МААМ-картинки

Суицидальное поведение подростков

Марина Морозова
Суицидальное поведение подростков

Долгие годы проблема подростковых и юношеских самоубийств замалчивалась и была под запретом. Считалось, что самоубийством кончают жизнь психически ненормальные люди, а если в подростковом возрасте произошло подобное событие, то это списывалось на трудности данного периода. Тем не менее, данные статистики говорят о том, что во Франции самоубийство среди подростков занимает четвертое место, в США – третье среди причин смерти [3]. По данным ВИА «Мидгард – ИНФО», начиная с 2003 года наша страна стала лидером по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Каждый день 17 детей совершают самоубийство. Порой целые города охватывают эпидемии детских суицидов. Россия занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков и 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии). По данным статистики за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. Каждый месяц врачи в Петербурге выезжают на 3-5 случаев попыток суицидов среди детей и подростков. Чаще всего предпринимают такие попытки (которые часто, увы, оканчиваются смертью) подростки в возрасте от 10 до 14 лет, причем, по данным экспертов, в основном (почти в 80%) это отнюдь не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные домашние ребята. В феврале 2012 года в Москве и московской области одно за другим произошло самоубийство двух школьниц, бросившихся с крыши многоэтажного дома, а через день после этого мальчик – подросток шагнул из окна своей комнаты, расположенной на 17 этаже. Все эти дети оставили предсмертные записки, в которых объясняют причины своего поступка. Чаще всего, это конфликты в школе или семье. Показательно, что взрослые, окружавшие этих детей, не заметили ничего подозрительного в их поведении, не смогли почувствовать опасность и предотвратить её. Что же необходимо знать о проблеме суицида педагогам и родителям? Рассмотрим некоторые основополагающие моменты.

Публикация «Суицидальное поведение подростков» размещена в разделах

В литературе проблема суицида нашла свое отражение еще во времена Древнего Египта, именно к этому периоду относят исследователи поэтическое произведение “Спор разочарованного со своей душой”. В психологии и медицине суицид стал исследоваться начиная с XIX в., когда появляются труды Э. Дюркгейма и З. Фрейда, ставшие фундаментальными исследованиями по этой теме.

Социологическая теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом, рассматривает самоубийство как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит. З. Фрейд трактовал явление самоубийства как следствие нарушение психосексуального развития личности. В XX в. изучением проблемы самоубийства занялись также такие психологи как Э. Гроллман, В. Франкл, К. Роджерс и другие. Что касается изучения этой проблемы в России, то в первую очередь можно назвать кандидата философских наук Красненкову И. П. К основным ее работам по данной теме можно отнести “Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида” и “Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой”. В связи с данной темой можно также упомянуть книгу Алиева “Актуальные проблемы суицидологии”, изданную в 1987 году. Недавно вышла книга “Писатель и самоубийство” Г. Чхартишвили (более известного под псевдонимом Б. Акунина, но как пишет сам автор, его труд имеет совсем не научный характер.

В русском языке самостоятельный термин «самоубийство» появился в 1704 г. в «Лексиконе треязычном», который был составлен наставником славяно-греко-латинской школы, редактором первой русской газеты и директором Московской типографии Федором Поликарповым-Орловым.

Самоубийство, суицид (от лат. sui caedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей) [6]

Все самоубийства можно условно разделить на два класса — истинные и демонстративные (так называемый псевдосуицид). Как правило, псевдосуицид совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Эти действия также называют «демонстративной попыткой суицида». В противовес псевдосуициду, истинный суицид — это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого — любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.

Необходимо отметить, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. У подростков это соотношение примерно 50: 1 или даже 100:1.

Среди основных причин, толкающих детей на самоубийство, можно назвать следующие:

Неурядицы в личной жизни:

тотальный неуспех в романтических или сексуальных отношениях;

несчастная любовь;

смерть кого-то из родных или друзей;

доведение до самоубийства;

целенаправленная травля, угрозы, унижения;

физические издевательства, изнасилования, побои;

непонимание окружающими, одиночество;

проблемы в школе;

аутинг (публичное разглашение личной информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека против его желания и согласия);

нереализованность в жизни (творческая, профессиональная, романти-ческая).

потеря смысла жизни;

потеря интереса к жизни, усталость от жизни;

проблемы со здоровьем;

религиозный фанатизм (обычно распространённый в сектах, ритуальное самоубийство;

идеологические (политические, неприятие ценностей социума в целом);

боязнь наказания (страх осуждения со стороны родных или общества);

подражательное самоубийство (после аналогичных смертей известных личностей или литературных персонажей).

Повод для самоубийства или суицидальной попытки независимо от возраста может быть совершенно незначительным. В подростковом периоде, когда идет пересмотр ценностей, а ребенок оторван от дома и не с кем посоветоваться, кажется, что весь мир ополчился, и нет выхода, полное опустошение и усталость от жизни. Многие подростки от невысказанности и полной неразберихи в мыслях приходят к выводу о своей ненужности и несостоятельности. Подобные мысли заканчиваются трагично.

В большинстве случаев взрослые (родители, педагоги) мучаются чувством вины практически всю оставшуюся жизнь. Когда же упустили, просмотрели ребенка? Необходимо знать некоторые предупреждающие знаки, позволяющие сделать предположение о наличии суицидальных намерений : это сниженное настроение; нарушение сна, режима питания; злоупотребление алкоголем, наркотиками; саморазрушительное поведение; разговоры о смерти, обращение к песням, стихам, литературным произведениям, в которых говорится о самоубийстве, смерти, жизни после смерти; социальное отчуждение; снижение внимания к себе (неопрятность, неряшливость, прогулы); резкое изменение состояния (например, внезапное просветление после периода длительной депрессии); резкие изменения в поведении; приведение дел в порядок (раздаривание любимых кассет, книг, безделушек и т. д.); разговор об отсутствии смысла жизни, о собственной ненужности, о безвыходности своей ситуации [1]. Совершенно необязательно, что сниженное настроение приведет к самоубийству, но сочетание нескольких признаков должно обязательно насторожить окружающих ребенка близких людей. Есть общее правило, которым должны руководствоваться родители и педагоги – обращать внимание на необычное поведение ребенка. Если ребенок ведет себя несвойственным ему образом, необходимо поговорить с ним, или проконсультироваться у специалистов. Можно сделать это анонимно, позвонив на телефоны доверия, которые функционируют практически во всех регионах России. Психологами доказан тот факт, и родителям необходимо помнить об этом, что зачастую подростки совершают попытку самоубийства не потому, что на самом деле хотят умереть. Причиной подобной попытки суицида становится банальное желание привлечь к себе внимание окружающих, своеобразный крик о помощи. Для таких детей перерезанные вены или таблетки являются лишь своеобразным способом заявить миру о степени своего отчаяния. Однако очень часто подобные попытки обратить на себя внимание приводят к инвалидности, а то и к смерти ребенка. Анализируя обращения подростков, поступивших на один из телефонов оказания экстренной психологической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, можно увидеть, что таких обращений не так уж и много. В процессе консультирования явно чувствовалось, что дети позвонили для того, чтобы их отговорили от этого страшного шага. Настораживает тот факт, что ребенку кажется гораздо более страшным рассказать родителям о плохой отметке в школе, о том, что его обижают сверстники и о других своих проблемах, чем лишить себя жизни. Родители же часто об этом даже не догадываются. При исследовании достаточно большого количества детских и подростковых суицидов психологи заметили одну общую черту – практически у всех детей в значительной степени нарушена нормальная психоэмоциональная связь со своей семьей, а у девочек – особенно с матерью. Каким бы взрослым не позиционировал себя подросток, отсутствие взаимопонимания и контакта с семьей может очень сильно усугублять все переживания ребенка, делая их особо острыми. Если ребенок угрожает лишить себя жизни, родителям ни в коем случае не следует смеяться и иронизировать по этому поводу. Все родители очень боятся, что их дети могут совершить суицид, поэтому проявляют такие провокационные реакции. Дети же, видя такую реакцию родителей, совершают самоубийство назло, из упрямства и желания доказать, что родители не правы. Они не понимают, что такое поведение родителей – лишь педагогическая уловка, поэтому считают, что они никому не нужны, даже своим самым близким людям.

Если предотвратить несчастье не удалось, и ребенок все же совершил попытку суицида, но выжил, родители очень радуются этому. Психологи говорят, что крайне необходимо не скрывать свои чувства от детей. Ребенок должен понять, что его любят, им дорожат. После выздоровления лучше всего обратиться за профессиональной психологической помощью. Именно профессионал поможет пройти реабилитационный период и начать жизнь заново. К счастью, статистика показывает, что повторную попытку самоубийства совершают не более одного человека из 600. Тем не менее, необходимо быть очень внимательными к таким детям. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку вернуться к обычной жизни без старых обид, не обвиняя их, а поддерживая.

Если ребенок ушел из жизни, родителям очень трудно бывает принять и осознать этот факт. Лишь спустя некоторое время они способны анализировать произошедшее. И в большинстве случаев они понимают, что где – то недоглядели, не обратили внимание на угрожающие сигналы. И их начинает мучать чувство вины, преодолеть которое очень сложно. Жизнь самих родителей и близких им людей может превратиться в ад. Лучше всего в такой ситуации обращаться к профессионалам. Преодолеть самостоятельно данную ситуацию очень трудно.

Таким образом, от внимательного отношения родителей и окружающих людей зависит, насколько счастливой будет жизнь ребенка и сколько она продлится.

Литература

1. Бадхен, А. А. Мастерство психологического консультирования / А. А. Бадхен, А. М. Родина. – СПб. : Речь, 2006. – 240 с.

2. Дубровина, И. В. Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова. – М. : Просвещение, 1991.

3. Кузин, М. В. Как выжить с ребенком – подростком : Практическое пособие для родителей / М. В. Кузин. – М. : Эксмо, 2007. – 320 с.

4. Фалькович, Т. А. Подростки XXI века. Психолого – педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Н. В. Высоцкая. – М. : ВАКО, 2007. – 256 с.

5. Шувалов, А. Детский суицид : попытка осмысления проблемы / А. Шувалов // Школьный психолог. – 2013. - №1. – с. 8.

6. https://ru.wikipedia.org

Публикации по теме:

Безопасное поведение на дорогахБезопасное поведение на дорогах В детском саду прошла неделя безопасного поведения на дорогах. Дети и родители моей средней группы "Гномики" принимали активное участие.

Доклад на МО «Трудовое воспитание подростков с ОВЗ» Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной (коррекционной) школы принадлежит трудовому.

Формирование личного профессионального плана у подростков Цель: Дать опыт анализа личного профессионального плана Задачи: 1. Расширить представления о личном профессиональном плане и алгоритме его.

Гендерные особенности эмоциональных отклонений у подростков Гендерные особенности эмоциональных отклонений у старших подростков Подростковый возраст является важным этапом в общем процессе становления.

Квест для детей и подростков «Запасной планеты у нас нет» Квест «Запасной планеты у нас нет» Цель: воспитывать у детей и подростков гуманное отношение к природе. Действующие лица: Ведущий 1 Ведущий.

Отклонение в поведении «трудных» подростков В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному.

Психосексуальное развитие подростков Психосексуальное развитие — один из важных аспектов индивидуального психического развития человека. Оно охватывает первые четыре возрастных.

Эмоциональные отклонения у подростков ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ ЗАРУБЕЖНЫМИ И ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПСИХОЛОГАМИ В работе произведено теоретическое исследование.

Консультация «Этикет и поведение!» Малышей необходимо с ранних лет знакомить с нормами поведения в обществе, объясняя их социальные роли. Девочки-маленькие леди а мальчики-будущие.

Занятие для подростков «Развиваем свои способности» Цель: помочь воспитанникам определиться в своих интересах, желаниях, стремлениях, профессиональных предпочтениях, убедить их в том, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Суицидальное поведение подростков
Опубликовано: 15 марта 2017 в 13:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД