Папки-передвижки

Своеобразие проявления самостоятельности в трудовой деятельности у детей дошкольного возраста

Татьяна Александровна Кузьмичева
Своеобразие проявления самостоятельности в трудовой деятельности у детей дошкольного возраста

Своеобразие проявления самостоятельности в трудовой деятельности у детей дошкольного возраста

Изменения, происходящие в материальной и духовной сфере нашего общества, обусловили широкий интерес и социальную значимость проблемы воспитания самостоятельности у подрастающего поколения.

Современное общество, характеризуемое нестабильностью, актуализирует проблему воспитания человека, умеющего проявлять самостоятельность, творчески мыслить, принимать нестандартные решения и реализовывать их в своей деятельности. Самостоятельность не дается человеку с рождения, она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Все это важно для формирования системы ценностей, активной жизненной позиции.

Публикация «Своеобразие проявления самостоятельности в трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Преобразования, коснувшиеся всего общества, не оставили в стороне и дошкольные образовательные учреждения. В современных условиях они помимо функции ухода, оздоровления и обучения детей начинают выполнять функции максимального развития личности, раскрытия индивидуальности, способностей ребенка. Следовательно, с раннего возраста надо начинать воспитание относительно устойчивых форм поведения, являющихся основой активной позиции в будущем: подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду, формирование качеств, способствующих активности, инициативности, самостоятельности. Воспитание самостоятельности в дошкольном возрасте предполагает не только проявление ее в сфере самообслуживания, но и поощрение желания ребенка обрести независимость в мыслях, поступках, деятельности.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что самостоятельность развивается в различных видах деятельности : учебной, игровой, трудовой, художественной, конструктивно-игровой. Следует выделить три основных подхода к пониманию самостоятельности :

первый – самостоятельность как характеристика способа деятельности, в частности:

а) Л. А. Порембская считает, что эффективным видом деятельности для развития самостоятельности является бытовой труд;

б) Ф. В. Изотова – конструктивно-игровая деятельность;

в) Н. А. Ветлугина – художественная деятельность;

г) Л. И. Матусик, Н. Я. Михайленко, С. А. Марутян отводят важную роль игре в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста;

д) Г. Н. Година уделяет большое внимание развитию самостоятельности в процессе воспитания и обучения младших дошкольников.

второй – самостоятельность рассматривается как качество личности (В. Н. Зинченко С. А. Марутян и другие);

третий, в котором самостоятельность изучается с точки зрения позиции личности в группе (Т. В. Сенько и другие).

Воспитанию самостоятельности в трудовой деятельности уделяли большое внимание исследователи: Л. В. Антониди, Г. В. Груба, В. П. Дуброва, Л. А. Порембская, Д. В. Сергеева и др.

На основе богатого экспериментального материала Л. А. Порембская (4) показала, как в зависимости от приобретения трудовых навыков и умений значительно расширяется сфера самостоятельности детей не только в элементарном самообслуживании, но в разнообразных видах общественно полезной работы (дежурство по столовой, уголку природы, помощь взрослым и т. д.).

В исследовании автор выделяет несколько ступеней развития самостоятельности в труде.

1 ступень. Ребенка привлекают к выполнению своими руками отдельных операций простейшего самообслуживания. При трудностях дети легко отступают. Стремление к самостоятельности появляется после выполнения первых заданий, но устойчивости нет.

2 ступень. Ребенок приобрел ряд умений и навыков в простом самообслуживании, но с некоторой помощью взрослых. Четкой целенаправленности в работе нет. К результату почти безразличен. Стремление к самостоятельности выражено ярко.

3 ступень. На ней самостоятельность приобретает первичный характер. У ребенка возникает интерес к качеству труда, к его результату. Проявляется упорство и настойчивость при преодолении затруднений в своей деятельности.

4 ступень. Проявляется независимость от взрослого в труде. Способ деятельности подчинен цели. Характерной чертой деятельности становится создание необходимости выполнять свои обязанности. Трудности преодолеваются самостоятельно. Ребенок настойчиво ищет выход из затруднительной ситуации, он становится уверенным в себе, появляется объективная самооценка.

Л. А. Порембская указывает и на причины, тормозящие развитие самостоятельности :

• отсутствие сознания необходимости труда;

• отсутствие умений и навыков, нужных в трудовой деятельности;

• отсутствие привычки к самостоятельности и трудовому усилию.

Л. В. Антониди (1) обращает внимание на то, что активность дошкольников в трудовой деятельности, их самостоятельность и творчество определяются постоянным развитием их интересов: если порученное ребенку дело вызывает у него глубокий интерес, то он выполняет его с увлечением и радостью, что создает благоприятные условия для проявления самостоятельности.

Исследования, проводимые В. П. Дубровой (3, позволили определить различные формы проявления самостоятельности в трудовой деятельности.

1. Активная (дети выполняют работу при отсутствии подробного инструктирования).

2. Пассивная (дети самостоятельно трудятся только после указаний воспитателя).

3. Избирательная или ситуативная (характеризуется неустойчивостью и зависит от системы требований и от личности воспитателя).

4. Эпизодическая (проявляется в определенном виде труда и зависит от эмоционального состояния ребенка).

Автор указывает также на то, что формирование самостоятельности у дошкольников, в отличие от других нравственно-волевых качеств личности, с одной стороны, обусловлено зарождением самосознания ребенка, с другой стороны – педагогической позиции взрослых по отношению к нему, а следовательно, степенью свободы, которую они предоставляют ребенку в рамках его возможностей.

В. П. Дуброва указывает на ошибки, которые допускают взрослые в воспитании детской самостоятельности : гиперопека (способна привести к разного рода деформациям в структуре самостоятельности и к личностным искажениям – инфантилизму и малоинициативности).

Исследование данного автора позволило выявить причины, затрудняющие воспитание самостоятельности у старших дошкольников в семье.

1. Объективные причины (8,6%) :

- наличие в семье младшего брата или сестры и связанное с этим желание старшего ребенка тоже быть маленьким;

- условия жизни семьи и неблагоприятный микроклимат в семье;

- нехватка времени для воспитания детей, которое взрослые объясняют большой занятостью.

2. Индивидуальные особенности ребенка (18,3%) :

- нерешительность, неусидчивость, невнимательность, упрямство, капризы, непослушание, неумение преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца, леность ребенка и т. д.

3. Недостаток педагогической культуры взрослых членов семьи (16,6%) :

- отсутствие педагогических знаний, недооценка возрастных возможностей ребенка и, как следствие этого, излишняя его опека;

- отсутствие единства требований взрослых к ребенку;

- так называемая «Проблема бабушки»;

- отсутствие у молодых родителей опыта воспитания.

Анализ данного исследования позволяет установить непосредственные связи между переменными, характеризующими педагогическую позицию взрослых и самостоятельность дошкольника.

Особенности проявления самостоятельности дошкольников в зависимости от педагогической позиции взрослого

Педагогическая позиция взрослых Особенности проявления самостоятельности

Партнерские взаимоотношения

• взрослые положительно относятся к участию ребенка в труде;

• часто привлекают детей к сотрудничеству, считая их участие важным для личностного развития;

• при столкновении ребенка с трудностями разбирают вместе, ка быть дальше;

• в процессе труда используют замечания только в форме доброжелательных советов, подсказки или шутки. Самостоятельные дети

• характерно самостоятельное или по предложению взрослого включение в труд и выполнение работы при отсутствии длительной инструкции со стороны взрослых;

• мотивируют свое участие в труде;

• владеют необходимыми трудовыми навыками. Действуют независимо;

• планируют, что и в какой последовательности будут выполнять;

самостоятельно (иногда совместно со взрослыми) преодолевают возникшие трудности и достигают результата;

• в процессе работы не отвлекаются;

• эмоциональное состояние в это время радостно-приподнятое.

Гиперопека

• взрослые считают, что ребенку дошкольнику рано трудиться, а тем более оказывать в сложном, по их мнению, труде;

• взрослые не отстраняют ребенка от деятельности, если он проявляет желание и включается в помощь, но строят общение в ней как воздействие;

• при столкновении ребенка с трудностями начинают активно помогать, иногда отстраняют его от дальнейшей работы;

• в процессе труда замечания и советы ребенку не дают, а начинают все делать сами, подавляя детскую активность и самостоятельность. Несамостоятельные дети.

• участвуют в труде только по предложению взрослых или отказываются в нем участвовать вообще;

• планируют и выполняют работу только тогда, когда этой деятельностью занят взрослый, подражая ему при этом;

трудности преодолевают с посторонней помощью, а если не получают помощь, оставляют работу;

• активность, инициативу проявляют редко;

• постоянно отвлекаются, «скатываются» с труда на игру или начинают шалить и баловаться;

• нередко они доводят работу до конца и достигают поставленной цели лишь с педагогической помощью;

проявляют равнодушное отношение к труду;

• настроение в процессе работы либо возбужденно-суетливое, либо пассивно-безразличное;

• к советам и замечаниям взрослых нечувствительны.

Гипоопека

• взрослые безразличны к участию ребенка в труде;

• отсутствие понимания, поддержки со стороны взрослых.

проявляют равнодушие и безразличие к деятельности;

• не владеют необходимыми трудовыми навыками;

• отмечается синдром беспомощности;

• низкая самооценка

Вышесказанное позволяет определить самостоятельность как одно из ведущих качеств личности. В качестве первопричины проявления и формирования самостоятельности определяют потребности детей, которые реализуются в деятельности, а непосредственным ее побудителем выступает интерес. Семья создает личность ребенка, и от того, как строятся взаимоотношения в семье, какие ценности и интересы выдвигаются на первый план, зависит, какими вырастут дети.

Литература

1. Антониди Л. В. Роль интереса в воспитании положительного отношения к труду. – В книге Нравственное воспитание в детском саду / Под. ред. Р. С. Буре. М. 1987 г.

2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : Пособие для педагогов - С-Пб. : Детство-Пресс, 2011. – 136с.

3. Дуброва В. П. Влияние педагогической позиции на воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис…кан. пед. н. - Минск, 1997 г.

4. Порембская Л. А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности. //Уч. зап. Т. 126-Л. ,1956 г. стр7-42.

Публикации по теме:

Проект по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности «Мы растём»Проект по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности «Мы растём» Возраст участников: от 2-х до 3-х лет Тип проекта: Краткосрочный, групповой, игровой и межпредметный Состав проектной группы : воспитатель,.

Использование головоломок для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Самостоятельность – это постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Крутецкий.

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» План – конспект проведения родительского собрания «Вечер досуга родителей с детьми». Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Для Вас, родители! Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот.

Консультация «Своеобразие совместной деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста» «Игра - удивительно богатая сфера деятельности детей. В народной педагогике ее роль ценится невероятно высоко. Первые уроки жизни - здесь.

Проект «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе одевания» 1. Актуальность проблемы Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность ее формирования на самых ранних.

Проектирование трудовой деятельности детей дошкольного возраста Возрастная группа: средняя реж. отрезок времени Виды деятельности Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных.

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи,.

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание. Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». Цель: • Дать родителям знания о значении.

Тема: «Самообслуживание — вид трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Своеобразие проявления самостоятельности в трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 ноября 2015 в 23:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД