Лучший педагог года

Технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Татьяна Сердюк
Технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной активности.

Сейчас четко обозначился переход на гуманные способы обучения и воспитания детей, но все же сохраняются в учебном процессе противоречия между учебно-познавательной деятельностью каждого ребенка; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания технологий обучения.

Публикация «Технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из важных направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход от авторитарной (традиционной) педагогики как адаптивной предполагает как минимум два последовательно осуществляемых этапа внедрения личностно – ориентированных технологий образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

А. С. Макаренко писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди…»

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60 – х. годов 20 века. Технологизация учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «Производственно – технологический процесс с гарантированным результатом».

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Одно из них следующее: это такое построение деятельности педагога, в который все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый результат.

Существенными чертами современных трактовок понятия «пед. технология» является следующее:

• разработка конкретного педагогического замысла на основе ценностных ориентаций, целевых установок автора или количества под конкретный ожидаемый результат;

• выстраивание технологической цепочки педагогических действий строго в соответствии с поставленной целью и гарантией всем детям достижения и прочного усвоения уровня государственного стандарта образования;

• предусмотрение взаимосвязной деятельности педагога и ребенка при обеспечении образовательных потребностей каждого в соответствии с его индивидуальными особенностями;

• поэтапное и последовательное воплощение элементов пед. технологии любым педагогом;

• диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности.

Многие существующие пед. технологии по свом целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство, но отличаются по разным параметрам.

1. По уровню применения технологии бывают : общепедагогические, частнопредметные, локальные (модульные). Общепедагогическая технология характеризуется целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения.

Частнопредметная представляет собой совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одной темы, одним педагогом.

Локальные (модульные) используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса.

2. По ориентации на личностные структуры пед. технологии подразделяются на информационные, операционные, саморазвития, эвристические, прикладные. В информационных технологиях осуществляется формирование знаний, умений, навыков. Операционные своей главной задачей обеспечивают формирование способов умственных действий.

Технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляемых механизмов личности. Эвристические – на развитие творческих способностей ребенка. Прикладные призваны обеспечивать формирование действенно – практической сферы личности.

3. По характеру содержания и структуры технологии подразделяют на обучающие, воспитательские, светские, религиозные, гуманистические, общеобразовательные, профессиональные, технократические, моно и политехнологии, проникающие. Остановимся на некоторых из них.

В монотехнологиях весь учебно – воспитательный процесс строится на чем – то одном (доминирующей идее, принципе, концепции). Политехнологии (комплексные) комбинируются из элементов многих технологий. Элементы проникающих наиболее часто включаются в другие в качестве активизаторов.

4. По организационным формам технологии бывают классно – урочные, альтернативные, академические, клубные, индивидуальные, групповые, количественных способов обучения, дифференцированного обучения.

5. По подходу к ребенку – авторитарные, сотрудничества, свободного воспитания, личностно – ориентированные, гуманно – личностные.

Принципиально важная сторона в пед. технологии – позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к нему со стороны взрослых. Рассмотрим некоторые из них.

В авторитарных технологиях педагог является единственным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ребенок лишь объектом. Эти технологии подавляют инициативу и самостоятельность ребенка, в них применяются требования и принуждение.

Технологии сотрудничества отличаются демократизмом, равенством, партнерством, в субъект – субъектных отношениях педагог и ребенок. Они находятся в сотрудничестве и сотворчестве вырабатываются общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки.

Теории свободного воспитания предоставляют свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности.

Личностно – ориентированные ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализаций природных потенциалов.

Гуманно – личностные отличаются психотерапевтической педагогикой, направленные на поддержку личности, помощь ей.

Технология обучения, или образовательная технология, - это привязывание методики к конкретным условиям. Система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности пед. процесса. Среди основных побудительных причин возникновения новых психолого – педагогических технологий можно выделить следующие:

• необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей детей;

• осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний - системно – деятельностным подходом;

• возможность проектирования учебного процесса, организованных форм взаимодействия педагога и ребенка;

• потребность в снижении негативных последствий работы малоквалифицированного педагога.

Но существует ряд препятствий для введения инноваций в образовательный процесс:

• низкая инновационная квалификация педагога, неумение выбрать нужную книгу и технологию. Одни не готовы методически, другие – психологически, третьи – технологически;

• снизилась положительная мотивация учения;

• ни одна технология не является универсальной, не стает меньше отстающих в развитии, обучении и воспитании детей;

политехнологизм неизбежен в силу разнообразных факторов, влияющих на эффективность обучения;

• создание технологий невозможно без творчества.

В дошкольном учреждении используются объяснительно – иллюстративные технологии, основное внимание отводится просвещению детей. Практически всегда информация сообщается в форме монолога педагога, поэтому проблеме общения, как и многим другим, объяснительно – иллюстративная технология должного внимания не уделяет.

Педагог пытается включить ребенка в свою деятельность, подчинить своему режиму, своей субъективной оценке. Ребенок нужен как объект воздействия.

В такой системе между ребенком и взрослым возникает психологический барьер. Установки педагога ориентированы на социальный заказ, на безусловное прохождение программы. Желания ребенка связаны с удовлетворением его познавательных потребностей, интересов, развитием способностей. Постоянно возникающий барьер между ними преодолевают в основном с помощью дисциплинарных мер.

Объяснительно – иллюстративные технологии основное внимание сосредотачивают на необходимости достижения результата в усвоении знаний. То есть на чисто внешних показателях, а внутренние, связаны с изменениями, происходящими в сознании ребенка, развитии его интеллектуальных способностей, не прослеживаются.

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий его развития, реализацию ее природных потенциалов.

Ребенок – цель образовательной системы, а не средство достижения чего – либо отвлеченного. Личностно – ориентированные технологии характеризуются гуманистическое, свободное и творческое развитие ребенка.

При личностно – ориентированном подходе не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности ребенка. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разного, но необходимого опыта. Данная технология признает самобытность и уникальность каждого ребенка.

В рамках личностно – ориентированного обучения, как самостоятельность технологии, можно выделить разноуровневое обучение, что различия основной массы детей по уровню обучаемости сводится прежде всего ко времени, коллективное взаимообучение; сотрудничество – обучение в малых группах и модульное обучение – где ребенок самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей обучения в процессе работы с модулем.

Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технологии овладения им. Модули позволяют индивидуализировать деятельность детей, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно – опережающего обучения (С. Н. Лысенкова, игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования учебных умений (А. А. Зайцева)

Рассмотрим некоторые из них.

1. Технология перспективно – опережающего обучения.

Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество, нацеленность на успех, как главное условие развития детей в обучении, предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными; дифференциация, т. е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

С. Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Другой особенностью этой технологии является комментарное управление. При этом развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления.

Третий «кит» системы – опорные схемы, или просто опоры, выводы, которые рождаются на глазах детей в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Дошкольники мыслят конкретно, образами. Для них опорные системы – естественный переход от ярких картинок – игрушек к условному наглядно – образному представлению элементов задач, абстрагированного от конкретных предметов.

2. Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой – то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

В жизни игровая деятельность имеет разные функции:

• развлекательную;

• коммуникационную;

• самореализационную;

• терапевтическую;

• диагностическую;

• коррекционную.

В структуре любой игры можно найти элементы целепологания, планирования, реализации цели, анализа результатов.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельной технологии;

• как элемент технологии;

• в качестве формы занятия или его части.

Место и роль игровой технологии, ее элементов во многом зависит от понимания педагогом функций игры.

3. Технология проблемного обучения. Такое обучение основано на получение детьми новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Дети самостоятельно вынуждены искать решение, а педагог лишь помогает ребенку, разъясняет проблему, формирует ее и решает.

Проблемное обучение включает в себя такие этапы:

• осознание общей проблемной ситуации;

• ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

• решение;

• проверка правильности решения.

Главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой дети знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость и закономерность.

В процессе такого обучения дети учатся мыслить логично, научно, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для детей. На осмысление и поиски путей решения уходит больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое пед. мастерство. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений 1 слайд - Мне хочется с вами поделиться опытом работы нашего ДОУ по «Использованию мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста.

О сегодняшнем физическом воспитании детей дошкольного возраста Руководитель ФВ МАДОУ №106 Алексенко Л. В. Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но при этом ни одно лекарство в мире.

Опыт работы «Использование сказочных персонажей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»Опыт работы «Использование сказочных персонажей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» «Воспитатель – свеча, которая светит детям, сгорая сама» Джованни Руффини Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Какие у него.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста Многие родители иногда недооценивают роль сказки в формировании личности ребенка. На самом деле сказки, как и игры, являются неотъемлемой.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей и родителей Подготовила: Чибезкова Любовь Сергеевна Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,.

Сценарий мероприятия «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»Сценарий мероприятия «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Первая часть. В зал входит 1-й ребенок: Не хочу больше в детский сад, надоело, не пойду туда. За ним идет 1-й взрослый: Нет, ты будешь.

Современные педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В мире есть не только нужное, полезное, но.

Этнопедагогический подход в воспитании детей дошкольного возраста В современных педагогических исследованиях актуальным стал вопрос о необходимости изучения истории региональной народной культуры и педагогики.

Значение лепки в обучении и воспитании детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 сентября 2016 в 14:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД