Лучший педагог года

Технологии логопедического обследования по Волковой Г. А, Лалаевой Л. А.)

Данилова Екатерина
Технологии логопедического обследования по Волковой Г. А, Лалаевой Л. А.)

Описание конкретных методик обследования и анализ полученных

данных представлены с учетом того, что первичная несформированность у

ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в

становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т. д. изменения всей

речевой системы. Психолого-педагогический анализ структуры речевых

дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых

отклонений в каждом конкретном случае.

Схема обследования детей с дислалией

1. Фамилия, имя ребенка

___

2. Дата рождения

___

Публикация «Технологии логопедического обследования по Волковой Г, А, Лалаевой Л, А,)» размещена в разделах

3. Дата обследования

___

4. Возраст

___

5. Домашний адрес, телефон

___

___

6. Из какого детского сада прибыл

___

___

7. Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (при

наличии)

___

___

___

___

8. Сведения о семье

Мать ___

Отец ___

Жалобы родителей

___

___

___

___

Наследственные заболевания

___

___

9. Общий анамнез

От какой беременности ребенок

___

Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания,

инфекционные заболевания

___

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные

___

Особенности раннего развития:

держит голову с ___ мес.

сидит с ___ мес.

к 1 году зубов ___

ходит с ___ мес.

Перенесенные заболевания:

до 1 года ___

после 1 года ___

инфекции ___

соматические заболевания ___

10. Данные о развитии речи ребенка

Характер лепета

___

___

Время появления слов

___

Время появления фразовой речи

___

Наличие / отсутствие у ребенка дефектов слоговой структуры слов

___

___

Какие звуки долго произносил неправильно

___

___

___

Была ли (и какая) реакция на речевые звуки? Особенности понимания

речи окружающих.

___

___

___

___

11. Состояние звукопроизношения

Определить характер нарушения звуков: искажение, отсутствие,

замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях.

Изолированное произношение

___

___

В открытых и закрытых слогах

___

___

Со стечением согласных

___

___

Во фразах

___

___

Свистящие: С, С, 3, 3’, Ц

___

___

Шипящие: Ш, Ж, Ч, Щ

___

___

Сонорные звуки: Л, Л’, Р, Р’

___

___

12. Анатомическое строение органов периферического отдела

артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

губ: толстые / тонкие / расщелина верхней губы / укороченная

верхняя губа / неполное смыкание губ;

___

челюстей: прогения / прогнатия;

___

прикуса: открытый передний / открытый боковой;

___

мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне

челюстной дуги и т. д.

___

языка: излишне толстый / не умещающийся во рту / излишне

тонкий / укороченная подъязычная уздечка;

___

неба (твёрдого) : излишне низкое твердое небо / куполообразное /

готическое / расщелина;

___

неба (мягкого) : укороченное мягкое небо, отсутствие его,

раздвоение маленького язычка и т. д.

___

13. Речевая моторика

Выполнить следующие движения:

для губ: вытянуть вперед – раздвинуть в улыбке, губами,

сложенными хоботком, подвигать из стороны в сторону;

для языка: показать широкий язык – узкий, поднять широкий язык

на верхнюю губу – опустить на нижнюю, узким языком попеременно

коснуться углов рта, лакательные движения языком, пощелкать языком,

присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка;

для нижней челюсти: рот широко открыть – закрыть, осторожно

подвигать нижней челюстью вправо – влево;

для мягкого неба: открыть рот, показать язык и покашлять, сказать

длительно "а", выполнить глотательные движения.

Отметить в карте: наличие или отсутствие движения / тонус /

активность / объем движений / точность выполнения / длительность

удержания органов в заданном положении / темп движения / замену одного

движения другим.

___

___

___

___

___

___

___

14. Состояние слуховой функции

Данные о состоянии физического слуха взять из медицинской карты.

___

___

___

15. Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с

ребенком и при выполнении поручений типа "возьми куклу, положи",

"подойди к шкафу, возьми мозаику", "собери пирамидку".

___

___

___

16. Состояние общей моторики

Выполнить задания: попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; поиграть

с мячом; выполнить упражнения на координацию движений, например,

одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс.

Отметить: некоординированность движений / темп выполнения / общую

заторможенность или двигательное беспокойство.

___

___

___

___

17. Состояние дыхательной и голосовой функций

Тип дыхания: грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное

Объем, продолжительность речевого выдоха: для детей 5 лет - 2-3 слова

/ для детей 6-7 лет — 3-5 слов

___

___

___

18. Характеристика голоса:

Громкость (чрезмерно тихий, громкий, нормальный) / наличие или

отсутствие носового оттенка / монотонность.

___

19. Особенности динамической стороны речи

Темп: нормальный / ускоренный / замедленный

___

Ритм: нормальный / аритмия / правильность употребления пауз в

потоке речи

___

Интонация: употребление основных видов интонации:

повествовательной, вопросительной, побудительной

___

___

20. Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических

представлений

А) Анализ

выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после

показа логопеда, например, М в начале, конце слова

___

___

выделение начального гласного в словах (для

детей с 6 лет) : Аня, Оля, утро, Инна

___

___

дифференциация звуков по противопоставлениям:

мышка — мишка / уточка — удочка / миска— мишка / малина — Марина /

шар- жар / рожки-ложки

___

___

определение места звука в слове по отношению к другим звукам:

где находится звук Р в слове "рак", в слове "пар"?

___

___

Б) Синтез

Составление слов из данных логопедом звуков в ненарушенной

последовательности: М, А, К; Д, О, М; Р, У, К, А.

___

___

В) Фонематические представления

придумывание слов на данный звук:

С-сумка, 3-зубы, Ш-шапка, Ж-жук, Р-рыба, Л-луна, Ц-цапля.

___

___

из предложенных логопедом разных картинок отобрать те, в

названии которых имеется данный звук.

Например, на звук С: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна.

___

___

21. Особенности словарного запаса

Знание обобщающих слов: одежда, обувь, посуда, мебель,

домашние животные, дикие звери, школьные принадлежности, транспорт,

овощи, фрукты.

___

___

Название действия по предъявленному предмету:

щука – плавает, ласточка – ___, кузнечик – ___, змея – ___

___

___

Подбор определений к слову:

Море какое? Лист-. ,. цветок., дом., лимон -. , конфета -. .

___

___

Употребление слов с противоположным значением

(подготовительная группа) :

большой – маленький / впереди – позади,

длинный – короткий / входит – выходит,

высокий – низкий, / вбегает – выбегает,

далеко – близко, / смеется – плачет

___

___

22. Состояние грамматического строя речи

А) Словоизменение

изменение по падежам:

У меня есть кукла. У меня нет. (куклы). Я люблю играть с. (куклой). Я

купаю. (куклу). Я пою песенку. (кукле).

___

___

___

преобразование имен существительных в именительном падеже

единственного числа во множественное:

стол – столы / лист – ___ / рука – ___ / окно – ___

___

___

образование форм имен существительных родительного падежа

единственного и множественного числа:

дом – дома – домов

окно – окна – окон

дерево – ___ – ___

марка – ___ – ___

яблоко – ___ – ___

книга – ___ – ___

стол – ___ – ___

шар – ___ – ___

___

___

согласование прилагательных с существительными единственного

числа в роде:

тарелка ___ (красная) / мяч ___ (красный) / платье ___

(красное)

___

___

согласование числительных "два" и "пять" с существительными:

мяч, мак, сумка, яблоко, ведро, окно.

___

___

___

Б) Словообразование

образование существительных с уменьшительно-ласкательными

суффиксами:

стул – стульчик / кровать – кроватка / картина – картинка / ложка –

ложечка / кукла – куколка / дом – домик

___

___

образование прилагательных от существительных

(подготовительная группа) :

дерево – деревянный / резина – ___ / стекло – ___

___

___

образование глаголов движения с помощью приставок

(подготовительная группа) :

ходить — выходить, входить, заходить, переходить, обходить, отходить,

проходить

___

___

23. Проводилось ли устранение дефектов произношения? Где?

Сколько? Результаты?

___

___

___

___

24. Уточненный диагноз.

___

___

___

___

___

___

___

Дата ___ Логопед ___

Публикации по теме:

Фотоотчет логопедического досуга «Цветик-речецветик».Фотоотчет логопедического досуга «Цветик-речецветик». Логопедический досуг – неотъемлемая часть в деятельности ДОУ. Основной целью логопедических досугов является закрепление и обобщение в.

Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]»Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]» Цель: дать детям представление о положении речевых органов при произнесении звука. Обучающие: уточнить и закрепить правильное произношение.

Мастер-класс «Изготовление логопедического лото»Мастер-класс «Изготовление логопедического лото» Хочу познакомить вас с пошаговой инструкцией по изготовлению дидактической игры «Логопедическое лото». Для работы нам необходимо: простой.

Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ» В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают.

Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ» Особенности и развитие восприятия у ребенка с ОВЗ Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его.

Протокол обследования обучающихся 9-х классов «Профессиональные склонности» [b]Протокол обследования [/b]Опросник профессиональных склонностей обучающихся 9-х классов. Автор данного опросника - Л. Йовайши (автор.

Развернутый план диагностического обследования ребенка ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА Ф. И. ребенка___ Возраст___ Область диагностики Виды психических процессов; особенности.

Сценарий логопедического досуга «Цветик-речецветик»Сценарий логопедического досуга «Цветик-речецветик» Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов». Дети заходят в зал, садятся на стулья. Логопед. Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня.

Конспект логопедического занятия «Новогоднее путешествие»Конспект логопедического занятия «Новогоднее путешествие» Тема: «Новогоднее путешествие». Цель занятия: Уточнить и закрепить у детей представление о празднике «Новый год». Задачи: 1. Упражнять.

В помощь социальному педагогу. Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего (памятка по заполнению) УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГДОУ ТО «Узловский детский сад»: Т. В. Миронова__ Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технологии логопедического обследования по Волковой Г. А, Лалаевой Л. А.)
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 17:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД