Лучший педагог года

Технология «Виммельбух» как инструмент развития речи

Елена Пасько
Технология «Виммельбух» как инструмент развития речи

Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Современные правовые документы в сфере образования касаются создания особых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ДОО указывает на необходимость использования специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ТНР.

Публикация «Технология „Виммельбух“ как инструмент развития речи» размещена в разделах

Большинство педагогов, работающих в ДОУ, знают из практики, каким долгим и утомительным может быть процесс автоматизации звуков у детей с нарушениями речи. Сколько труда нужно потратить, насколько разнообразным должен быть речевой материал и яркие иллюстрации, чтобы повысить внимание ребенка и интерес к логопедическим занятиям, нужно долго и упорно искать материал, который разнообразит занятия, чтобы они не надоели малышу.

У нас возникает вопрос, в какой форме мы можем представить ребенку речевой материал, чтобы заинтересовать его, вызвать желание сотрудничать? Наряду с традиционными методами и приемами вполне разумно использовать оригинальные, творческие методы - инновационные образовательные технологии, эффективность которых очевидна. Такой находкой стала технология «Виммельбух».

«Виммельбух» - это книга для рассмотрения, которая не содержит текста, который может быть использован как в работе с дошкольниками, так и для развития связной речи младших школьников.

В переводе с немецкого «wimmelbuch»«изобилующая, мельтешащая книга». С этим художественный жанром можно впервые встретиться в работах художника Али Митгуша в 50-х годах XX века. «Виммельбух» имеет свои отличительные особенности: как правило, количество разворотов в книге небольшое – 7–10 страниц, напечатанных на плотном картоне; иллюстрации отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей, при этом все фигуры кажутся равными, независимо от расположения.

Целью нашей педагогической деятельности является развитие речи дошкольников с помощью книг-виммельбух

Задачи:

* обогащение словаря;

* развитие грамматической структуры и связной речи;

* развитие внимания;

* улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги.

Используя данную технологию, педагог развивает психические процессы детей с нарушениями речи, расширяет кругозор, формирует умение устанавливать причинно-следственные связи. Виммельбух также является помощником в работе над лексическими и грамматическими категориями. Поскольку у нас в группе есть дети с особенностями эмоционально-волевой сферы и преимущественным развитием зрительной памяти, эта технология очень актуальна. Работа с виммельбухом объединяет такие образовательные направления, как речевое, когнитивное, социальное и коммуникативное развитие.

Виммельбух - это универсальный инструмент для развития речи. Эту книгу можно просматривать часами - подмечая все новые и новые детали, воображая, придумывая собственные истории, которые случаются с героями.

Классический виммельбух довольно большой, в формате А2, но есть и более компактные версии. Работая со дошкольниками с нарушениями речи, где обучение и коррекция речи происходит по лексическим темам, мы разработали собственные версии виммельбуха, где собрали сюжетные картинки на лексические темы «Детский сад», «Времена года», «Мой город», «Транспорт», «Правила Дорожного Движения», «Семья» и другие темы.

Мы также разработали ряд бесед на эти лексические темы, потому что только правильно построенная беседа, продуманные вопросы, способствуют активному вхождению в лексическую тему. Составив серию последовательных вопросов для каждой страницы, мы объединили решение сразу нескольких задач: автоматизация звуков; обогащение словаря; развитие грамматической структуры и связной речи; развитие внимания; улучшение ориентации в пространстве. Каждый раз, когда ребенок открывает книгу, он находит новые отношения, жизненные ситуации, подсматривает за привычками своих любимых героев, сравнивает и предполагает развитие событий, знакомится с новыми словами и понятиями — и все это в виде увлекательных, сиюминутных историй.

Прелесть их в том, что ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых маленьких, и для детей старшего дошкольного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны.

Работая над звукопроизношением или автоматизацией звуков, с детьми

старшей группе было предложено например найти -все ррычащие слова, или в каких словах можно услышать шшипение? Найди его! С чего начинается буква" А"?

Работать с виммельбухом можно бесконечно, придумывая все новые и новые способы игры для развития ребенка. Животные и транспорт являются привычными и любимыми темами для большинства детей, поэтому в книге есть много известных слов, но стоит присмотреться повнимательнее, чтобы найти что-то новое и еще незнакомое. Именно так пополняется словарный запас.

Во время осмотра виммельбуха мы предлагаем рассказать дошкольникам о том, что они видят. В ходе рассмотрения мы задаем вопросы: «почему», «как вы думаете, что произошло раньше» и другие. Мы спрашиваем о том, какие чувства или эмоции испытывает тот или иной персонаж. Воспитатель сочиняет начало, и детям предлагается продолжить работу при поддержке виммельбуха. Наши педагоги находят знакомые предметы с ребенком, конкретного персонажа на всех страницах книги, устраивают конкурсы «кто быстрее?». Мы сравниваем образы с пространством, в котором живет ребенок (дом, детский сад, улица, парк, и находим похожие предметы.

Для того чтобы реализовать взаимодействие педагога-логопеда и воспитателя, мы разработали картотеку речевых пятиминуток: опираясь на изображение, дети делают пальцевую, артикуляционную, мимическую гимнастику, выполняют логоритмические упражнения, играют в игры, развивающие фонематические процессы.

Таким образом, Виммельбух развивает связную речь, учится рассказывать истории, вступать в диалог. В книгах всегда есть несколько сюжетных линий, и интересные, радостные, грустные и удивительные события происходят с персонажами на каждом шагу. Виммельбухи совершенно ненавязчиво тренируют память, внимание, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи и являются блестящей находкой для воспитателя дошкольного учреждения.

Проведенный промежуточный мониторинг динамики уровня речевого развития показал положительную динамику в развитии устной речи по всем параметрам языковой нормы: дошкольники ставят звуки; дети умеют дифференцировать звуки; последовательно называют звуки в словах, определяют положение звука в слове: начало, середина слова; фиксируют грубые нарушения грамматической структуры речи; воспитанники умеют рассказывать истории по сравнению с установлением связности и последовательности высказываний.

Таким образом, внедрение инновационного подхода в коррекционно-образовательный процесс позволяет более успешно корректировать нарушенные речевые навыки, формировать познавательные процессы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать устойчивую мотивацию и интерес к занятиям у детей, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология «Виммельбух» как инструмент развития речи
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 16:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД