МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков

Марченко Наталья
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков.

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в наиболее благоприятный сензитивный период развития.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков» размещена в разделах

Однако в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что так или иначе сказывается на их развитии.

Речевые недостатки детей это: грамматически неправильное построение фразы, фонетико – фонематическое несовершенство.

Формирование связной речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в общей системе работы с детьми.

В детском саду широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку является наиболее эффективным средством помощи для детей. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.

Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результате (за исключением подготовительной к школе группы, а в самом процессе. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры детей дошкольного возраста.

Отличительная особенность сюжетно – ролевой игры.

Сюжетно – ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит явно выраженный самодеятельный характер.

Основные черты сюжетно – ролевой игры:

• Эмоциональная насыщенность и увлечённость детей;

• Самостоятельность;

• Активность;

• Творчество.

Главной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое развивается

Структурные компоненты сюжетно – ролевой игры

Сюжет игры – эта та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми.

Условно сюжеты делятся на:

• Бытовые (игры в семью) ;

• Производственные, отражающие профессиональный труд (больница, магазин, парикмахерская и т. д.)

• Общественные (игры в празднование дня города, полёт на Луну, празднование дня рождения и т. д.)

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

Игра ребёнка развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений. Воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Вторая младшая группа.

Сюжетно-ролевая игра.

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 3-4 лет преимущественно связана с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия взрослых (врач-пациент, парикмахер-клиент, капитан-матрос и т. п.). Ребенок стремится к отражению в сюжете привлекательных для него отношений и действий взрослых («Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Детский сад», «Моряки» и т. п.)

В зависимости от сюжета и роли младший дошкольник пользуется разными игрушками, предметами, предметами-заместителями, атрибутами одежды (халат и шапочка врача, бескозырка матроса, фуражка и жезл милиционера).

Воспитатель развивает у детей интерес к отражению в сюжетно-ролевых играх разнообразного содержания:

• семейных отношений,

• непосредственных впечатлений от посещения магазина, поликлиники,

к передаче в сюжетах игр событий из прочитанных книг, впечатлений от мультфильмов, рассматривания картинок.

Воспитатель стремится побуждать детей самостоятельно использовать детали костюмов для выполнения роли, разворачивать игру в определенном игровом уголке (парикмахерская, кабинет врача, в совместной игре с воспитателем проявлять инициативу: дополнять игровую обстановку, использовать предметы-заместители, детали костюмов, самостоятельно передавать сюжет из нескольких игровых действий.

Речевое развитие

Воспитатель организует частое индивидуальное общение с ребенком при создании игровых ситуаций («Украсим комнату куклы», «Соберем куклу на прогулку», «Построим гараж для машины» «Приготовим чай для кукол, «Куклы переезжают, «У куклы день рождения» и т. п.). Игровые ситуации – это переход к сюжетно-ролевым играм. И, конечно же, осуществляется он только через индивидуальное общение воспитателя с ребенком.

В сюжетно-ролевых играх воспитатель вопросами и включением в игру стимулирует детей правильно называть себя в игровой роли («Я – мама», «Я – шофер»); называть игровые действия («Буду кормить дочку, варю кашу. Достану тарелочку, ложечку. Поела дочка. Помою посуду, чтобы чистая была», «Я завожу мотор – р-р-р, я еду на машине»). Воспитатель привлекает детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности («Возьму большой кубик. Будет стульчик. А коробка – стол. Сядь кукла. Будем пить сок»)

В совместной игре с детьми воспитатель развивает у детей умение участвовать в несложном ролевом диалоге, побуждает детей называть свои игровые роли и игровые действия, отвечать на вопросы об игре («Как зовут твою дочку?», «Что ты ей сварила?», «Что еще захочет делать кукла?», «С кем она пойдет гулять?» «Куда ты везешь груз?», «Что будешь строить из кубиков, «Может быть, ты построишь дорогу и сделаешь мост?», «Какие еще машины будут ездить по мосту?», т. е воспитатель стимулирует детей к проговариванию последующих действий – к речевому планированию. Для этого включается в общение с ребенком и предлагает рассказать, что будет делать дальше.

Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. (Воспитатель от лица куклы спрашивает: «А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять?» Ребенок отвечает и совершает игровые действия.) Воспитатель создает условия для того, чтобы дети вступали в игровое общение со сверстниками – парное, в малой группе – в первом полугодии, самостоятельно договаривались со сверстниками о выполнении совместных знакомых игровых действиях, о ролях («Я буду лечить, приносите своих детей», «Я буду варить суп. Приходите обедать») во втором полугодии.

Средняя группа.

Сюжетно-ролевая игра.

В 4-5 лет ребенок продолжает осваивать ролевое поведение как способ построения игры («Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и другие игры).

Ролевое поведение ребенка усложняется:

• появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей,

• самостоятельно вести ролевые диалоги,

• выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей.

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет преимущественно связана с отражением семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент, парикмахер- клиент, капитан-матрос и т. п.) В одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками).

В совместной игре с детьми развивается умение:

• до начала игры определять тему, 1-2 игровых события («Во что будем играть? Что произойдет?»,

• распределять роли до начала игры.

Воспитатель создает условия для использования детьми в самостоятельной игре предметов-заместителей (разнообразные кубики, бруски, флаконы, веревки, бечевки, которые могут быть использованы в качестве других предметов.

Воспитатель стимулирует развитие игрового замысла через проблемную ситуацию:

• потеря какого-либо предмета (у парикмахера исчезли все расчески,

• невозможность достичь цели (корабль сбился с курса).

Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.

Воспитатель способствует:

• сокращению предметных игровых действий детей за счет обозначения части сюжета в речевом плане («Как будто мы уже покормили кукол и теперь будем одевать их на прогулку»;

• развивает инициативу детей в создании игровой обстановки (устраивает комнату для кукол, создает обстановку магазина, парикмахерской, кабинета врача, гаража и т. п.)

Речевое развитие

Воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы о названии игры, о выбранной роли и о роли других играющих.

Воспитатель побуждает детей к ведению разных ролевых диалогов:

• в начале года – в совместной игре с воспитателем,

• а во втором полугодии – в совместной игре со сверстниками.

В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией (диалоги по телефону в разных ролях – мамы, папы, бабушки, детей). Воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы о названии игры, о выбранной роли и о роли других играющих.

Старшая группа.

Сюжетно-ролевая игра.

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 5-6 лет преимущественно связана с социальной действительностью.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомо тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и прочее. При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, место обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. В игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы «Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» и другие.

Воспитатель стимулирует детей к самостоятельному созданию игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, вовлекает в изготовление игрушек-самоделок и предметов-заместителей до ее игры или по ее ходу.

Воспитатель поддерживает интерес детей к сюжетно-ролевой игре, к играм с продолжением сюжета в течение нескольких дней. Способствует стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события.

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры происходит в процессе общения и сотворчества воспитателя и детей, направленного на подготовку к игре:

• накопление содержания для игр;

• придумывание возможных игровых ситуаций взаимодействия между людьми, события;

• творческого создания обстановки для игр (способствует объединению в сюжете реальных и фантастических персонажей) («Космос» - космонавты - инопланетяне)

Воспитатель непосредственно включается в игру и принимает на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывают затруднения в реализации ролей.

Воспитатель способствует самостоятельному или с небольшой помощью согласованию общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию, установлению договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.

Речевое развитие.

Воспитатель побуждает детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстниками, проявлять инициативу в ролевом диалоге со сверстником, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа (требовательный учитель, любящая мама, капризная дочка, использовать средства выразительности (мимика, жесты, движения, интонация).

Обогащению содержания игр способствует чтение детской художественной и познавательной литературы, беседы по содержанию прочитанного, «словесное рисование» представителе разных профессий.

Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия: предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие-движение без использования предмета, НО сопровождаемое речевым комментарием).

Дети учатся проговаривать часть игровых событий и называть место действия.

Во время проведения сюжетно-ролевых игр дети осваивают и используют в речи новые слова:

• названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения;

• личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. п., его состояния и настроения, внутренние переживания;

• слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей

Подготовительная к школе группа.

Сюжетно-ролевая игра.

Воспитатель создает условия для самостоятельного отображения в сюжете разнообразных событий:

• жизни взрослых и детей;

• сказок, мультфильмов, фантастических событий;

• комбинирования реальных и фантастических.

Содержание сюжетно-ролевых игр детей обогащается на основе знакомства с отношениями людей в социальной действительности («Школа, «Магазин», Больница», «Парикмахерская», «Путешествия» и т. д., в игре отражаются сюжеты любимых сказок и мультфильмов.

Воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное – обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интерес к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.

Сюжетно-ролевые игры детей становятся более разнообразными по содержанию, больше интегрируются с другими видами детской деятельности:

продуктивной – (рисование, ручной труд). Продуктивная деятельность используется для создания необходимых атрибутов для игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «Цирк», коллажей, талончиков для лотереи, призов для победителей конкурсов и т. п.). Дошкольники создают коллекции предметов для разных игр (коллекция новогодних украшений для игры «Новогодний базар в гипермаркете, коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»).

Речевой – воспитатель вовлекает детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Здесь море. Это корабль, он плывет к замку волшебника», приемом условного проигрывания части сюжета – «как-будто».

Период подготовки к игре занимает значительное время, иногда превышающее время самой игры. В этот период:

• планируются игровые действия;

• намечаются основные сюжетные линии;

• комбинируют и согласовывают варианты развития сюжета со сверстниками;

• предлагают партнерам по игре игровые события;

• рассказывают о своих впечатлениях от посещения театра, музея, гипермаркета; о прочитанных сказках или просмотре мультфильмов;

• создается обстановка для игры.

ВАЖНО! Созданное детьми игровое пространство сохранятся в группе в течение одного или нескольких дней.

Это способствует поддержанию интереса к игре!

В сюжетно-ролевой игре намечается постепенное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа: принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх (например, рекламный проспект «Мой район»).

Речевое развитие.

Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя участия согласовывать общий игровой замысел с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию, устанавливать договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.

Педагог поддерживает стремление детей:

• совместно с партнерами распределять роли,

• обращаться к партнеру по имени игрового персонажа,

вступать в разнообразнее ролевые диалоги со сверстниками,

• передавать при помощи мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа,

• изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа

Сюжетосложение (игры – придумывания). Они занимают не более 10 -15минут, и участвуют в них двое – трое детей. Работа организуется в следующей последовательности:

1. Преобразование сказки.

2. Придумывание новой сказки.

3. Построение нового сюжета с ролевым взаимодействием в процессе «Телефонных разговоров».

4. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Вывод: сюжетно – ролевые игры являются эффективным средством в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь детей носит активный и ролевой характер.

Публикации по теме:

Деловая игра как средство формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников Деловая игра для старших дошкольников «Я и другие» Цель: Развитие взаимного интереса дошкольников друг к другу, формирование желания поддерживать.

Презентация «Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в различных ситуациях» «Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в различных ситуациях» «Самое дорогое у человека.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста как средство формирования коммуникативных умений» Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

План самообразования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» План самообразования 1. Воспитатель – Авраменко Елена Анатольевна 2. Образование: средне – профессиональное 3. Тема самообразования: «Сюжетно.

Лэпбук как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников Введение Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности.

Семинар «Игра как средство формирования навыков выполнения элементарных трудовых поручений» Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. слово "игра"ассоциируется с чем -то неповторимым,радостным. но игра-это не.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости старших дошкольников Слайд 1 Здравствуйте уважаемая комиссия. Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему читать со слайда Слайд.

Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации дошкольников с ОВЗ https://youtu.be/iWuWU903fUMhttp://www.maam.ru/detskijsad/kak-polzovatsja-redaktorom-v-blogah.html Задержка психического развития характеризуется.

Сюжетно-ролевая игра как средство становления личности ребёнка Для нас, взрослых, слово «игра» носит характер чего-то развлекательного, праздничного, несерьёзного, не связанного с работой или повседневной.

Сюжетно ролевая игра как средство развития связанной речи у дошкольников в соответствии с ФГОС Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 08:53
+167Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД