Получи документы

Технология проблемного диалога через экологический проект

Наталия Андреевна Полякова
Технология проблемного диалога через экологический проект

Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы :

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

подводящий к теме диалог;

сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырё х педагогических действий:

1) создание проблемной ситуации;

2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формированию учебной проблемы;

Публикация «Технология проблемного диалога через экологический проект» размещена в разделах

4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Рассмотрим эти действия.

1) Создания проблемной ситуации.

Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2.

Прием 1 педагог одновременно предъявляет детям противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения.

Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив ребятам вопрос или практическое задание по новому материалу.

В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие — между житейским (т. е. ограниченным и даже ошибочным) представлением детей и научным фактом. Для его создания применяется прием 3.

Прием 3 выполняется в два шага:

шаг 1 педагог обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»;

шаг 2 предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4, 5, 6. Сходство этих приемов состоит в том, что детям предлагается практическое задание на новый материал, а их различие — в сути задания.

Прием 4 ребятам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т. е. такое, с которым они до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 выполняется в два шага:

шаг 1 педагог дает практическое задание, похожее на предыдущие; (Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания).

шаг 2 педагог доказывает, что задание все-таки не выполнено.

2) Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.

Представляет собой отдельные вопросы педагога, стимулирующие детей осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.

После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?».

Если же детям предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе : «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения?».

После приема 2, провоцирующего разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же разных мнений?».

В случае приема 3 научный факт и житейские представления детей «разводятся» в их сознании репликой: «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

При использовании приема 4 осознание абсолютной невозможности выполнения задания стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».

После приема 5 (задание, не сходное с предыдущими) дети схватывают суть возникшего затруднения, если им помогают словами: «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».

Из проблемной ситуации, созданной приемом 6, где дети используют старое знание, можно вывести так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

3) Побуждение к формулированию учебной проблемы.

Поскольку проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема?» или «Какой возникает вопрос?».

4) Принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала – поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ребенка услышана и принята к сведению. Затем следует побудить детей к переформулированию проблемы репликами : «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

Пример: тема “Экосистема”

Анализ Учитель Ученик

– У кого дома есть домашние животные? Чем вы их кормите? Как еще ухаживаете за ними? – Покупаем корм для кошек и собак, наливаем молока в миску.

– А как ухаживаете за комнатными растениями? – Поливаем цветы, рыхлим землю.

– Что будет, если перестать выполнять эти действия? – Погибнут, завянут.

Вопрос-задание на новый материал – А ухаживаем ли мы за растениями и животными, живущими в природе, не домашними? – Не ухаживаем, не всегда, иногда.

– Что же с ними случится? – Они погибнут

Побуждение к осознанию – Отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали? – Нет. (Проблемная ситуация)

Побуждение к проблеме – То есть, растения и животные в природе должны погибнут, потому что мы не ухаживаем за ними, но они не погибают. – Два. (осознание противоречия)

– Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? – Почему же они не погибают? Может кто-то ухаживает за ними?

Вопрос, тема -Какой возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске – Кто ухаживает за растениями и животными в природе? (Вопрос)

Выявить житейское представление “на ошибку”, предъявить научные факты (эксперимент, наглядность).

Подводящий к теме диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т. к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят детей к формулированию проблемы. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако, если это происходит, необходима принимающая реакция педагога («Так. Кто думает иначе?»).

пример: "Куда выбросить мусор?"

Я: Ребята!

Р. :- Что

Я:- Представляете, какой кошмар я сегодня встретила! Оказывается, за городом огромное скопление пластика, бутылок и всего такого. Как вы думаете, что это?

Р. :- Наверное это свалка?

Я:- Да! Это огромное образование, по территории его можно сравнить с небольшим городом. Как оно могло образоваться?

Р. : Наверное люди мусорят.

Я: - Люди, проезжающие мимо, выбрасывают мусор. Получается колоссальная свалка. Как вы думаете, кому это вредит?

Р. : Животным и птицам. Они могут проглотить пластик.

Я: - И, наверное, это свалка увеличивается?

Р. :- Конечно

Я:- Что нужно сделать, что бы свалка не увеличивалась?

Р. :- Нужно выбрасывать мусор в специально отведенные для этого места.

Я: -Правильно! И перерабатывать мусор, а не делать свалки?

Р. :- Да! И тогда не будет таких жутких мест!

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы : побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.

Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.

Различие методов – в характере учебной деятельности дошкольников и, следовательно, в развивающем эффекте.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.

Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся.

Публикации по теме:

«Через искусство-к Зелёной планете». Экологический конкурс агитбригад 2016«Через искусство-к Зелёной планете». Экологический конкурс агитбригад 2016 В пятницу, 25 ноября в нашем районе состоялся очередной районный экологический конкурс агитбригад "Через искусство - к Зелёной планете",.

Физкультурный праздник как повод для диалога родителей с детьми и ДОУ Ни для кого не секрет, что семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация.

Конспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы»Конспект по декоративно-прикладному творчеству с использованием технологии проблемного диалога «Цветок для мамы» "Цветок для мамы"Цель: Научить детей создавать цветы из шерстяных ниток Задачи: Обучающие: познакомить детей с техникой выполнения изделий.

Конспект этического диалога с учащимися первого класса «Умей прощение просить и прощать» Марина Гладченко Конспект этического диалога с учащимися 1 класса на тему "Умей прощение просить и прощать" Цель - подвести к осознанию.

Мастер-класс «Технология проблемного обучения» Мастер-класс «Технология проблемного обучения» Цель: обучение участников мастер-класса проектированию познавательной задачи, проблемной.

Педсовет «Формирование связной речи у дошкольников». Занятия в режиме диалога Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей, актуализация проблемы проведения занятий в режиме.

Роль диалога в билингвальном образовании до школы (из опыта работы) Министр образования РС (Я) Ф. В. Габышева вовремя беседы с корреспондентом журнала «Обруч» в рубрике «Единое пространство детства», на вопрос,.

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников через технологию проблемного обучения» Формирование математических представлений дошкольника через технологию проблемного обучения. Воспитатель: Колганова.

Экологический проект «Экодетство» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Страна Чудес» ПРОЕКТ «ЭКОДЕТСТВО»: «Мы очень любим живую.

Экологический проект «Пауки» Тип проекта • информационно-творческий, познавательно –исследовательский. Срок реализации проекта: • долгосрочный 3 месяца (с 1.09.16г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология проблемного диалога через экологический проект
Опубликовано: 26 марта 2017 в 00:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД