Лучший педагог года

Проект «Художественное наследие Ставрополья»

Солонина Светлана
Проект «Художественное наследие Ставрополья»

ПРОЕКТ

в рамках ОЭР

«Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства»

Тема: «Художественное наследие Ставрополья»

Воспитатель: Солонина С. М.

Тема эксперимента: «Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства»

I Актуальность

Публикация «Проект „Художественное наследие Ставрополья“» размещена в разделах

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации. («Конституция Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» и др.)

Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития.

Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях заключается в формировании у них умений активно взаимо-действовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.

Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса.

По мнению Л. В. Пименовой это сложное образование, включающее познавательные и эмоциональные компоненты для выделения значимого ребенку содержания.

Сюда входят знания о явлениях общественной жизни, направленное внимание ребенка на содержание социальной ситуации, представления о социальной значимости существующих в обществе норм.

Культурно-ценностная ориентация включает знания об образцах, нормах и правилах поведения и связанные с ними этические представления и моральные суждения (Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Л. П. Князева,Т. А. Маркова и др.).

Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологичес-

кую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания

мира, интериоризацию идей о ценности ответственности как качества личности (ориентация на созидание и позитивное взаимодействие, самоконт-

роль, осознание результата действий).

Однако в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что приводит к неправильному пониманию процессов формирования личности ребенка дошкольного возраста:

в формировании ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОУ отсутствует целенаправленность;

педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не всегда получают должное развитие;

планирование работы носит случайный характер, не отражает весь педагогический процесс в ДОУ;

в методике отсутствует система, не используются разнообразные методы;

взрослые часто ограничиваются указаниями, советами, напоминаниями ребенку, не заботятся о накоплении опыта.

Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в формировании

ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о существовании проблемы в решении данного вопроса.

Прочность, устойчивость ответственности детей старшего дошкольного зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен

в основу педагогического воздействия. Очень важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к ответственности, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства.

Эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества раскрывается исследователями через следующие характеристики:

Способность положительно относиться к другим людям и обстоятельствам, умение принять их такими, какие они есть (Б. З. Вульфов);

Способность к идентификации, эмпатии, признание за другими права на отличие, справедливость (М. А. Перепилицина);

Расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство солидарности и единства (С. А. Герасимов);

Выработка личного отношения к существующим нормам, умение анализировать поступки людей, формирование самооценки, умение брать на себя ответственность за результат (Л. С. Славина, М. В. Матюхина).

Роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации очень велика. Педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Р. Казаковой, Н. А. Ветлугиной, Р. М. Чумичевой и др. свидетельствуют, что эмоции, вызванные искусством способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным и нравственным ценностям, раздвигают горизонты осознания окружающего мира, развивают их творческие способности, что обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и региональной культур.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края,

связаны с изучением механизма социализации, формирования социальной компетентности и ответственности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода. Краеведческий подход в работе с детьми дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и отечества, их красоты и величия».

Ставропольский край очень богат уникальными и привлекательными жемчужинами духовности, которые мало кому известны в нужной степени. Поэтому возникла потребность в разработке системы знакомства с культурой и искусством края. Знания о родном Ставрополье способствуют не только воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но и бережному, ответственному отношению к окружающей природе, культурным и духовным ценностям, нуждающихся в их сохранении.

Поиск содержания, средств, методов по проблеме формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства предполагает включенность в этот процесс педагогов, детей и родителей дошкольного учреждения. На основе вышеизложенного была поставлена цель ОЭР.

II Методологические параметры

Цель: Формирование у детей ответственности как нравственного качества личности в контексте региональной культуры.

Объект исследования: Процесс формирования чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: Содержание и технологии развития ответственности средствами региональной культуры и искусства.

Гипотеза: Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры будет успешным, если:

Педагоги и родители овладеют знаниями краеведческого материала и способами формирования чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

Будет разработан единый комплекс мероприятий, способствующий формированию данного качества личности.

Взрослые овладеют способностью оценивать и формировать новообразования личности ребенка, проявляющиеся в раскрытии общечеловеческих качеств при приобщении к региональной культуре, природе родного села и края: чувства сопричастности и ответственности за сохранение культурных и духовных ценностей.

В соответствии с гипотезой сформулированы следующие задачи.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и развитие проблемы на основе анализа литературы по формированию чувства ответственности у детей дошкольного возраста в контексте региональной культуры.

2. Определить структуру и содержание работы по формированию ответственности у дошкольников в домашних условиях и в детском учреждении.

3. Организовать и провести педагогический эксперимент по формированию ответственности детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность средствами региональной культуры

4. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных и культурных ценностей через внутреннее преобразование впечатлений, способствующую отображению чувств в изобразительной деятельности.

Методологической основой исследования являются: концепция развития личности Л. И. Божовича, А. В. Петровского, педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Р. Казаковой, Н. А. Ветлугиной, Р. М. Чумичевой и др.

Методы исследования:

Теоретические (анализ литературы, конкретизация, сравнение и обобщение, сравнительный анализ, систематизация);

Эмпирические (диагностирование, беседа, наблюдение);

Математические (методы статистической обработки результатов исследования)

Исследование организовывается и проводится в соответствии с определенными этапами работы.

Этапы работы:

Теоретическое обоснование проблемы на основании изучения научной, социально-психологической, краеведческой литературы по проблеме (ноябрь2013 г.)

Разработка методики эксперимента, инструментариев, критериев и показателей, интерпритация результатов и доведение их до сведения коллектива (декабрь 2013 г.)

Разработка экспериментальной модели по проблеме, специально организованных видов деятельности, организация и проведение эксперимента (январь 2014г. – апрель 2016г.)

Анализ результатов и подведение итогов исследования (май 2016 г.)

III Содержательно-целевая характеристика проекта

Вид: информационный, исследовательско-творческий, практико-ориентированный.

Тип: творческий, групповой, длительный (4 года)

Основные формы деятельности детей: совместная с педагогом, совместная со сверстниками, совместная с родителями, самостоятельная.

Методы и приемы: интернет-экскурсия, презентация, творческая игра, мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, исследование (проектная и творческая деятельность дошкольников в условиях семьи и ДОУ) и др.

Средства и оборудование: произведения живописи, игровой материал, видеофильмы, слайд-программы, творческая мастерская (инвентарь для продуктивных видов деятельности, презентационный стенд, выставочная галерея для родителей) и др.

Прогнозируемые результаты:

Сформированы навыки взаимодействия дошкольников с обществом, умения анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.

Сформирован устойчивый интерес к своеобразию родной стороны, творческий потенциал, чувство цветовой гармонии, любовь к национальному наследию, чувство ответственности за сохранение прекрасного.

Высокий уровень знаний воспитателями и родителями региональной культуры и искусства, основ инновационных технологий совместной работы с детьми по формированию ответственности у старших дошкольников через изобразительную деятельность средствами региональной культуры.

Данная модель работы будет использована в работе с другими педагогами.

Список мероприятий:

1. С детьми:

Занятия по теме: «День рожденья моего села», «Искусство на улицах моего села», «Край, в котором я живу», «Музеи моего края», «Удивительное рядом», «Белая береза под моим окном», «Мой дом – моя крепость», «Знакомство с творчеством художников ставропольского края : П. Гречишкиным, А. Соколенко, А. Кленовым», «Мир гор Ставрополья», «Рисуем горы Кавказа» (по произведениям П. М. Гречишкина, «Моя родина – Ставрополье», «Загадки Кисловодского фарфора», «Люблю тебя, мой край родной!», «У нас Рождественский Сочельник!», «Портрет моей любимой мамочки», «Новые дома в нашем селе», «Красота вокруг нас», «Празднуем Пасху!», «Экскурсия в музей казачества» и др.

Дидактические игры и упражнения: «Как радуга наряд искала», «В гостях у королевы кисточки», «Найди сходство и различие», «Две подружки», «Собери букет», «Что лишнее?», «В музее осени», «Слушая звуки музыки», «Какого цвета радость?», «Как звучит картина?», «Художественный салон», «Картина ожила», «Собери палитру» и др.

Беседы: «Памятные места нашего села», «Народные промыслы Северного Кавказа», «Знаменитые люди Ставрополья», «Казачьи сказки и игры», «Мир гор Ставрополья», «Природные красоты моего края», «Литературное Ставрополье», «Знакомимся с историей названий улиц нашего села», «Народные праздники в жизни моего села и края» и др.

Интернет – экскурсии: «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств», «Картинная галерея пейзажей П. М. Гречишкина», «Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко», «Музей истории г. Ставрополя», «Волшебный мир кисловодского фарфора», «Мир гор Ставрополья» и др.

Вернисажи и выставки рисунков : «Люблю тебя, мой край родной», «Праздник нашего села», «Красота вокруг нас!», «Памятные места нашего села», «Традиции моей семьи», оформление «Альбома впечатлений» (по мотивам детских рисунков) и др.

Презентация «Альбома впечатлений» (по мотивам ставропольских художников)

Конкурсы: рисунков на асфальте, рисунков на снегу, снежных фигур и др.

Фотовыставки : «Путешествуя по улицам Арзгира», «Памятные места нашего села», «Как красиво вокруг!», «Мой любимый детский сад» и др.

2. С родителями:

Консультации по теме: «Народное искусство в этнокультурном воспитании детей», «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Художественое воспитание в семье», «Как развивать в каждом ребенке чувство красоты»,«У истоков творчества», «Как научить детей творчески рисовать?», «Воспитывающее значение изобразительного искусства» и др.

Выставки семейных рисунков и поделок: «Праздники моей семьи», «Рисуем герб семьи», «Мое родословное дерево», «Традиции моей семьи», «Мой дом – моя крепость», «Книжки-малышки», «Украшения для новогодней елки в детском саду», выпуск семейных газет и др.

Выступление на родительском собрании: «Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства», «Формирование творческой личности средствами изоискусства», электронная презентация «Знаменитые люди Ставрополья» и др.

Праздничные мероприятия с участием родителей: «Клуб семейных талантов», участие в подготовке праздников (оформление зала, изготовление костюмов, аксессуаров, составление семейных мини-проектов и др.

Другие мероприятия: «День искусства», «Художественный салон» и др., а также: оформление папки-передвижки по теме, оформление уголка «Страничка для родителей», проведение викторины «Знатоки региональной культуры», создание музея национальных культур и др.

Мастер-класс для родителей «Поиграем с ребенком дома»

3. С педагогами:

Консультации по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру искусства родного края», «История, культура, быт казачества Ставрополья», «Казачий фольклор и игры», «Литературное и художественное наследие Ставропольского края» и др.

Электронная презентация: «Знаменитые люди Ставрополья», «Музеи искусств Ставропольского края».

А также: создание банка материалов «Региональная культура и искусство Ставрополья», организация и проведение совместных мероприятий: выставок рисунков, фотовыставок, конкурсов рисунков и поделок, участие в педсоветах, семинарах и др.

Мастер-класс для педагогов «Знакомство с историей возникновения художественных промыслов на Северном Кавказе».

Видеопрезентация к занятию по изоискусству в подготовительной группе «Загадки Кисловодского фарфора».

Публикации по теме:

Конспект для детей подготовительной групп «Культурное наследие семьи Замятина» Конспект для детей подготовительной группы на тему : «Культурное наследие семьи Замятина» Подготовила воспитатель: МБДОУ д/с № 3 Таранова.

Фотоотчет «Час поэзии для студентов» Поэтическое наследие Асадова: читая вечное, доброе, мудроеФотоотчет «Час поэзии для студентов» Поэтическое наследие Асадова: читая вечное, доброе, мудрое В сентябре в Усть-Илимском техникуме отраслевых технологий прошел час поэзии, посвященный 95-летию со дня рождения знаменитого поэта Эдуарда.

Фотоочерк «Экскурсия «Олимпийское наследие»Фотоочерк «Экскурсия «Олимпийское наследие» Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию экскурсию "Олимпийское наследие". Находясь в Сочи увидела рекламку от экскурсионной компании.

Конспект НОД «Культурное наследие города Саратова» в подготовительной группе Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема НОД: «Культурное наследие Саратова» Направление образования и развития (образовательная.

Фотоотчет «Культурно-историческое наследие наших предков»Фотоотчет «Культурно-историческое наследие наших предков» Мы живём в Саратовской области, в посёлке, у которого удивительное название – Лысые Горы. Сегодня только разрушающая церковь осталась напоминанием.

Технологическая карта занятия «Леса и реки Ставрополья» Цель: формирование бережного отношения к природе, в частности, к лесам и рекам нашего края и города, посредством познавательно-исследовательской.

Проект «Наследие семьи Малаховых. Ознакомление с гончарным ремеслом в ДОУ» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Проект «Наследие поэта-сказочника А. С. Пушкина»Проект «Наследие поэта-сказочника А. С. Пушкина» Проект: «Наследие поэта – сказочника А. С. Пушкина» Вид проекта: познавательно – творческий, долгосрочный. Участники проекта: дети подготовительной.

«Красная книга Ставрополья». Музей в гостях у детского сада«Красная книга Ставрополья». Музей в гостях у детского сада Статья «Музей в гостях у детского сада» Тема: «Красная книга Ставрополья» Уже второй год мы сотрудничаем с Георгиевским музеем, который.

Технологическая карта занятия «Леса и реки Ставрополья» Рощина Анна Михайловна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №6» г. Михайловск Тема: «Леса и реки Ставрополья» 2018год Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Художественное наследие Ставрополья»
Опубликовано: 11 января 2019 в 21:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД