Конспект открытого занятия «Дифферециация звуков [ Х] — [ Х’]»

ольга Дунаева
Конспект открытого занятия «Дифферециация звуков [ Х] — [ Х’]»

Тема: Дифферециация звуков [ Х] - [ Х'].

Цель занятия:

Дифференциация звуков Х и Х'.

Задачи:

1. Учить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении. Определять наличие или отсутствие звука в слове, его позицию (начало, середина, конец).

2. Закрепить умения делить слова на слоги и составлять предложения по опорным – картинкам.

3. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.

4. Формировать положительную оценку своей деятельности у каждого ребенка, умение работать в коллективе.

Оборудование: раздаточный – индивидуальные зеркала, перфокарты «Позиция звука в слове», синие и зеленые карандаши, материал для анализа и синтеза слов и предложений.

Демонстрационные картинки: профили артикуляции звуков Х и Х', звуковички, хлеб, подсолнух, петух, муха, белка, карта острова Сокровища.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Мы сегодня будем путешествовать по необычному острову, нам надо пройти очень сложный маршрут и в конце пути найти клад. Давайте с вами представим,что мы стоим на вершине заснеженной горы. Снега здесь много и сейчас, мы поиграем в снежки. Лепите снежки, подбрасывайте, ловите, кидайте их сугроб. Замерзли? Теперь погреем руки.

Дышите на них легко-легко: Х-Х-Х. Давайте спустимся с горы и сядем на свои места.

2. Характеристика звуков Х и Х'.

Островок средь моря есть,

Там загадок, тайн не счесть

По маршруту вы идете

Выше голову держите

Пять заданий на пути

Их нам никак не обойти

Какой звук мы произносили, когда грели руки (звук Х). посмотрите в зеркала, произнесите звук Х, зубы у нас при этом разомкнуты, кончик языка опущен и немного отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки поднимается к небу и создает щель, через которую проходит воздушная струя.

Можно ли петь этот звук (Нет) Если препятствие для воздуха (Да).Какое (язык).Значит этот звук согласный или гласный? (согласный).А теперь рукой дотроньтесь до горлышка, вибрируют ли голосовые складки? (нет).Значит звук какой? (глухой)

А теперь ребят обратите внимание на карту на нашем пути, мы встречаем обезьянку. А зовут ее Хохотушка. В название имени Хохотушка,какой звук (звук Х). Дайте характеристику звуку Х. Наша обезьянка умеет весело смеяться хи-хи-хи. Какой вы звук слышите? Посмотрите в зеркала. Произнесите звук Х', губы у нас в улыбке, кончик продвигается вперед, касается нижних зубов. Спинка образует щель с небом, через которую проходит воздушная струя, голосок молчит.

Звук какой? Дайте характеристику звуку? (согласный, мягкий, глухой).

3. Различение звука Х и Х' на слух.

Наша обезьянка хотела бы с вами поиграть: когда вы услышите звук Х, вы поднимите руки вверх, если услышите звук Х'- разведете руки в стороны (сначала называются звуки, потом слоги).

Игра «Сигнальщики» (определение звуков Х и Х' в словах).

Кошка Коньки Хомяк

Мох Лапша машина

Подушка Духи подсолнухи

Петух Кактус

4. Задание «Вставь пропущенный звук»

Ребята, мы едем с вами дальше и пришли мы с вами ко льву-звукоеду. Лев проглотил звук Х из начала слов, вставьте этот звук, назовите слова целиком. Логопед называет слова не произнося звук Х: .леб,.обот,.олод, .орек, .рам. А из этих слов лев съел звук Х' в конце слова: оре., ду. ,стра. ,шоро. ,запа. ,

5. Задание на определение места звука в слове.

Мы добрались до глубокого и очень опасного озера. Мы его не переплывем, если не выполним задание. Нам нужны лодки. У вас на столах есть лодки, в них нарисованы схемы и картинки. Определите места звука Х и Х' в словах.

6. Физкультминутка (под музыку Чунга –чанга, выполнять действия за педагогом).

7. Звуко-буквенный анализ

Обезьянка Хохотушка зашифровала слова, давайте их отгадаем (муха и духи).

Выделите первый звук в словах- картинках, по первым звукам составьте слова.

8. Составление предложений по опорным картинкам.

Будьте внимательны, сейчас обезьянка будет загадывать загадки, а из тгадок, вам нужно составить предложение.

Загадки: 1. Раньше нас он встает

Громко голос падает (петух)

2. Золотое решето

черных домиков полно (подсолнух)

3. Рыжая, пушистая

На елочке живет

Крепкими зубами

Орешки грызет (белка)

4. На кусте родились

Под куст скатились

На зубах очутились (орехи)

9. Итог занятия.

Но вот мы и прошли весь маршрут и здесь нас встречает пират Джо. Ребята, чтобы открыть сундук нам надо ответить на его вопросы. Какие звуки, мы изучали? Расскажите об этих звуках?

Придумайте слова со звуком Х и Х'. Какое задание было самым трудным, какое задание понравилось больше всех?

Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Дифферециация звуков [ Х] — [ Х’]»
Опубликовано: 9 октября 2013 в 18:00
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина.
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина. «Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут и мне, и тебе Оказаться...
Использование игровых технологий в НОД
Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей ребёнок...
Фотоотчет проведения мини-спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской.
Фотоотчет проведения мини – спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской. Произведения Эммы Мошковской не так исключительно знакомы всем,...
«Еж на лесной опушке». Нетрадиционное рисование в старшей группе.
Рисование - веселое и увлекательное занятие. С помощью неординарных занятий, внесенных в образовательную программу, поддерживается интерес и увлеченность...
Лепка «Красивые тарелки» в группе раннего возраста — фотоотчёт
Все мы каждый день принимаем пищу, у каждого из нас есть своя тарелка, которую каждый выбирает исходя из своих предпочтений, увлечений, хобби. Дети в...