Лучший педагог года

Конспект урока биологии в 6 классе «Строение и разнообразие плодов»

Светлана Викторовна Марченко
Конспект урока биологии в 6 классе «Строение и разнообразие плодов»

Тема: Строение и разнообразие плодов.

Тип урока : Изучение нового материала.

Цели урока :

Образовательные:

• создание условий для актуализации и расширения знаний, учащихся о плодах как репродуктивном органе цветкового растения;

• ознакомления с классификацией плодов;

• выяснить, какое значение и применение имеют плоды;

• познакомиться и научиться определять виды плодов;

Воспитательные:

Публикация «Конспект урока биологии в 6 классе „Строение и разнообразие плодов“» размещена в разделах

• воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов.

• создание условий для сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

• воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.

Развивающие:

• создание условий для развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса; развития умений анализировать, делать выводы

Задачи урока :

• Сформировать понятие о плоде, как важном генеративном органе растений;

• Познакомить учащихся с разнообразием плодов и семян;

• Показать приспособления к распространению;

• Определить какое значение и применение имеют плоды;

Оборудование: таблицы: “строение цветка”, “оплодотворение у цветковых растений”, “виды плодов”. Модель цветка вишни. Набор муляжей и натуральных объектов разнообразных плодов. Таблички с основными терминами.

Ход УРОКА

I. Организация класса. (приветствие детей, психологический настрой, мотивация к учебной деятельности)

Доброе утро. Присаживайтесь.

Заливистый школьный звонок

Позвал опять нас на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны!

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Девиз нашего урока :

Наша задача – природу познать,

Тайны разведать и разгадать.

Быть любознательным и наблюдательным.

И сохранить красоту обязательно.

Все мы с вами все разные, но чем- то похожи. Проверим?

1. Кто любит фрукты? (поднимите правую руку)

2. У кого дома есть домашние животные? (поднимите левую руку)

3. Кто любит свою семью? (хлопните в ладоши)

4. У кого есть друзья? (улыбнитесь)

Теперь мы больше знаем друг друга, а значит, мы одна команда и будем работать вместе, и дух партнерства поможет нам в этом.

II. Изучение нового материала.

Я начну сегодняшний урок с загадки : перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания?

1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.

2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.

3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

4. Он может быть сочным или сухим, съедобным или не съедобным.

Это - плод. Сегодня на уроке мы будем изучать плоды, их образование, и их виды.

(Ученики записывают в тетради число и тему)

Актуализация:

Ребята, какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке? ( учащиеся высказывают предположения: узнать, что такое плод; какое он имеет строение; какое значение имеют плоды и т. д.) Спасибо!

Ребята, а как вы предлагаете достичь этих целей? Что для этого вам нужно делать? Посмотрите на свои столы (рассмотреть, исследовать плоды, научиться определять виды плодов) Спасибо, ребята!

А для чего человеку надо знать всё о плодах?

Каково значение плодов в жизни человека? Как и где человек использует плоды?

Варианты ответов:

1. Употребляет в пищу.

2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т. д.) жмых и шелуха подсолнечника – наполнитель для пластмасс.

3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т. д.);

4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.

Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.

Скажите в какой период жизни у растений появляются плоды? (После цветения, опыления и оплодотворения)

Т. е. обязательным предшественником плода является цветок. Цветок – это? Из каких частей состоит цветок? (демонстрируется модель цветка) Кто готов ответить на эти вопросы и еще сыграть в игру светофор?

Игра светофор.

• Какое значение имеют тычинки и пестик?

• Что такое опыление?

• С опылением тесно связанно оплодотворение, как происходит оплодотворение?

Дети, вы произносите слово оплодотворение – это очень мудрое слово, из каких частей оно состоит? Плод и творение, следовательно, после этого процесса начинает формироваться и зреть плод.

Давайте, выясним, что такое плод? (Версии, работа с учебником).

Обратимся к тексту учебника, стр 63, найдите определение (прочитаем и запишем)

Плод - важнейший орган размножения цветковых растений.

Из чего состоит плод? Плод состоит из семян и околоплодника.

Семя образуется из семязачатка, следовательно. Сколько в семени семязачатков, столько. после оплодотворения, подразумевается образоваться семян.

Околоплодник – это наружная часть плода. Она образуется из стенок завязи. Но, нередко в формировании околоплодника участвуют и другие части цветка: цветоложе, околоцветник, тычинки. Например у шиповника околоцветник образован из цветоложе.

Для чего у плода образуется околоплодник?

(Беседа о значении околоплодника)

Вывод:

• Защита от высыхания, механических повреждений, не благоприятных воздействий окружающей среды;

• Играют большую роль в распространении (имеют шипы, колючки, привлекают животных, вырабатывают клейкое вещество и т. д.);

Существует несколько классификаций плодов :

1. По количеству семян плоды делят на односемянные (слива, пшеница) и многосемянные (горох, вишня).

2. По вскрываемости плода делятся на вскрываемые (горох, редис) и не вскрываемые (яблоко, пшеница).

3. Дети, скажите, чем околоплодник томата отличается от околоплодника ореха?

Сейчас давайте обратимся к плодам, которые находятся у вас на столах.

Возьмите шпажки и попробуйте проколоть аккуратно каждый плод. Соблюдаем правила безопасности.

Все ли плоды удалось проколоть? (нет)

Почему? (оболочка плода жёсткая)

Какие изменения произошли с плодами? После того, как вы их прокололи? (из некоторых плодов вытекает сок)

Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные)

А как назовём плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)

Итак, по особенностям околоплодника плоды делятся на сухие и сочные. (учитель демонстрирует плоды в период своего рассказа)

Мы возьмем за основу классификацию по количеству семян и по околоплоднику :

(таблица на доске)

Сухие Сочные

Односемянные • Орех (лещина, фундук)

• Семянка (подсолнечник)

• Зерновка (пшеница)

• Крылатка (клен0 • Костянка (слива)

Многосемянные • Боб (горох)

• Стручок (редис)

• Коробочка (мак)

• Листовка (пион) • Ягода (виноград)

• Яблоко (груша)

• Тыквина (огурец)

• Померанец (лимон)

Сборные • Сборная семянка (земляника)

• Сборная костянка (малина)

Соплодие (ананас)

Значит, вид плода определяется по количеству семян, по околоплоднику и берут во внимание, срастается или нет околоплодник с семенами.

Физпауза!

- Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать угоститься яблочком с дерева.

Мы за веткой потянулись

Плод сорвали и прогнулись

Ровно встали, подтянулись

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись

- Садитесь, Давайте продолжим нашу работу.

Разнообразие плодов очень велико. У каждого плода есть свои названия, давайте с ними познакомимся. Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает набор муляжей и натуральных объектов. Пользуясь информационной таблицей на доске, раздаточным материалом, иллюстрационными таблицами, каждой группе определить. Тип плода, заполнить таблицу и представить результаты работы.

1 группа на тарелочке : арахис (боб, растение капусты (стручок, мак (коробочка, лещина (орех, желудь

2 группа на тарелочке : подсолнечник (семянка, пшеница (зерновка, абрикос (костянка,помидор (ягода, малина (многокостянка)

3 группа на тарелочке : груша (яблоко, тыква (тыквина, клубника (фрага, апельсин (Гесперидий, померанец)

Типы плодов

типы название характеристика пример

Сухие многосеменные плоды Боб удлиненный плод, раскрывающийся от верхушки к месту прикрепления, с семенами, прикреплёнными к створкам (горох, фасоль).

Горох, фасоль, чечевица, арахис

Стручок удлиненный плод, раскрывающийся двумя створками, имеющий внутри перегородку на которой располагаются семена (редис, сурепка).

Капуста, редис, горчица, пастушья сумка

Коробочка плод, вскрывающийся крышечкой, отверстиями или распадающийся на части. Мак, тюльпан, дурман, белена, лен.

Сухие односеменные плоды Орех (орешек) невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником Лещина, липа, гравилат, лотос

Желудь плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку – плюску Дуб, бук.

Сухие односеменные плоды Семянка невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником, часто имеющий различные наросты Подсолнечник, одуванчик, череда, василек.

Зерновка невскрывающийся плод, с пленчатым околоплодником, близко прилегающим к семенной кожуре, сросшийся с семенем

Пшеница, рожь, рис, ячмень, кукуруза.

Сочные односеменные плоды Костянка - плод с твердым деревянистым внутриплодником, сочным околоплодником и пленчатым окрашенным внеплодником. односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка) Вишня, яблоко, слива, персик, калина, манго

Сочные многосеменные плоды Многокостянка сборный плод. Образуется из цветков, имеющих большое количество пестиков. Представляет собой сросшиеся между собой маленькие костянки Малина, ежевика, костяника, морошка.

Ягода - многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей.

Семена погружены в сочную мякоть околоплодника Смородина, виноград, картофель, томат.

Яблоко (яблочко) многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей, семена лежат в плёнчатых сухих камерах. Кроме завязи в образовании плода участвуют и другие части цветка. Яблоня, груша, рябина, боярышник.

Тыквина многосемянный плод, семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый Кроме завязи в образовании плода участвует цветоложе Огурец, тыква, дыня, кабачок, арбуз

Фрага (земляничина) многоорешек с разросшимися при созревании мясистым цветоложем. Земляника, клубника

Померанец или гесперидий ягодовидный плод у цитрусовых Многогнездный плод, состоящий из трех слоев: флаведо, альбедо и пульпы. Апельсин, мандарин, лимон.

Проверка результатов работы.

Каждая группы озвучивает свои ответы по заданию. Учащиеся класса анализируют ответы и совместно их оценивают.

III Закрепление материала.

Сегодня на уроке мы познакомились с понятием плод, узнали какое большое значение, играют плоды в жизни человека и растений; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок – сыграем в игру «верю - не верю»;прочитав предложения в карточке, определите правильное(+) или не правильное(-) утверждение проставив соответствующие знаки.

«Верю – не верю»

Фамилия, имя. +/-

1. Плод- образование, возникающее из завязи растений после оплодотворения яйцеклетки и служащее для формирования, защиты и распространения заключенных в них семян.

2. Околоплодник образуется из разросшейся тычинки.

3. Околоплодник – это наружная часть плода, образованная из стенок завязи.

4. Плоды бывают только односемянные.

5. К сухим плодам принадлежат зерновка, боб,стркчок,коробочка,орех,семянка.

6. К сочным плодам относят ягоду,костянку,померанец,яблоко,тыквину.

7. Плоды нужны для вегетативного размножения

8. Боб и стручок – это сочные плоды.

9. В околоплодниках накапливаться питательные вещества для привлечения животных.

10. Плоды образуются только у цветковых растений

Задание проверила: Оценка

А теперь, поменяйтесь работами с соседом. Проверяем (под диктовку правильных ответов учителем) и оцениваем (каждый ответ - 0,5 баллов).

Подведем итоги работы:(соотнесение целей и результатов) Выставление оценок.

III. Рефлексия

Закончите предложения:

• Я смогла/смог.

• Было интересно.

• Было трудно…

• Мне захотелось.

V.Домашнее задание.

1.(обязательное) параграф 17 стр 63 прочитать, знать основные понятия.

2. (творческое) кроссворд по теме плод.

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект урока биологии в 7 классе «Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные» Тема Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные или Позвоночные Цели урока: сформировать представление о типе Хордовые. Дать определение.

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

Конспект урока математики в 1 классе «Число и цифра 0» Урок математики в 1 классе по теме «Число и цифра 0» Тема: Число и цифра 0. Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока биологии в 6 классе «Строение и разнообразие плодов»
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 21:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД