МААМ-картинки

Педагогическая сущность использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей

Елена Козлянская
Педагогическая сущность использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей

Педагогическая сущность и содержание использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей младшего дошкольного возраста

С целью получения терапевтического эффекта в воспитательном процессе младших дошкольников педагоги используют три вида сказок : народные литературные сказки (традиционные, психокоррекционные и терапевтические.

Публикация «Педагогическая сущность использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей» размещена в разделах

Значение народных литературных сказок на развитие личности дошкольника неоценимо. Яркие образы, рисуемые средствами высокого литературного языка, являющегося родным для ребенка, высокий идейный смысл, увлекательность сюжета, торжество справедливости и добра - характерные черты традиционных сказок. Они развивают воображение маленьких слушателей, повышают мотивацию к различным видам деятельности, укрепляют эмоциональную сферу ребенка и требуют своего продолжения. Психотерапевтические сказки направлены на врачевание детской души, они раскрывают глубинный смысл происходящих событий, позволяют увидеть происходящее с неожиданной стороны. Такой тип сказок неоднозначен, действия, разворачивающиеся в них, непредсказуемы по своему завершению, не всегда имеют счастливый конец, но всегда несут высокую смысловую нагрузку, что позволяет ребенку глубоко проникнуться человеческими проблемами, затрагивающимся в них, сопереживать героям.

Ребенок переосмысливает свое поведение, старается подражать любимым героем, становится лучше, отзывчивее к людской боли, добрее. Психокоррекционные сказки создаются с целью аккуратного воздействия на поведенческие установки ребенка, коррекции нежелательных проявлений в его поступках на положительные примеры, утверждающиеся со временем в качестве основных. Для этого параллельно проводится тонкая психолого-педагогическая работа по разъяснению ребенку происходящих событий в сказке, оказывается помощь для его правильных самостоятельных суждений, переходящих в устойчивые убеждения. Перечисленные виды сказок всегда преподносятся детям младшего школьного возраста не только с обязательным учетом их психовозрастных и гендерных особенностей развития, но и интегрируются педагогами в разнообразную их деятельность. Например, в театральные постановки по мотивам изученных сказок, рисование или лепку образов любимых героев, изготовление персонализированных кукол и игрушек и др. Эффективными терапевтическими приемами в работе с младшими дошкольниками, как показывает практика, является совместный анализ и обсуждение произведений, написание небольших сочинений, выучивание и коллективное чтение стихов. В результате такого подхода сказка воспринимается ребенком не просто как интересная информация, а как установка к определенному стилю поведения, события глубоко переживаются им, принимают личностную значимость, формируются идеалы, навеянные поступками и образами любимых сказочных героев, способных выходить с честью из самых сложных ситуаций. Ребенок подражает им, старается во всем копировать их поведение, жесты, мимику, голос, речь и даже внешние их признаки. Через действие он приближается к своим любимым героем, при этом не отрывается от реальности, а плавно входит в сказочный мир для получения психоэмоциональных переживаний от не встречающихся в реальной жизни событий. Ребенок ждет увлекательных приключений, желает побеждать в действии, находить истину, преодолевать трудности. Он делится своими впечатлениями с родителями, друзьями и сверстниками, воспитателями. Парадоксально, но иногда, на почве недопонимания с другими детьми из-за чрезмерного желания первым и единолично отождествить себя с образом полюбившегося героя, у детей возникают конфликты, но они имеют «деятельностный» характер, поэтому легко преодолеваются ими самостоятельно или при мягком вмешательстве воспитателя. Эта своеобразная детский индикатор интереса, отражающий степень их мотивации к самопознанию через терапевтические возможности сказки. Опытные педагоги умело мотивируют детей для творческого самостоятельного поиска правильных решений в спорных межличностных ситуациях в образовательном поле различных типов ДОУ. Главная идея сказкотерапии, по нашему мнению, - раскрытие жизненных ценностей, которые воплощают собой сказки в наиболее доступной для детского понимания форме с целью их нравственного воспитания. Результаты нашего исследования показали, что наряду с инновационными образовательными технологиями, педагогам дошкольной системы образования целесообразно сочетать в своей профессиональной деятельности и традиционные методы. К таким методам мы относим и приемы сказкотерапии, которые, можно определенным образом модифицировать и на инновационную стезю. Педагогам же необходимо руководствоваться главной врачебной заповедью: «Не навреди!». Любые внедряемые инновации в воспитательный процесс, должны быть исключительно во благо детей, а «не служить данью моде» или погоней педагогов за личным рейтингом. Поэтому научное обоснование новаций позволит избежать возможных ошибок, порожденных эмоциональным энтузиазмом отдельных педагогов, получивших положительные, но еще неустойчивые результаты от использования сказкотерапии.

Кроме вышеперечисленных видов сказок в качестве инструмента терапевтического воздействия на детей младшего дошкольного возраста педагоги используют и специальные дидактические сказки. Они ориентированы на «укутывание» учебного материала в максимально интересную, сказочную форму и вид для ребенка. Поэтому, цифры, лексические значения новых слов, буквы, слоги, звуки и предметы одушевляются для создания понятного для восприятия сознанием ребенком сказочного мира. Дидактическая сказка является для взрослого эффективным педагогическим инструментарием. Она облегчает воспитаннику овладение необходимого его возрасту объема и сложности образовательного материала, раскрывает смысл и важность сути знаний.

Еще одним важным элементом сказкотерапии является включение педагогами в воспитательный процесс дошкольников медитативных сказок. Их целью - накопление положительного образного опыта, снятие психологического напряжения, релаксация воспитанников. Роль данного типа сказок в воспитании и оздоровлении детей чрезвычайно важна. В их содержании отсутствуют конфликты и злые герои, они информативны и практичны для переноса взаимоотношений героев из мира сказки в реальные жизненные межличностные взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми. Медиативные сказки наиболее эффективны, как показали результаты нашего исследования, в превентивной педагогической работе с детьми из неполных или социально неблагополучных семей. Изучив на основе первичного психолого-педагогического мониторинга основные особенности личности воспитанника, следует осторожно внедрять данный тип сказок в его индивидуализированный образовательный маршрут. В зависимости от решаемых педагогических задач, воспитатели могут использовать и другие виды сказок в качестве терапевтического фактора: бытовые сказки, волшебные сказки, страшилки, экологические и др. Большое их разнообразие позволяет педагогам гибко варьировать формы коррекционного воздействия в зависимости от психофизиологических особенностей детской группы. Важной особенностью, характеризующей сущность сказкотерапии, является ее способность гармонизировать отношение детей с родителями. Данное воздействие осуществляется, как внутри семьи, без помощи педагогов, так и в образовательном пространстве ДОУ с помощью детского психолога и воспитателя. В первом случае, родители благодаря специальной педагогической деятельности, вооружившись приемами сказкотерапии, устремляются на поиск более прочных эмоциональных контактов с детьми. Если они обладают достаточными знаниями в этой области, и у ребенка нет глубоких психологических проблем в развитии, то, как правило, достигается успех. Устанавливаются более тесная (доверительная) эмоциональная связь родителей с ребенком, что положительным образом отражается на психологическом фоне всей семьи. Во втором случае, на помощь семье приходят профессионалы. Они выявляют причины проблем в деструктивном поведении ребенка, дают ценные рекомендации родителям по гармонизации внутрисемейных отношений, «вооружают их» методиками сказкотерапии. Сказкотерапия позволяет эффективно выявлять актуальные, не всегда понятные взрослым людям, проблемы ребенка, оказывать ему своевременную психологическую помощь. Она предоставляет ребенку свободу выбора в принятии решения. Именно в этом заключается ее мощное педагогическое (целебное) воздействие. Ситуация свободного выбора при благожелательном участии педагога или родителей позволяет ребенку легче принимать непростые для него решения, он видит, что его судьба не безразлична взрослым. Ему нравится быть в центре внимания, он хочет оправдать доверие взрослых, получить от них заслуженную похвалу за свои весомые достижения. Все это, безусловно, укрепляет психологическое здоровье ребенка, развивает его фантазию, воображение, тренирует ум и волю, физические навыки и способствует полноценному личностному росту. Сказкотерапия позволяет дошкольникам правильно ориентироваться в окружающем их реальном мире, совершенствовать навыки своих взаимодействий с природной средой, формирует предпосылки бережного отношения к природе. Сказкотерапия позволяет младшим дошкольникам впитывать на подсознательном уровне ценностные культурные и моральные нормы, принятые в обществе, расширяет их коммуникативные каналы, развивает речь и мышление, способствует здоровьесбережению. Сказка обладает и силой внушения. Для придания ей лечебно - оздоровительного эффекта воспитатели и родители рассказывают детям позитивные сказки перед сном, убаюкивают их тембром голоса, интонацией, деликатно высказывают личное мнение по самым сложным местам ее содержания. Различные колыбельные песни, уходящие корнями в глубины народной истории, мы так же относим к веским средствам сказкотерапии. Сказка через свое содержание подготавливает ребенка к взрослению. Различные метаморфозы, происходящие с персонажами главных героев сказок, лишь укрепляют веру детей в необходимость вступления в будущем во взрослую жизнь. Сказка ориентирует их на деятельность, смысл, которой, заключается в том, что им необходимо приложить немало усилий для того чтобы добиться успеха и стать уважаемым в обществе взрослым человеком. Из огромного числа сказок, ребенок выбирает наиболее близкие ему сказки. Мотивы и критерии отбора ребенком сказок, очевидно, следует искать в его психологии, хотя такая позиция не полностью отражает все аспекты такой его своеобразной деятельности. Полагаем, что данная проблема требует более глубокой научной проработки в отдельном опытно-экспериментальном исследовании. В любом случае, у ребенка есть любимые сказки, очевидно, они наиболее понятны ему, возможно, его привлекают в них образы любимых героев или волшебная атмосфера, царящая в ней, динамика событий, неожиданные сюжетные повороты и т. д. В этой связи, педагогам необходимо «пластично транслировать» «волшебный опыт» сказочных героев в воспитательный процесс, побуждать питомцев к действию, развивать их двигательную активность в осмысленном ключе. Следовательно, сказкотерапия может оказывать не только позитивное воздействие на эмоциональную сферу и интеллект ребенка, но и развивать его физические навыки путем активизации деятельностных проявлений. При использовании приемов сказкотерапии в воспитательном процессе младших дошкольников педагогам целесообразно опираться на накопленный мировой богатый научный потенциал, современные инновационные технологии, аккумулированные через авторскую интерпретацию в конкретном образовательном поле ДОУ с учетом особенностей детского коллектива и условий воспитательного процесса. Разумеется, сказанное выше, совершенно не означает, что «ребенок закрыт» для восприятия новых сказок. Мы подразумеваем, что любимые сказки точнее выражают его внутреннее психологическое состояние, которое изменчиво и глубоко индивидуально, именно данные аспекты будут раскрыты в содержании следующего параграфа дипломной работы. Таким образом, педагогическая сущность и содержание использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей дошкольного возраста заключается в оказании на воспитанников благотворного превентивного терапевтического воздействия с целью их гармоничного нравственного роста. Обязательный учет индивидуальных психофизических и гендерных особенностей контингента воспитанников видится нами непременным условием для реализации данной психолого -педагогической задачи.

Публикации по теме:

Опыт использования методов и приемов работы по подготовке детей к школе Ведущей целью подготовки детей к школьному обучению должно быть формирование качеств, которые нужны для успешного овладения учебной деятельностью,.

Конспект ОД по сказкотерапии «Педагогическая находка»Конспект ОД по сказкотерапии «Педагогическая находка» Конспект од по сказкотерапии «Путешествие в сказку» Задачи: 1. развитие вариативности и оригинальности мышления; 2. развитие сенсорно-перцептивной.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4–5 лет Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет Формирование начальных математических.

Консультация «Использования сказкотерапии при работе с детьми» Актуальность исследования использования сказкотерапии при работе с детьми обусловлена тем, что именно сказка способствует развитию социальных.

Консультация для педагогов «Особенности использования игровых приемов в процессе ФЭМП у дошкольников» Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Усвоение математических.

Педагогическая гостиная для родителей «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей» Педагогическая гостиная для родителей «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей» Подготовила: инструктор по физической.

Перспективный план «Использование технологии критического развития мышления в формировании коммуникативных навыков детей» Данный перспективный план направлен на формирование и развитие информационной и коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного.

Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возрастаПроцесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста «Тема»: Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста. «В процессе.

Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание Психолого-педагогическая компетентность родителей: сущность и содержание Согласно «Федеральному Закону об образовании в Российской Федерации».

Использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на педагогическом совете. Воспитатель: Димова Л. И. Тема: «Использования игровых приемов при формировании элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая сущность использования приемов сказкотерапии в формировании образного мышления детей
Опубликовано: 8 марта 2018 в 21:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД