МААМ-картинки

Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Марина Кравченко
Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.

Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.

Публикация «Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

На сегодняшний день в России отмечается низкий уровень общественного здоровья, поэтому одной из главных задач отечественного образования является формирование личности, обладающей духовным, психическим и физическим здоровьем, адекватным условиям современного социокультурного информационного общества.

В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. «Сберегать» - это сохранить, не дать пропасть, следовательно «здоровьесбережение - это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности на том на котором ребенок пришел в ДОУ).

Мы считаем, необходимы поиски новых подходов для формирования здоровой личности. Такими и являются здоровьесозидательные технологии.

Здоровьесозидание (от «созидать» - сделать существующим, произвести, основать) - содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому слово близко по смыслу здоровьетворчеству, творчески создавать, творение, сотворение, становиться лучше, совершеннее, доводить до лучшей степени превосходства.

Здоровьесозидательная деятельность (ЗСД) заключается в использовании принципов и способов, позволяющих сохранять и развивать как собственное здоровье, так и здоровье воспитанников, творчески дополнять содержание образовательной деятельности знаниями, умениями, навыками с целью формирования поведения, ориентированного на здоровый образ жизни.

В условиях значительного снижения уровня здоровья, именно педагоги должны решать проблему обеспечения здоровья. Выступая в качестве субъекта здоровьесозидающей деятельности (ЗСД, педагог обязан представлять рациональные образы и нормы поведения, позволяющие без ущерба для здоровья обеспечить высокое качество обучения, воспитания и развития, давать конкретные рекомендации по сбережению индивидуального здоровья, направлять на ведение здорового образа жизни.

Основополагающими приоритетами в решении проблемы здоровьесозидания в современном образовательном процессе являются:

1) целостный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека в контексте гуманистической психологии и гуманистической парадигмы образования;

2) здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития и необходимый ресурс «человеческого капитала»;

3) здоровьесозидание – не совокупность лечебно-профилактических мер, а сложный и динамичный процесс развития потенциалов здоровья с учетом его индивидуального уровня;

4) готовность к здоровьесозидающей деятельности – основное средство и условие здоровьесозидания личности участников образовательного процесса.

Учитывая необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, психолого-педагогическими условиями созидания здоровья выступают :

- формирование в образовательном учреждении (в образовательной деятельности, совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности детей)

- здоровьесозидающей среды, транслирующей ценности здоровья и обеспечивающей взаимодействие «педагоги — дети — родители»; а также перенос участниками образовательного процесса в повседневную практику способов сохранения, укрепления и приращения здоровья;

- опора процесса здоровьесозидания на систему личностно значимых духовно-нравственных ориентиров, которые обусловливают содержание жизнедеятельности.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.

Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

В нашем дошкольном учреждении разработана программа по оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста «Здоровье с детства», которая реализуется в течение всех лет пребывания ребёнка в ДОУ.

Программа нацелена на реализацию направлений созидания и развития здоровья подрастающего поколения:

-физкультурно-оздоровительное (сохранение и развитие здоровья детей, средствами физической культуры);

-лечебно-реабилитационное (сохранение и развитие здоровья);

- гигиено-профилактическое (сохранение здоровья через организацию учебной деятельности);

- эколого-сохраняющие (развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений участвующих с окружающей средой);

-обеспечение безопасности жизнедеятельности (обучение методом сохранения здоровья и жизни в чрезвычайных обстоятельствах).

Каждое направление реализуется одной или несколькими подпрограммами.

Физическое здоровье - единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.

Пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима. На улучшение здоровья детей, их благоприятное развитие влияет весь уклад жизни, то есть полная реализация следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов. Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений

Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий.

Социально-нравственное здоровье - постепенное усиление осознанности социально-нравственных представлений:

- понимание красоты и смысла нравственных поступков;

- необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;

- осознания последствий положительных или отрицательных поступков;

- установление причинно-следственной связи между отношениями;

- чувствами к поступкам людей;

- усиление роли самооценки в поведении.

Психическое здоровье - сохранение и улучшение нервно-психического здоровья с помощью психолого-педагогических средств.

Психолого-педагогические средства направлены на развитие ребенка и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях ДОУ. Коррекционно-развивающие мероприятия и вспомогательные средства общения направлены на:

формирование навыков общения;

гармонизацию отношений ребенка в семье и со сверстниками;

коррекцию некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

коррекцию самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

В рамках обновления содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровьесозидания и здоровьесбережения, проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников.

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесозидающей среды. В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «центры здоровья», оснащенные наглядно-демонстративным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ. В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.

В детском саду созданы оптимально возможные условия для реализации оздоровительной деятельности. Однако, учитывая широту и разнообразие поставленных задач, возникла необходимость привлечения к работе более узких специалистов, в связи с чем, нами организовано взаимодействие с Водно-оздоровительным комплексов «Волна». В рамках сотрудничества организованы:

- группа оздоровительного плавания, в которую вошли дети 7года жизни;

- спортивная секция по хоккею и фигурному катанию.

В работе педагогов широко применяются технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы подвижные спортивные игры, релаксация, игровой час во вторую половину дня, гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, корригирующая;

технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурно-оздоровительная деятельность, игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, точечный самомассаж, арттерапия, сказкотерапия,

логоритмика.

Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в

работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается вместе с семьей. Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям: просветительское, культурно-досуговое, психофизическое.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.

С этой целью регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия : «Дни здоровья», «Красота в движении – здоровье с детства», «Семейные старты», в которых используется нетрадиционное спортивное оборудование. Проведены акции: - «Подвижные игры с мамой и папой»; «Мы любим спорт»; «Изготовление нестандартного оборудования с целью повышения двигательной активности дошкольников».

Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Литература

1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1986.

Здоровый малыш : Программа оздоровления детей ДОУ. Под. ред. З. И. Бересневой. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).

2. Маджуга А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования : автореф. дис на сосискание ученой степени д-ра пед. наук: спец. 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» / А. Г. Маджуга. – Владимир, 2011. – 52 с.

3. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб. : Детство – Пресс, 2008.

4. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2009.

.

Публикации по теме:

Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста Семинар-практикум для воспитателей «Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного.

Музыкально-театрализованная деятельность как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста И в настоящее время активно реализуются образовательные стандарты – это документ направленный на организацию социализации и индивидуализации.

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возрастаОбразовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста Несудимова С. В – заместитель директора по ДО СПДО МАОУ ООШ с. Комсомольское Балаковского района Саратовской области Аннотация. В статье.

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.

Практикум «Формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни и повышения мотивации к сохранению здоровья» Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов, формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих.

Проблемный семинар «Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования» Форма работы: проблемные группы Метод работы: кейс-стади (решение ситуаций – проблем) Вступление. В связи с повышением качества образования.

Консультация для воспитателей «Социальное партнёрство ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования» Современное дошкольное образование ставит перед собой цель: воспитание гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты.

Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возрастаСоздание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста Для полноценного развития детей необходимо обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание в детском саду. Поэтому необходимо.

Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста Тема: «Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». Цель: развитие связной речи дошкольников.

Вечер встреч с родителями по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 17 «Ладушки» Вечер с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 14:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД