Получи документы

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников

Новикова Алла Викторовна
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Проблема речевого развития день ото дня становится все более актуальной и обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах

Актуальность. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Мы решили в своей группе, использовать сюжетно-ролевую игру для развития речи дошкольников.

Актуальность этой проблемы позволила определить цель: изучение развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр. Для реализации поставленной цели определили задачи:

1. Совершенствовать систему работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры.

2. Развивать связную диалогическую речь детей.

3. Способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими дошкольниками.

Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т. д. [1, с. 43]. В своей группе по данной теме мы использовали разнообразные формы и методы работы, тем самым старались преодолеть отклонения в речевом развитии дошкольников. Мы оборудовали центры сюжетно-ролевых игр. В развивающей среде мы использовали знакомые детям предметы, наглядные материалы, предметы – заместители, изготавливали атрибуты к сюжетно-ролевым играм. В нашей группе большая часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая её тематику, что позволяет детям выбирать игру по своим интересам [2, с. 82]. Мобильность предметно - игровой среды позволяет детям её трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. Учитывая специфику речевого развития детей группы, нами используется метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие связной речи у детей. Так же используем метод косвенного воздействия на игру детей. Наша роль заключается с одной стороны, в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.

Работа делилась на два этапа: на первом этапе осуществлялась подготовительная работа, играли с детьми в дидактические игры «Едем на работу», «Кто больше знает профессий», рассматривали альбомы, «Профессии», читали художественную литературу Е. Жуковская «Ситцевая улица», Т. Фетисов «Куда спешат красные машины», Р. Кошурникова «Космонавтом быть хочу». Проводили экскурсии в «Аптеку», «Магазин», «Сервисный центр», «Школу»,«Почта». Это дало возможность привлечь внимание и интерес дошкольников к разным профессиям. С развитием IT-технологий проводили виртуальные экскурсии, где дошкольники знакомились с профессиями крупных предприятий нашего города. Организовывали встречи с людьми разных профессий «Пожарник», «Инспектор ГИБДД», «Врач».Второй этап непосредственно сама сюжетно - ролевая игра. Были организованы игры на разные сюжеты : «Семья», «Дни рождения» и др. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей: «Юный спасатель», «Строитель», «Юные банкиры», «Модельеры» и др. Игры на героико-патриотические темы: «Летчики», «Космонавты». Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.

Таким образом, результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно – ролевой игры в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер.

Список литературы:

1. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2019.- 67с.

2. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург,

1996.- 156с.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Сюжетно ролевая игра для дошкольниковСюжетно ролевая игра для дошкольников День сюжетно ролевой игры. День Сюжетно ролевой игры. Сюжетно ролевая игра для дошкольников. Цель:освоение предметного мира,установлении.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 19:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД