Получи документы

Сущность понятия воображения

Кирьякова Альфия
Сущность понятия воображения

Сущность понятия воображения

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек, может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения.

Воображение - это познавательный процесс, который заключается в создании новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы (И. В. Дубровина).

Публикация «Сущность понятия воображения» размещена в разделах

По-мнению В. А. Крутецкого воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

По Петровскому А. В. воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Анализ существующих понятий позволяет сделать вывод, что воображение - это создание образов чего-то необычного, ранее не воспринимавшихся человеком с использованием творческих процессов.

С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. Изучением процесса воображения занимались Р. С. Немов, А. В. Петровский, И. В. Дубровина, В. А. Крутецкий, Л. С. Выготский.

Данные психологи классифицируют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов:

непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновиде-ния, галлюцинации, грезы, состояния “бездумного отдыха”.

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение

2. По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее или репродуктивное, и творческое.

По мнению Л. С. Выготского воссоздающее или репродуктивное воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые ори-гинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым.

По мнению И. В. Дубровиной особый вид воображения - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности кон-кретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности.

Исходя из позиции Р. С. Немова, творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания.

И. В. Дубровина считает, что сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы.

И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан выделяют несколько приёмов воображения.

Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Например, в произведениях А. С. Пушкина.

Частный случай комбинирования - агглютинация - способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств. Например, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Это сказочный образ: не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к по-лету на другие тела - оправдано. Потом изучили условия полета и осуществили мечту - появился самолет. Минотавр - чудовище с туловищем человека и головой быка, русалка. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия и т. д.

Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Этот способ лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

а) утрирование - намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;

б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);

в) типизация - обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Это наиболее сложный путь создания образа творческого воображения. A.M. Горький писал, что талантливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наиболее харак-терных особенностей людей и включения «воображения» этих особенностей в одно лицо. «Как строятся типы в литературе? - спрашивал A.M. Горький. - Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенно какого-нибудь человека, а берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т. д. Все это - обобщенные типы».

Индивидуальные особенности воображения определяются :

1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается во-ображение;

2) характеристикой самого создаваемого образа: нелепица или ориги-нальная находка решения;

3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов (личностная направленность).

По мнению И. В. Дубровиной, Е. Е. Даниловой и А. М. Прихожан можно выделить основные функции воображения. Воображение, во-первых, позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно воспринимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности. Во-вторых, воображение необходимо, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а, только манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. В-третьих, воображение помогает человеку выйти за пределы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в прошлое или в будущее, проиграть в уме соответствующие действия. У человеческого воображения есть и две специальные, психологические функции. Одна из них называется психодиагностической, а другая – психотерапевтической. Психо-диагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно судить о его психологии. Эта функция активно используется в психологических тестах, где человеку предлагается что-либо придумать, сочинить рассказ, усмотреть что-либо определенное в беспорядочном нагромождении линий, красок, фигур и т. п. Предполагается, что в продуктах фантазии человека непосредственно отражаются его психологические особенности. Психодиагностическая функция воображения в свою очередь состоит в том, что через него можно оказывать положительное состояние и поведение человека. Воображение в этой функции широко используется во многих методах практической психологии.

По мнению В. А. Крутецкого основное значение воображения и состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы (не только такие, как история, биология, география, литература, но и такие, как математика, язык) не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения. Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Практика — критерий правильности образов воображения. Практика позволяет конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации. Творческий замысел обогащается, проверяется и выясняется в процессе реального осуществления. Пока замысел только в голове он еще не до конца ясен человеку. Аналогичный процесс реализации образов воображения происходит и в творческой работе художника, музыканта, писателя.

Таким образом, всякий новый образ, новая идея соотносятся с действительностью и в случае несоответствия отбрасываются как ложные или исправляются. Ученый проверяет гипотезу реальными: фактами, наблюдениями, экспериментом. Конструктор-изобретатель выясняет полезность изобретения, соответствие изобретения требованиям, которые к нему предъявляют, возможность его практического применения. Художник, скульптор, писатель стремятся к жизненной правдивости произведения, так как отображение жизненной правды есть необходимое, условие воздействия на людей. Учитель, проектируя личность ученика, представляя себе, предвидя результаты воспитательных воздействий, всегда очень внимательно присматривается к результатам этих воздействий и в случае необходимости изменяет их. Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существо-вать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникно-вению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен. При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Все представления воображения на взгляд И. В. Дубровиной строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой – звуков). Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов деятельности.

По мнению Г. А. Урунтаевой, показателями развития воображения в игре преддошкольников являются разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета-заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещением партнёра.

Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрывании и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы.

Показатели оценки воображения :

• оригинальность – способность продуцировать необычные ответы,

• беглость - способность быстро адаптироваться в сложной ситуации и спо-собность к генерированию большого числа идей;

• гибкость - способность изменить форму таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

• сила (яркость образов,

• широта (их количество,

• критичность (приближенность к действительности). Однако, эти парамет-ры, по мнению автора книги, не поддаются точной оценке.

Таким образом, воображение – это познавательный творческий процесс, в результате которого возникают новые, ранее не воспринимавшиеся человеком образы. Воображение классифицируется по видам, имеет свои индивидуальные особенности, приемы и основные функции. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Невозможно представить развития в науке, искусстве, технике без воображения.

Список литературы

1. Дубровина, И. В. Психология [Текст] : Учебник для студ. сред. пед. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - Москва. : Академия, 2003. – 464 с.

2. Крутецкий, В. А. Психология [Текст] : Учеб. для учащихся пед. уч-щ. / В. А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. –Москва. : Просвещение, 1986. – 336 с.

3. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] : Учеб. для студ. образоват. учереждений сред. проф. Образования. / Р. С. Немов. -Москва. : ВЛАДОС, 2003. –400 с.

4. Петровский, А. В. Общая психология [Текст] : Учеб. для студентов пед. институтов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. ; под ред. А. В. Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. -Москва. : Просвещение, 1986. –464 с., ил.

5. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] : учебник для студентов сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. –Москва. : Академия, 2006. -368 с.

6. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. С. 52 - 59.

7. Безруких, М. М. Ступеньки к школе [Текст] : Книга для педагогов и родителей / М. М. Безруких. –Москва. : Дрофа, 2001. –362 с.

8. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : Учебное пособиедля студентов пед. учеб. завед. / Г. А. Урунтаева. – 5-е изд. стереотип. -Москва. : Академия, – 2001. -336 с.

9. Венгер, А. А. Домашняя школа мышления [Текст] / А. А. Венгер, Л. А. Венгер. - Москва. : Знания, 1994. –150 с.

10. Житникова, Л. А. Учите детей запоминать [Текст] / Л. А. Житникова. – Москва. : Просвещение, 1978. –112 с.

11. Выгодский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выгодский. –СПб. : Союз, 1997. – 144 с.

12. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : Учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. -Москва. : Академия, 1999. –456 с.

13. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов. / Л. Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1996. –240 с., ил.

14. Шмелева, А. Г. Основы психодиагностики [Текст] : учебное пособие для студентов педвузов / под общ. редакцией А. Г. Шмелева. —Москва, Ростов-на-Дону. : Феникс, 1996. - 544 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры на закрепление понятия «Величина» «Построй дорожку» Цель игры: выявить уровень восприятия величины. Оборудование: конструктор «Лего», игрушка маленький зайчик, большой медвежонок.

Доклад «Сущность и методы воспитания толерантности» В научном обиходе «терпимость» часто заменяют синонимом «толерантность». Рассмотрим этимологические корни данных понятий. В «Современном.

Сущность педагогической деятельности «Я — воспитатель» Почему каждый из нас вновь и вновь размышляет о сущности педагогической деятельности? Причина проста – хочется понять тот мотив, который.

Конспект занятия «Маленькие капитаны. Понятия легкий — тяжелый» Цели занятия Дать детям понятия “легкий”, “тяжелый”; Предоставить возможность детям на своем опыте удостовериться,.

Педагогическая сущность использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей Педагогическая сущность и содержание использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей младшего дошкольного возраста.

Педагогический процесс «Сущность. Структура. Движущие силы» Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Передача социального опыта.

Познавательные процессы (виды, понятия, свойства) Познавательные процессы (виды, понятия, свойства). Понятие восприятия. Свойства и виды восприятия Восприятие – это процесс непосредственного.

Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание Согласно «Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации».

Сущность и содержание наблюдения Тема: Сущность и содержание наблюдения Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного.

Эссе «Теоретический анализ понятия «Гармония» Е. В. Котова, М. С. Романова, А. И. Калюжная В современном мире душевной гармонии не хватает почти каждому из нас. Гармоничного человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность понятия воображения
Опубликовано: 19 мая 2018 в 12:34
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД