Папки-передвижки

Театр в младшей группе

Валентина Цыба
Театр в младшей группе

МКДОУ д/с “Сказка”

Г. Тайшет Иркутская обл.

Театрализованные игры- как средство приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

(младшая группа)

2016 г.

Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

- пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения;

Публикация «Театр в младшей группе» размещена в разделах

- формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых;

- развивать умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет, передавать эмоциональное состояние человека мимикой, позой, жестом, движением;

- знакомить детей с приемом вождения настольных кукол, учить сопровождать движения простой песенкой;

- вызвать желание действовать с элементами костюмом (шапочка, воротничок) и атрибутами как внешними символами роли;

- развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок, вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления;

- изучение методической литературы по теме;

- применение полученных знаний в работе с детьми;

- показ театрализованных сказок “Заюшкина избушка”, ”Дюймовочка”.

- обобщение опыта работы по данной теме.

План работы по самообразованию

Срок Содержание работы Ожидаемый результат.

Сентябрь- октябрь Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме. Выбор темы.

Ноябрь- декабрь Теоретическое изучение методических наработок по данной теме. Наличие литературы по теме самообразования.

Январь Подготовка драматизации сказки «Заюшкина избушка» Повышение профессиональной компетентности.

Февраль Драматизация сказки «Заюшкина избушка» показ сказки детям других групп. Повышение умения и знаний детей.

Март - апрель Подготовка к показу драматизации сказки «Дюймовочка».

Повышение профессиональной компетентности

Май Анализ работы по самообразованию. Повышение уровня педагогических знаний детей.

Направление работы

по самообразованиию

№ Направление работы Содержание работы Сроки

1. Работа с детьми в группе Изготовление атрибутов (настольный театр)

Знакомство с художественным произведением. 2014-2015г

2. Работа с родителями. — Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. 2014-2015г

Театрализованная игра, с одной стороны, это вид деятельности, а с другой – это средство развития. Театрализованная игра определяется как драматизация. ” (Л. С. Выготский).

Драматизацию можно использовать как для запоминания литературных произведений, так и для развития всех компонентов речи. Театрализованные игры начинают использовать раньше, чем сюжетно –ролевые, поскольку в ходе драматизации ребенку не обязательно обладать точными представлениями, которые необходимы для сюжетно – ролевой игры.

Такая творческая работа позволяет незаметно для детей вести лексическую работу, обогащать и активизировать словарный запас, развивать воображение, память, мышление, звуковую культуру речи, развивать связную речь, а также формировать опыт социально – нравственных навыков.

Добиться этого можно разными способами: можно оформить мизансцену, накинуть платок, приглушить свет, включить светильник, накинуть на плечи платок. Такие детали создают определенный эмоциональный настрой на слушание и восприятие сказки. Сказка не читается, а рассказывается неторопливо, напевно с интонациями загадочности, удивлениями, чудесами, с типичными для сказок повторами и проговариванием: живут – поживают, тем временем и т. д. только после этого возможен переход к самой драматизации. Так, например, для настольного театра на начальных этапах обучения реалистические резиновые и мягкие игрушки определенного размера, которые ребенок может удерживать. Затеи в работу вводятся театральные игрушки : пальчиковые куклы, куклы бибабо. Перед тем как перейти от действия с игрушками к действиям с их плоскостными заменителями, дети играют в настольные игры с опосредованными изображениями фигур.

Когда дети надевают маски, важно, чтобы они смогли увидеть себя в зеркале, поиграть перед началом игры различные эмоциональные состояния, соотнося их с движениями и действиями животных (героев).для того чтобы ребенку было легче удерживать роль, на шею можно повесить плоскостное изображение героя, к которому он мог в любое время обратиться, наклонив голову.

Через театрализованные игры возможно осуществлять обучение детей технической стороне деятельности, формировать базовую психологическую подготовку, которая позволяет детям наиболее полно воспринимать картину мира, опосредовать переход образов-впечатлений в осознаваемые представления. К таким структурам в первую очередь относятся способность к замещению, к вербальному (коммуникативному) и невербальному (язык, жесты, мимика, глаза, моделированию, общению, произвольность восприятия и памяти, эмпатические чувства.

В театрализованной игре моделируются социальные отношения, возможные ситуации, отражающие общение с людьми и природой, положение ребенка в семье, в кругу сверстников и взрослых. Индивидуальная театрализованная игра позволяет реализовать личностные развивающие задачи. Помогает выявить и активизировать творческие способности каждого ребенка, способствует развитию его познавательной, моторной, речевой и эмоциональной сферы.

В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни, и усваивают социальный опыт, преодолевая, например, негативные формы поведения.

Выразительное чтение эффективно осуществлять через следующие направления:

- развитие всех компонентов речи с широким использованием всех видов фольклора, в которых сохранились особенные черты русского характера и присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности;

- развитие мелодико-интонационной и тембро-ритмической окраски речи. В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, интонация;

- развитие интереса к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство;

- развитие и повышение познавательного интереса через знакомство с предметами, которые содержат в себе накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, животных. Эти изменения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека;

- развитие воображения и мышления через обучение отгадывание загадок, чтение и анализ пословиц и поговорок. Н. В. Гоголь писал о русских пословицах так: “Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них есть все: издевка, насмешка, попрек, - словом, все шевелящееся и задираюшее за живое… все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами”.

- развитие когнитивных функций и личностной культуры ребенка в целом через фольклорные праздники; слушание народных песен;

- развитие мелкой моторики рук посредством управления различными куклами, переодевания и действий с воображаемыми предметами;

- обучение принятию роли: восприятие собственного тела, освоение действий с различными игрушками, освоение отдельных действий в рамках образа с помощью переодевания, взаимодействие персонажей в режиссерских играх и играх-драматизациях;

- развитие психомоторики, обуславливающей точность выполнения задуманного действия;

- развитие мотивационно – потребностной сферы детей, во-первых, через изменение положения ребенка в системе взаимоотношений с окружающим миром, во-вторых, через овладение им культурой, отраженной в художественных произведениях.

Театрализация не только доставляет детям радость, но и развивает их воображение, фантазию, воспитывает интерес к творческим занятиям. При этом организация театрализованной деятельности с воспитанниками и особенно постановка представления требуют от педагога определенных навыков и умений.

Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Благодаря театру ребенок познает мир и учится выражать свое собственное отношение к добру и злу. Участие в различных сценках, постановках помогает детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, приобщиться к духовным ценностям, познакомиться с обрядами, традициями, сформировать опыт социальных навыков поведения.

Для детей младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятых в мире взрослых. В самостоятельной игре детей отражается литературно-художественный материал, с которыми воспитатель знакомит их в течении года. Специалисты утверждают, что только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для свободной детской игры.

При чтении художественной литературы необходимо увлечь детей не только сюжетом, но и ярким образным преподнесением материала. Выразительное, неторопливое чтение сказок помогает им услышать интонационные особенности речи, представить внешний облик героя. Малыши любят слушать сказки несколько раз; при каждом прочтении педагог должен ставить новые художественно-игровые задачи и применять различные формы ролевого обыгрывания. При первом выразительном чтении дети усваивают общую канву сюжета, знакомятся с героями сказок. При втором прочтении можно изобразить героев сказки с помощью жестов, мимики, движений и интонации. Позже дети могут рассматривать иллюстрации, изображающие героев сказки в различные моменты повествования. В сознании возникает не только конкретный образ, но и вся художественно – образная ситуация: вот герой, его жилище, его взаимодействие с другим героем. Чтение сказки необходимо сочетать с ее рассказыванием, тогда у воспитателя будет больше возможностей для интерпретации, а у ребенка простора для воображения. Так, читая детям сказку “ Теремок”, педагог обыгрывает ее в лицах; передает голосом, движениями, мимикой и жестами маленькую, юркую мышку, толстушку-лягушку, быстрого зайку, неповоротливого медведя. При этом в сознании каждого ребенка возникает свой образ героя. Следующим этапом знакомства со сказкой может быть ее фрагментарное обыгрывание. Рассказывая сказку, воспитатель останавливается на каком-либо эпизоде и предлагает детям показать действия героя. Например, можно попросить их показать, как мышка бежала к теремку, как она спрашивала: “ Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?” Дети по ходу рассказывания сказки изображают разных героев голосом, движениями, жестами, мимикой; это не мешает восприятию сказки, так как эти короткие имитации рассматриваются в качестве ее сопровождения конкретным действием.

Для того, чтобы сюжет спектакля получил продолжение в творческих играх детей, показывание и рассказывание сказки должно глубоко запасть в детскую душу, пробудить воображение, вызвать желание “играть в театр”. Можно предложить детям совместно с воспитателем сыграть в спектакль, используя все необходимые атрибуты. Так, для игры в сказку “Колобок” можно предложить детям фигурки настольного театра, дать возможность свободно поиграть с ними, спросить, как двигаются персонажи, попросить сказать за них слова соответствующим тоном.

В младшей группе целесообразно продолжать использовать в работе с детьми произведения малых фольклорных форм. Драматизация небольших песенок вызывает интерес у малышей, стремление быть любым действующим лицом сказки, только чтобы взаимодействовать со взрослым. В песенке малыши могут исполнять роли, действуя как индивидуально, так и коллективно. Исполняя песенку, малыши двигаются в соответствии с текстом; каждый по - своему проявляет характер изображаемого героя.

Эмоции детей проявляются непосредственно и ярко. Ребенок не может изобразить грустного зайку, если не задумается о чем-то грустном; не покажет веселого героя, если не почувствует, что ему весело. Поэтом путь к эмоциональной выразительности лежит через создание эмоциональной ситуации на занятии или празднике. Педагог, работающий с детьми, должен уметь управлять их эмоциями; регулировать интонацию; “зажечь”, если потребуется, зал.

Театрализованные занятия предусматривают, как правило, разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы об увиденном; игры-драматизации; упражнения по формированию выразительности исполнения и т. д.

Большое значение для организации театрализованной деятельности с детьми имеет создание соответствующей предметно-пространственной среды, которая призвана обеспечивать совместную театрализованную деятельность воспитанников и служить основой для самостоятельного творчества каждого ребенка.

Подготовка представления или спектакля с детьми в дошкольном образовательном учреждении – процесс, в котором педагог решает педагогические, организационные и художественные задачи. При этом важно учитывать последовательность, сменяемость и продолжительность этапов реализации этих задач.

Игра-драматизация – первая ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта, как мощный психотренинг, развивающий детей целостно: эмоционально, духовно, физически.

У детей тренируется способность взаимодействовать с людьми, умение находить выход в различных ситуациях, делать выбор.

На основе театрально-игровой деятельности, совместных игр педагога с детьми реализуются практически все задачи воспитания, развития и обучения: развитие сенсорики, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также речевых, коммуникативных, двигательных, организаторских умений и навыков, которые служат фундаментом развития личности ребенка. Практика показывает, что театрально-игровая деятельность – важнейшее средство развития эмпатии, т. е. способности к сочувствию, сопереживанию, умению распознавать эмоциональное состояние другого человека по мимике, жестам, интонации.

Используемая литература

1. Абузярова Л. А. Предметно – развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду / Л. А. Абузярова. – 2004. - № 6.

2. Антипина Е. А. Теаьоализованная деятельность в детском саду. / Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2006г.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников/ Л. В. Артемова – М. : Просвещение 1991г.

4. Девятилова И. А. Театралия – театр для всей детворы /

И. А. Девятилова. //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки

5. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.-№4.

6. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : Просвещение, 2003. - 126 с.

7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 2012. - 386 с.

8. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника /Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : ПРосвещение, 2011.

Публикации по теме:

Театр на кухонных лопатках «Театр с посудной полки»Театр на кухонных лопатках «Театр с посудной полки» Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности.

Конспект НОД по речевому развитию детей младшей группы совместно с родителями «Мы едем в театр» Конспект непосредственно образовательной деятельности детей по О. О. речевое развитие в младшей группе совместно с родителями на тему «Мы.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Театр вежливости» Задачи: воспитывать в детях такие нравственные качества, как вежливость, доброта, отзывчивость; учить детей пользоваться в повседневной.

Конспект проведения занятия в младшей группе «Волшебные слова. Этикет и театр» Конспект проведения занятия в младшей группе. Тема «Волшебные слова» (Этикет и театр) Программное содержание: Воспитание навыков культурного.

Мастер-класс «Кукольный театр в группе»Мастер-класс «Кукольный театр в группе» Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению перчаточной куклы для кукольного театра. Для этого нам понадобится следующий материал:.

Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Мы идем в театр» МЫ ИДЕМ В ТЕАТРОбразовательная деятельность в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей путем вовлечения детей.

Пальчиковый театр любимых сказок «Театр в коробке»Пальчиковый театр любимых сказок «Театр в коробке» Такой настольный театр сделан из двойной подарочной коробки/книжки из под конфет и оклеен самоклеющейся разноцветной пленкой, оформлен.

Перспективный план работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по проекту «Театр и малыши» Перспективный план работы с воспитанниками 1 младшей группы по проекту «Театр и малыши» Сентябрь. - Сбор и изучение методической литературы.

План тематической недели «Театр овощей» в подготовительной группе План тематической недели «Театр овощей» в подготовительной группе №9 «Пчёлки» Цель: развивать у детей речь, познавательную активность,.

Проект по театральной деятельности в старшей группе «Театр и мы» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игро-вой. По характеру контактов: Ребенок и семья, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театр в младшей группе
Опубликовано: 16 февраля 2016 в 04:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД