МААМ-картинки

Технология развивающего обучения посредством познавательно-исследовательской деятельности

Валентина Родькина
Технология развивающего обучения посредством познавательно-исследовательской деятельности

Мы все знаем, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Ситуация успеха в совместной деятельности педагога и ребенка будет зависеть от правильно выбранной педагогом технологии. Ведь нам всем известно, что технология - это мастерство, наука о мастерстве, поэтому: насколько педагог умело владеет эти мастерством, настолько дети смогут познать окружающий мир. Современных технологий очень много, трудно определить, какая из них важнее, т. к. они в нашей педагогической практике необходимы все. Но я для себя выделила технологию развивающего обучения посредством исследовательской деятельности, т. к. эта технология направлена на познание нового, неизвестного.

Публикация «Технология развивающего обучения посредством познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Актуальность заключается в том, что, как нам известно, возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Поэтому особое внимание уделяется на выбор педагогической технологии, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности.

Что понимают

под исследованием?

Исследование - один из универсальных типов мыследеятельности.

Источник исследования – стремление к познанию.

Главная цель - установление истины по принципу: «От простого к сложному».

Уровни реализации «исследовательского обучения

Первый: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;

Второй: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;

Третий: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно

Ядром технологии развивающего обучения является : это-цель - средства- правила их использования- результат.

Сущность данной технологии заключается в том, что она имеет выраженные этапы (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе.

Я вам хочу показать, как данная технология применялась на одном из моих занятий, на тему: «Опытно – экспериментальная работа в процессе ознакомления детей с полезными ископаемыми». Я хочу показать, как соблюдалась поэтапность в процессе занятия.

Во - первых, я придерживалась некоторых алгоритмов.

1. Интересное начало — точка удивления.

Я начала занятие с тех методов и приемов, которые им интересны – рассматривание картин, отгадывание загадок и постепенно подвела их ко второй части – исследовательской деятельности в мини- лаборатории (наблюдение за содержанием в почве камней- щебенки, песка, глины и т. д.)

2. Умозаключения детей на основе исследовательской деятельности.

3. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).

4. Решение проблемных задач, ситуаций.

Для решения проблемных задач я использовала игру- путешествие (по горным местам). Проводилась работа с макетом «Горные места».

5. Опытно-экспериментальная деятельность.

На данном этапе работы прослеживается не только поэтапность, но и логичность используемой технологии. Я поясню. Все опыты были направлены на то, чтобы познакомить детей с появлением полезного ископаемого – металла. И что получается? Если бы не опыт с водой в стеклянной пробирке, который доказал, что вода при замерзании разбивает не только стекло, но и камни, я бы не смогла бы им объяснить, откуда появляются трещины на вершинах гор. А если бы я не показала детям появление трещин, следовательно, не смогла бы объяснить, каким образом вулканическая лава находит выход на поверхность и при затвердевании она превращается в твердую породу - металл.

Если быть внимательным, то мы увидим, что одна часть вытекает из другой и ни одну часть нельзя исключить – они взаимосвязаны. Значит, можем сказать, что в процессе работы прослеживается не только целостность, но и логичность данной технологии.

Для выявления результативности технологии развивающего обучения я применила нетрадиционные техники рисования – рисование на камне, где дети отразили впечатления от путешествия.

Публикации по теме:

Проектная деятельность. Презентация работы. Совсем недавно в нашем детском саду "Дельфин" прошёл районный семинар по проектной деятельности. Стремление к контакту и взаимодействию.

Опыт работы по проекту «Хлеб — всему голова» Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что ребенок с самого рождения является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология развивающего обучения посредством познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 22 сентября 2014 в 11:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД