЫ)

Рассмотрим еще один пример:

ГДЕ ЖИВЕТ? КАКОВО ЖИЛИЩЕ?

в стручке зеленое

в банке прозрачное

«В зеленом родится, в прозрачном хранится». (ГОРОХ)

ГОРОЛ ЗАГАДОЧНЫХ ДЕЛ.

В этом городе мы сможем увидеть функции предметов: главные и второстепенные, явные и скрытые. Жители города загадочных дел более разговорчивые. Они готовы поведать обо всех делах, на какие только способны. Вот что сообщает один из них: «Я и дыротык и спиночес, и тестораскатка, и трубкокрут, и рисовалка. Кто же я такой?» (КАРАНДАШ)

Заметим: названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например: расческа, скрепка, указка, будильник. А если придумать по тому же принципу названия другим вещам – выйдут загадки. Что такое затемнялки? (ШТОРЫ). Освещалка? (ЛАМПОЧКА).

Жители города предлагают нам несколько заданий.

1. Загадаем описанным способом : зеркало, платок, ложку, вазу.

2. Придумайте как можно более длинную загадку о кирпиче, называя всевозможные применения этого предмета.

3. Обратная задача. В домике живут все предметы, с помощью которых можно рисовать. Кто живет в домике?

4. Нужно загадать известного героя сказки или мультфильма и, не говоря ни слова, одними только жестами, действиями помочь отгадать загадку. Пример: подходим к стулу, делаем вид, что трогаем, потом «вытягиваем» длинный нос… Ясно. Это папа Карло.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Давайте поиграем» с использованием загадок и элементов ТРИЗ Цели: 1) Упражнять детей в названии предмета по признаку. 2) Воспитывать интерес к загадкам, умение их отгадывать. 3) Активизировать употребление.

Конспект НОД «Знатоки растений» с использованием элементов ТРИЗ Цель: Формирование познавательных способностей через использование ТРИЗ – технологий. Задачи: Обучающие: Способствовать накоплению опыта.

Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ «Ах, какая осень!» Программное содержание: Цель: обобщить и закрепить знания детей о доброте и добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в.

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ «Времена года» НОД «Ознакомление с окружающим миром для детей 3–4 лет.»Образовательная область: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: Времена.

НОД с использованием технологии ТРИЗ «Хлеб — всему голова» Цель: Развитие познавательного интереса, связной речи детей посредством ознакомления с процессом изготовления хлеба. Задачи: Образовательная.

НОД «Составление загадок по алгоритму» ТРИЗ технология Цель: создание условий для усвоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма составления загадок по моделям. Задачи: • Развивать.

Рассказывание по набору игрушек с использованием методов ТРИЗ-ртв План-конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Рассказывание по набору игрушек с использованием методов ТРИЗ-РТВ» по.

Речевое развитие дошкольников с использованием технологии ТРИЗ В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций,.

Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок Статья «Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок» Автор: Назарова Мария Олеговна. ГБДОУ №36 Санкт-Петербург Описание:.

Занятие по ФЦКМ «Зима прошла» с использованием технологии ТРИЗЗанятие по ФЦКМ «Зима прошла» с использованием технологии ТРИЗ Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зима прошла» c использованием технологии Цель: Закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Страна загадок с использованием ТРИЗ
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 19:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД