МААМ-картинки

Тема: «Инновационные подходы взаимодействия ДОУ и педагогического ВУЗа»

Елена Тимошенко
Тема: «Инновационные подходы взаимодействия ДОУ и педагогического ВУЗа»

Елена Анатольевна Тимошенко 2012 год. г. Таганрог

ПРОЕКТ (сокращённый вариант)

Тема : «Инновационные подходы взаимодействия МБДОУ №80 д/с «Берёзка» и ТГПИ им. А. П. Чехов как условие повышения социальной компетенции студентов»

Одной из важных задач, обусловленных необходимостью достижения определённого уровня адаптации в современном обществе, является повышение уровня социальной компетентности студентов в области народной культуры. Наиболее эффективным методом решения этой задачи нам видится использование театрализации народных праздников, обрядов. Именно это позволяет избежать трудности в восприятии студентами лучших традиций и обычаев прошлого.

Публикация «Тема: „Инновационные подходы взаимодействия ДОУ и педагогического ВУЗа“» размещена в разделах

Особый интерес представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов.

В настоящее время в информационном обществе существенным образом повышаются требования к качеству подготовки специалистов. В данном контексте нами были выделены функции профессионально-развивающей среды:

Информационно-обучающая: происходит расширение и углубление знаний студентов в области методики обучения современным образовательным технологиям, инноваций в образовании.

Консультационная : студент всегда может получить консультацию специалистов и воспитателей детского сада.

Организационно - коммуникативная: создается профессиональное сообщество сотрудников детского сада, которое обеспечивает включение студента в образовательную среду, способствует востребованности ими социально-педагогического опыта, повышает социокультурную и личностную компетентность будущих специалистов.

Мотивационно - стимулирующая: привлечение студентов к самореализации себя на педагогической практике в ДОУ.

Развивающая: использование разнообразных форм, методов в обучении, внедрение инновационных технологий в обучении студентов, стимулирующих самообразовательную деятельность, ориентированную на развитие всех сторон личности будущего учителя.

Ценностно-организационная: осмысление своей будущей профессиональной деятельности, осмысление миссии педагога в современных образовательных учреждениях.

Общекультурная: расширение кругозора студентов за счет участия их в творческом проекте «Широкая масленица».

Создание эффективной предметно-пространственной среды направлено на формирования социальной компетентности студентов в области народной культуры.

Ожидаемый результат:

- восприятие, анализ и обобщение информации о сущности народной культуры, жанрах народного творчества;

- овладение перспективными методами изучения, сохранения и развития народной культуры;

- культуротворческая активность студентов.

Итогом создания профессионально-развивающей и предметно-пространственной среды стала реализация краткосрочного проекта «Широкая масленица».

Тема проекта : «Инновационные подходы взаимодействия МБДОУ №80 д/с «Берёзка» и ТГПИ им. А. П. Чехова как условие повышения социальной компетенции студентов».

Автор проекта- музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР д/с №80 Тимошенко Е. А.

Участники: сотрудники МБДОУ №80; студенты ТГПИ им. А. П. Чехова факультета социальной педагогики и психологии.

Вид проекта – краткосрочный 09.02-17.03.2012г.

Срок реализации- 15.03.2012г. База реализации - МБДОУ д/с №80.

Актуальность проблемы:

Низкий уровень компетентности студентов в области народной культуры. «…Студенты недостаточно четко и правильно высказывают свое собственное отношение к сути и содержанию духа народа, выраженного в традиции. Знания студентов сводятся в основном к осведомленности о народных праздниках, бытовых обрядах, приметах…» (Казанов Х. М. «Ценностные ориентации в современном российском обществе»)

Научно-теоретический аспект.

Цивилизационная динамика не оставляет за своими границами ни одного социокультурного процесса. Не является исключением и деятельность социального педагога, которая в современном мире актуализируется в связи с потребностью общества в гуманитарном сопровождении социализации человека. Особенно важна его деятельность в аспекте наследования культурных традиций детьми, начиная с раннего возраста. Закономерная утрата интереса к национальным обрядам и традициям связана с информационной революцией, которая стирает национальные ментальные грани, заставляя искать такие походы к практической подготовке социального педагога, которые обеспечивают интеграцию его профессиональной успешности и гуманитарный эффект его деятельности в социокультурной среде с определенными национальными традициями.

Цель проекта.

Разработка системы взаимодействия МБДОУ№80 и ТГПИ им. Чехова по созданию условий повышения социальной компетентности студентов в области народной культуры на основе использования фольклорного праздника «Масленица».

Задачи.

1. Изучить теоретический аспект сценической постановки народного праздника «Масленица».

2. Разработать систему мероприятий по подготовке данного

мероприятия.

Предполагаемый результат.

Повышение социальной компетентности студентов. Овладение студентами первичными навыками сценического мастерства.

Содержание проекта.

Для реализации компетентностного подхода к будущей педагогической деятельности (пр. №209 МОН от 24.09.2010г.) акцент взаимодействия МБДОУ №80 и студентов ТГПИ им. Чехова был сделан на формирование компетентности в области личностных качеств. В рамках обозначенной темы проект представляется как источник саморазвития будущего педагога, его ценностных ориентаций.

Введение в специфику практической деятельности, изучение нормативной документации: пр. №655 МОН от 23.11.2009г,п. 3.3.4. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на…формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Создание профессионально-развивающей и предметно-пространственной среды.

Система мероприятия.

1 этап-Знакомство с детьми, деятельностью воспитателей, выполнение заданий психолога. Особый интерес представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и вне учебном процессе материалов, раскрывающих особенности народной культуры, истории, традиций, быта. Изучение студентами теоретического материала по тематическим направлениям «Народные обряды и традиции», «Психофизиологические особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Параллельно с данной деятельностью музыкальный работник в интеграции с другими специалистами проводит предварительную работу с детьми: знакомство с сюжетом театрализованного представления «Широкая Масленица»; освоение смыслов, образов через дидактические игры, этюды, рисование, музыку, видеоматериал и др.

2этап – экспозиционно-мотивационный. Цель – актуализация интереса практикантов к креативной деятельности в проекте. Достижение цели данного этапа было обусловлено ознакомлением практикантов с разработанным нами проектом, совместным анализом особенностей детского восприятия музыкальных праздников, посвященных народным традициям (на предварительно подготовленном нами теоретическом материале «Детский фольклор»); моделированием будущей творческой деятельности студентов как участников праздника (выбор ими ролей, заучивание текстов, костюмирование и т. д.) .

3 этап– праксиологический. Цель этапа - апробация фрагментарных знаний и умений, формирование их целостности в процессе реализации проекта. Основное условие – оптимизация творческой среды, психологическая и организационная поддержка выработки успешных стратегий самореализации в профессии, стимулирующих профессиональный рост в будущем. Постановочная работа с детьми и взрослыми проводится в форме игр-занятий (репетиций) по подгруппам. Основное содержание занятий: освоение текстов (диалогов и монологов, работа над песенным репертуаром, работа над выразительностью речи, хореографией. Результат этапа - показ театрализованного представления «Широкая Масленица».

4 этап– рефлексивный. Цель – выявление уровня развития социальной компетентности студентов. Основное условие – совместное обсуждение личностных эффектов (т. е., что формировалось у каждого участника, что актуализировалось, что усовершенствовалось) и социокультурных эффектов (состояние детей, их эмоциональная отзывчивость, впечатления и т. д.)

Постановочная работа с практикантами:выбор ролей; заучивание текстов, танцевальных движений; сценические движения; костюмирование

Формы предварительной работы с детьми.

1. Моделирование игровых ситуаций.

2. Мини – игры на занятиях, мини сценки с куклами в ходе работы над сюжетом.

3. Рассказы о народных обрядах и традициях на основе видеоматериала

Кульминация проекта - показ театрализованного представления «Широкая Масленица».

Список литературы;

1. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1995.

2. Мигунова Е. В. Театрализованная педагогика в Детском саду. М: ТУ Сфера 2009

3. Буренина А. И. Театр всевозможного. Выпуск 1. От игры до спектакля. Санкт – Петербург 2002

4. Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действа. – Челябинск, 2000

5. Щуров В. М. Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре // Музыкальная фольклористика. - М„ 1986.-Вып. №3.

6. Казанов Х. М. Трансформация ценностных ориентаций в современном российском обществе: диссертация. доктора философских наук: 09.00.11 Нальчик, 2002 277 c. : 71 04-9/1-5

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тема: «Инновационные подходы взаимодействия ДОУ и педагогического ВУЗа»
Опубликовано: 10 января 2013 в 18:08
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД