Папки-передвижки

Технологическая карта урока литературного чтения для 4 класса по теме К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Ольга Архипова
Технологическая карта урока литературного чтения для 4 класса по теме К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Архипова Ольга Петровна Учитель начальных классов

Тема урока Место урока по теме

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Третий урок по теме К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тип урока Формы, приемы, методы

комбинированного типа, использована технология интегрированного обучения (литературное чтение и музыка).

Публикация «Технологическая карта урока литературного чтения для 4 класса по теме К, Г, Паустовский „Корзина с еловыми шишками“» размещена в разделах

Практический, метод контроля и самоконтроля, методы стимулирования и мотивации, частично-поисковый с различными приёмами критического мышления, работа в группах (творческие мастерские, работа в парах.

Цели и задачи урока Планируемые результаты

Цель урока : знание учащимися содержание произведения К. Г. Паустовского, развивать умение выражать свои мысли и чувства с опорой на литературное произведение и произведения искусства.

Задачи:

1) способствовать расширению кругозора учащихся, приобщать к искусству, духовной культуре через изучение литературного произведения; формировать целостное представление о слове, музыке, развивать интерес к литературе;

2) продолжать работу над развитием речи, развитием процессов мышления через анализ задач урока и литературного текста;

3) воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим людям, природе, умение сопереживать; формировать навыки сотрудничества.

Планируемые результаты:

Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.

Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.

Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование, моделирование понятия, умение использовать главу текста, структурировать знания по теме урока.

Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая Технология развития критического мышления.

Технология интегрированного обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения

Информационно-коммуникационная технология мультимедийное сопровождение – презентация,

карточки для заполнения : лист для самооценки, тест, запись музыки Э. Грига, корзинка с картинками.

Структура деятельности.

Этапы.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Компетенции/УУД

I этап: организационный Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность Актуализация

субъективного опыта учащихся в решении проблемной ситуации Кому принадлежат эти высказывания? (высказывания Паустовского)

«Торопитесь всё отдать при жизни, Чтоб, уйдя к небытию во власть, Тёплым ливнем, снегом ли пушистым Снова к милой родине припасть».

- Как вы думаете, ребята, к кому обращены эти строки? Что хотел сказать автор этих строк? Какой совет он даёт? (Ответы детей).

- Действительно то, что прозвучало в этих стихах, касается всех нас. Автор стихов даёт совет всем людям, как пройти свой жизненный путь. Все лучшее в человеке надо отдавать людям, только это делает человека по-настоящему счастливым. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящён этот урок.

-Кто это люди?

Это русский писатель К. Г. Паустовский и норвежский композитор Эдвард Григ.

-Что запомнили про жизнь Паустовского?

- Эмоциональный настрой на работу

-снятие напряжения перед работой на уроке Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Портреты слайд

Вопросы

Личностно-смысловая.

Развитие мотивов учебной деятельности,

II этап. Повторение прочитанного.

- Давайте вспомним прочитанное

- А поможет нам в этом наша корзиночка с картинками : девочка с цветами, синичка, рояль, сцена, осенний лист и т. д.

- Какие части вы бы выделили?

(1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте)

- Кто дочитал до конца?

- О чём идёт речь в последней части?

- Обобщая ваши высказывания, какой план можно составить:

- Какое бы вы еще дали название рассказу?

- Да, некоторые заголовки действительно соответствуют этому произведению. Но оставим выбор за автором, ведь это романтическое название настораживает, в нём чувствуется какая-то тайна.

Самооценка Достают картинки и объясняют, что они обозначают.

1. Встреча.

2. В доме композитора.

3. Дагни в гостях.

4. На концерте.

Дети называют заголовки.

(«Подарок», «Встреча») Метапредметные

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

III этап: Изучение нового материала.

Цель этапа: новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы завершим работу над произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», но вместе с тем, войдём в необыкновенный мир творчества норвежского композитора Эдварда Грига.

- Что ещё должно сегодня прозвучать? То, что имеет отношение к Э. Григу.

2 слайд – К. Г. Паустовский и Эдвард Григ

- Что вам удалось узнать про композитора?

3уч-ся: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. (5-лайд) С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

4 уч-ся: Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря. День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

Самооценка

Работа над заключительной частью произведения. Слушание по грамзаписи.

- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем музыку

(Прослушивание произведения Музыка Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт» «Утро»)

- Что композитор изображает на ваш взгляд в произведении?

Солнышко всходит

И небо светлеет.

Природа проснулась

И утро пришло.

- Какая эта музыка по характеру? Она веселая? (нет)

- А какая? (тревожная, нежная, лиричная)

- Да, действительно, эта музыка не только лиричная, нежная, но и грустная, тревожная. Потому что неизвестно, что принесет новый день. Природа просыпается в ожидании, в тревоге чего-то нового.

- А что вспоминала Дагни, слушая музыку Грига? («Да! Это был ее лес! Ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!»)

- Почему автор выделяет эти слова? (Он хочет показать, что Дагни вспомнила все: встречу в лесу, корзину с еловыми шишками, поняла, что это ее музыка, это подарок для нее.)

- Какое впечатление произвела музыка на девушку? (Она плакала.)

- Почему? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.)

- О чем Дагни думала в эти минуты? (Она хотела поблагодарить композитора за щедрость, за то, что он открыл перед ней то прекрасное, чем должен жить человек.)

Работа с текстом. Выборочное чтение.

Самооценка (Высказывания детей)

В рассказе К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» мы узнали об одном случае из жизни великого норвежского композитора Э. Грига, который послужил поводом для возникновения знаменитого музыкального произведения.

Выступления учащихся с заранее подготовленными сообщениями.

Опираясь на знания о творчестве писателя К. Паустовского и Э. Грига, учить детей анализировать полученную информацию, делать выводы.

Учащиеся слушают и анализируют музыкальное произведение.

Музыка Э. Грига.

Расставь предложения по порядку.

Григ любил еловые леса, любил красоту Родины, главным богатством были еловые леса)

Приносить радость, быть заботливым, щедрым.

Да, добрые дела, талант, красивые поступки сделали Паустовского и

Грига бессмертным.

(обещание подарить подарок)

(трудолюбива, доверчива, мила, имела доброе сердце).

Ответы учащихся.

(Он задумал сложный подарок, духовный – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку). Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений)

Коммуникативные: взаимодействие, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Познавательные УУД – соотносить знакомый и незнакомый материал.

Регулятивные: Определять последовательность своей работы

коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательная: самостоятельно делать выводы;

Коммуникативная – участие в обсуждении

Коммуникативные: Слушать и понимать речь других

Познавательные УУД

Овладение умениями озаглавливать текст, работать с текстом (выборочное чтение, умение ориентироваться в тексте, выписывать опорные слова; умение соотносить иллюстрацию с текстом.

Метапредметные универсальные учебные действия: осуществление синтеза, анализа, сравнения.

Умение строить умозаключения, основываясь на свой опыт и прочитанные произведения.

-умение соотносить поступки героев с нравственными нормами

IV Закрепление изученного материала.

Цель этапа:

Включение нового знания в систему знаний;

- Сейчас проверим, как вы поняли произведение. Для этого выполним тест.

1. Какой приё м использует автор в предложении:

“ Рояль мог петь обо всём ….Клавиши тосковали, смеялись, гремели. ”

а) олицетворение;б) эпитеты;в) сравнение;

2. Определи два выражения, которые помогают понять главную мысль текста:

а) как аукнется, так и откликнется; б) по заслугам и награда;

в) жизнь удивительна и прекрасна; г) отдать всё без возврата;

3. Как Григ объяснил девочке, почему он сможет подарить ей подарок только через 10 лет?

а) он делает подарки для взрослых; б) он будет делать его 10 лет;

в) он поедет за ним далеко.

4. Как долго писал композитор музыку для Дагни Педерсон?

а) больше года; б) больше месяца; в) 10 лет

5. В какой сборник ты поместишь это произведение?

а) в сборник сказок; б) в сборник рассказов; в) в сборник стихов;

6. Где проводил осень композитор Эдвард Григ?

а) на самом берегу Женевского озера;

б) в лесах около Бергена; в) на окраине Стокгольма;

7. Кем была Дагни Педерсен?

а) дочь охотника; б) дочь лесника; в) дочь рыбака;

8. Почему Дагни не испугалась Грига?

а) она знала, кто он; б) глаза у него смеялись;

в) она вообще никого не боялась;

9. Какой подарок Григ решил сделать девочке?

а) написать оперу; б) написать песню; в) написать музыкальную пьесу;

10. Какую музыку Дагни слушала впервые в жизни?

а) симфоническую; б) народную; в) весёлую;

11. Какое впечатление произвели эти слова и музыка на девушку?

а) она огорчилась; б) она испугалась;

в) она испытала радостное потрясение и благодарность;

12. Где девушка услышала подаренную ей музыку?

а) в историческом музее; б) в опере; в) на концерте;

Самопроверка (учащиеся обмениваются листами, учитель показывает готовые варианты ответов)

Самооценка учащиеся самостоятельно оценивают себя с помощью таблицы

ответы:

1. а)

2. в,г)

3. а)

4. а)

5. б)

6. б)

7. б)

8. б)

9. в)

10. а)

11. в)

12. в)

Предметные:

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет. Ответы учащихся. Аргументация и устранение ошибок в неправильных ответах.

V этап. Итог урока.

Цель этапа:

Учащиеся делают вывод урока и оценивают собственную деятельность на уроке

1. Прочитайте слова Эдварда Грига:

«Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна. Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата. Поэтому я может быть даже счастливее тебя, Дагни.»

- Как вы их понимаете? (Григ был счастлив. Он все отдал без возврата людям.)

- Какая еще очень важная мысль заключена в прочитанном? (Жизнь прекрасна и удивительна.)

- Так чем же должен жить человек? (Делать добро и дарить его людям без возврата.)

- Именно это делает людей бессмертными. Их добрые дела, красивые поступки, талант, щедрость. За все это благодарила Дагни Грига, говорила ему «спасибо». Самооценка

Рефлексия

- А кому бы вы сегодня сказали «спасибо»?

Что вам особенно показалось трудным при изучении этого произведения?

- А я хочу сказать «спасибо» вам.

У вас еще все впереди. И пусть такие великие мастера, как К. Г. Паустовский и Эдвард Григ : один словом, другой музыкой пробуждают в вас чистые и добрые чувства. Пусть они будут для вас примером.

2. Самооценка (по листам)

3. Отметки уч-ся на уроке

Домашнее задание. 1. Творческое задание - напишите свое сочинение о музыке, которая нравится вам. (в раб. тет.)

2. Подготовить пересказ понравившегося отрывка.

Личностно-смысловая:

-Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев; умение соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Коммуникативные: высказывания учащихся, умение слушать других

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние.

Личностные:

Понимают причины успеха в учебной деятельности

Оценочный лист ученика __ класса ___

Выступление с сообщением Составление плана Выразительное чтение отрывка Тест Вывод Сумма баллов Отметка

0-4 балла 1-3 балла 1-5 баллов 1-12 баллов 0-3 балла

Норма оценки:

8-10 баллов – оценка «3»

16-18 баллов – оценка «4»

Более 20 баллов – оценка «5»

Публикации по теме:

Технологическая карта урока по технологии «Блюда из яиц» для 5 класса Технологическая карта урока Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева» Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока литературного чтения для 4 класса по теме К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Опубликовано: 6 апреля 2024 в 22:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД