МААМ-картинки

Стресс и его профилактика

Алла Абрамкина
Стресс и его профилактика

Цель:

познакомить педагогов с понятием «стресса»; раскрыть основные факторы и причины стресса; информировать педагогов о приёмах снятия стресса и его профилактике. Повысить психологическую компетентность педагогов.

План:

1) Определение стресса.

2) Факторы стресса (стрессоры).

3) Причины стресса.

4) Последствия стресса.

5) Виды стресса: психологический, патологический, физиологический.

6) Стадии развития стресса.

7) Тест «Насколько вы подвержены стрессу».

8) Алгоритм снятия стресса.

9) Профилактика стресса.

Публикация «Стресс и его профилактика» размещена в разделах

Содержание:

1) Определение стресса.

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Стресс в переводе с английского обозначает давление, напряжение, усиление, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Возникает стресс у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс - это состояние сильного и длительного психологического напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители. Дистресс - горе, несчастье, недомогание, нужда.

2) Факторы стресса (стрессоры).

Факторы, или источники вызывающие это напряжение, были названы стрессоры: они могут быть физическими (воздействие холода, яда, инфекции, или психическими (конфликтная ситуация в семье, смена места работы). Стресс - это часть повседневной жизни. Подгоревший ужин, развод, переезд, повышение по службе, потеря близких и другие стрессовые состояния - всё это действительность. Стресс же является вашим ответом на такие ситуации. Стрессоры - это множество повседневных событий, заставляющих вас к ним адаптироваться; стресс же - это ваша реакция, попытка адаптироваться.

3) Причины стресса:

- перегрузки, связанные с учёбой, работой;

- потеря работы;

- материальные трудности, разлука или потеря близких;

- болезнь;

- боязнь ответственности;

- завышенные требования к себе;

- боязнь перемен;

- разногласия на работе, конфликты.

4) Последствия стресса.

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, которое проявляется в эмоциональных изменениях: беспокойство, возбуждённость, страхи и фобии, а также в поведенческих изменениях: проблемы концентрации, стеснительность, проблемы общения, низкая производительность труда. Стрессы оказывают влияние и на физическое здоровье человека, вызывая обострение сердечно - сосудистых, желудочно - кишечного тракта, а также учащённый пульс, повышенную потливость и т. д.

5) Виды стресса.

Два вида стресса: физиологический (эустресс) и патологический (дистресс). С этих позиций эмоциональный (психологический) стресс также требует неоднозначной оценки: в зависимости от силы, деятельности, положительной или отрицательной эмоциональной реакции он может протекать в нормальных пределах или переходить в более болезненное состояние Под влиянием отрицательных эмоций (неразделённая любовь, невозвратная потеря близкого человека, вынужденная разлука с Родиной) было создано немало замечательных творений в области литературы, искусства и живописи. На эту особенность творчества указывал В. Катаев: «В истоках творчества гения ищите измену или неразделённую любовь. Чем опаснее рана, тем гениальнее творение художника». В последние годы появились указания на возможность развития стресса не только под влиянием избытка стрессоров, но и при их нехватке. Следовательно, эмоциональные стрессовые состояния могут быть вызваны дефицитом чувственных переживаний они особенно болезненно переживаются людьми активного, деятельного склада. Таким образом, проблема сохранения и поддержания психического здоровья должна предусматривать адекватный баланс положительных и отрицательных эмоций.

6) Стадии развития стресса.

Канадский врач и биолог Г. Селье выделил три стадии стресса: Первую стадию он назвал стрессом ожидания и трактовал её как мобилизацию сил. Подготавливающую организм к стрессу, включение защитных механизмов. Пример, как часто мы волнуемся в ожидании события: таково напряжение перед экзаменом, ответственным выступлением, перед свиданием. И чем больше волнуется человек на этом этапе, тем слабее его реакция на следующей стадии. Это понятно: слишком большое напряжение в первом периоде приводит к избыточному выделению адреналина. Быстрое истощение резервов на первом этапе приводит к тому, что энергии оказывается недостаточной на вторую стадию. Так, спортсмен, «перегоревший на старте», в ходе соревнований показывает сниженные результаты. Но при слабом напряжении в стадии ожидания тоже не происходит должно й мобилизации всех необходимых сил для отражения стресса. Спортсмен не мобилизовался. Расслаблен - результат опять плох. Вывод: роль первой фазы стресса состоит не только в том, чтобы мобилизовать защитные силы организма, но и подать в нужный момент достаточно энергии для адекватной реакции.

Вторая стадия - собственно стресс. Подготовленный первой стадией организм хорошо переносит и вторую фазу. Реализуя максимум своих возможностей. Пример, спортсмен достигает результатов даже более высоких, чем на тренировках. Однако «высокая нота» не может длиться слишком долго, и затянувшийся стресс грозит срывом. Третья стадия - постресс. Напряжение прошло, однако выброс адреналина в период отдыха может быть выше. Чем в период работы. Пример, у операторов, машинистов железнодорожного транспорта, диспетчеров (людей занятых нервно - эмоциональным трудом) после окончания рабочего дня, дома происходит выброс адреналина самый большой по сравнению с началом рабочего дня. Или, другой пример, сотрудник защитил диссертацию, казалось бы всё позади, кандидат наук счастлив. И вдруг среди, казалось бы полного благополучия - инфаркт. В этих примерах наблюдалось быстрое действие третьей фазы. Однако она может растянуться во времени. Пример, олимпийский чемпион признался, что через восемь месяцев после игр он ещё не «отошёл», комплекс сложных ощущений, мешающих ему обрести чувство психологического и физического равновесия.

7) Тест «Насколько вы подвержены стрессу?».

1) Часто ли появляется ощущение тревоги без особых на то причин?

2) Часто ли возникает ощущение страха?

3) Чувство обеспокоенности?

4) Несобранность в последнее время?

5) раздражительность?

6) Излишняя потливость?

7) Учащение пульса?

8) Чувство тяжести в желудке?

9) Бессоница или беспокойный сон?

10) Часто ли утром я просыпаюсь усталым?

Примечание. Более 50% - ответ «да»: у вас высокая вероятность подвергнуться стрессу.

8) Алгоритм снятия стресса или правила борьбы со стрессом.

1) Создайте для разговора уютную обстановку и выберите для него благоприятный момент: усадите собеседника в кресло, включите спокойную музыку, заварите чай из успокаивающих трав.

2) Найдите человека, который вас выслушает и вы ему выговаритесь. Старайтесь правильно воспринимать человека испытавший стресс. Осуждать его или воспринимать его состояние как проявление слабости нельзя. И всячески давайте понять, что вы всецело на его стороне, понимаете его и полностью поддерживаете. Выговорившись же, человек сразу почувствует облегчение, состояние его здоровья улучшится.

3) Если с близким вам человеком действительно случилось нечто такое, что воспринимается им как катастрофа и крушение всех его надежд, в этом случаи дайте ему выплеснуть накопившиеся негативные эмоции. Женщине надо позволить выплакаться, если это необходимо.

4) Если стресс человек испытал стресс, то у него есть только два пути: под давлением обстоятельств сломаться, или не сдаваться и приобрести новый опыт в преодолении трудностей и тем самым стать сильнее. Каким же путём? 1. Изменить стрессовую ситуацию к корень (Пример, уйти с неприятной работы). 2) Или пересмотреть отношение к травмирующей ситуации (пример, на работе остаться, но найти плюсы в ней). А для этого, чтобы к примеру на этой работе остаться, вам будет необходимо составить план действий. То есть заняться планированием действий, переоценкой каких либо событий и будующих прогнозов.

9) Профилактика стресса.

1) Живите всегда только настоящим моментом, не вспоминайте прошлого, не беспокойтесь о будущем, решайте проблемы по мере их поступления.

2) Не вините себя или других за то, чтобы с вами ни случилось.

3) Никогда ни куда не торопитесь и не делайте сразу несколько дел.

4) Не стоит всё делать идеально - вам не нужны завышенные требования к себе.

5) Если чувствуете, что накопилось напряжение, не держите в себе эмоции, а ищите поддержку у близких.

6) Попробуйте, если это возможно, найти что - нибудь смешное в происходящем - юмор это прекрасное средство от стресса.

7) Регулярно расслабляйтесь и отдыхайте, однако давайте своему телу и регулярную физическую нагрузку (прогулки на свежем воздухе, занятия спортом).

8) Старайтесь поддерживать крепкую дружбу. Постарайтесь, чтобы среди ваших друзей были люди и моложе и старше вас. Найдите время для доверительных разговоров и размышлений с друзьями. Прислушивайтесь друг к другу, так как вы все переживаете трудности развития.

9) Вырабатывайте соответствующую манеру поведения. Некоторые приёмы, которые срабатывали на более ранних ступенях, перестают быть эффективными, когда вы становитесь старше. Обновите ваш репертуар. Каждая стадия жизни требует отбора механизмов, с помощью которых можно справиться с проблемами того или иного периода.

10) Не относитесь к себе слишком серьёзно. Когда вы испытываете отчаянье и не можете спокойно пройти через тяжёлый период, у вас есть прекрасное оправдание: «Это лишь определённая стадия жизни».

И наконец, почаще повторяйте это мудрое восточное выражение, которое поможет вам справиться с жизненными трудностями: «Если ты можешь решить проблему, то решай, зачем переживать? Если не можешь решить проблему, зачем переживать, ведь это ничего не изменит!»

Публикации по теме:

Фотоотчет о мастер-классе для педагоговФотоотчет о мастер-классе для педагогов Тема: "Формирование системы сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в рисовании нетрадиционным способом" Цель:повышение.

Как бороться со стрессом Современный мир изменчив, сложен и полон ситуаций, которые приводят к тому, что стрессы становятся обыденностью в жизни каждого человека.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Стресс и его профилактика
Опубликовано: 18 января 2015 в 21:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД