Папки-передвижки

Нетрадиционное рисование, как средство эстетического воспитания у дошкольников

Людмила Фесенко
Нетрадиционное рисование, как средство эстетического воспитания у дошкольников

Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит нереализованными в будущей жизни. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Все дети любят рисовать. Творчество для них,это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять гуаши. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Эстетически плохо исполненный рисунок – это не самовыражение ребёнка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать.

Публикация «Нетрадиционное рисование, как средство эстетического воспитания у дошкольников» размещена в разделах

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны – умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учёными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Изобразительная деятельность способствует развитию у ребё нка:

- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- Внимания и усидчивости;

- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации (роспись ткани, рисование по стеклу, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (ладошкой, пальцами, по клейстеру. Кроме того, занятия с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Актуальность моей работы заключалась в следующем: Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. В связи с этим поставила следующую цель: изучить используемые способы нетрадиционного рисования в дошкольном учреждении, создать условия для развития у детей творческих способностей через нетрадиционные техники рисования.

Для осуществления поставленной цели необходимо реализовать ряд задач: 1. Обучать приёмам нетрадиционных техник рисования.

2. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, художественный вкус. 3. Воспитывать умение работать в парах, группах, выражать своё отношение к работам детей. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Свою работу я проводила поэтапно: 1. На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности : гуашь, акварельные краски, восковые,масляные мелки, штампики,трафареты,карандаши,свечи, пальчиковая гуашь,опилки,нитки, и др. 2. На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. Применяла методы: словесные, наглядные, практические, игровые. Объектом изучения являлись нетрадиционные способы рисования, используемые в дошкольных учреждениях. Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда - то видный педагог Е. А. Флерина писала: «Взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав её, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т. п.». Здесь можно возразить, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки оживут: и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру. В своей практике я заметила, что детей все труднее и труднее заинтересовать на занятия по ИЗО. Меня очень удивило, что дети не любят рисовать, боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют или у них не получится. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Именно это разнообразие помогает ребёнку раскрыться, найти себя в какой-либо технике. Познакомив детей с нетрадиционными техниками, они стали с огромным удовольствием работать с материалом не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Именно это разнообразие помогает ребенку раскрыться, найти себя в какой-технике. Особое внимание уделила созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала. Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, попыталась обогатить содержание соответствующих уголков, изготовила дидактические игры, пособия, которые использовала в предварительной работе. Подготовила серию репродукций с картин художников, аудиокассеты с музыкой, книги для детей об искусстве. Активно используя игру, я побуждала детей к творчеству, учила видеть мир в живых красках. Сначала обыгрывала с детьми сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, художественным словом, что позволяло заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Ощущая незабываемые, положительные эмоции в процессе работы, дети становятся спокойнее, уравновешеннее. Для ребенка проще рисовать предмет последовательно, часть за частью. Я же учила постепенно начинать рисунок из общего наброска. Одним из приемов такого рисования послужила серия «Рисунки, спрятанные в пальчиках», где общим для понимания всей формы предмета выступает контур детской ладони. Каждое такое занятие помогало обобщить знания детей о предмете, установить связь между контурным рисунком ладошки и определенным образом. Знакомство детей со своей рукой как предметом изобразительной деятельности вызывало интерес к процессу рисования на протяжении всего обучения. Если в младшем возрасте я сама обводила контур ладошки детей карандашом, то в среднем и в старшем возрасте дети старались самостоятельно выбрать место расположения ладошки на листе бумаги и самостоятельно обвести контур ладошки, придумывая новый образ.

На таких занятиях, несомненно, царила атмосфера увлеченности, где происходило совместное творчество взрослого и ребенка. Если надо я подсказывала, а если ребенок настаивал на своем выборе - прислушивалась к его доводам. При этом я руководила и направляла деятельность детей, а не заставляла. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Публикации по теме:

10 заповедей творческой личности 10 заповедей творческой личностиРекомендации для творческой личностиСпособности имеют удивительное свойство развиваться,поэтому необходимо.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционное рисование, как средство эстетического воспитания у дошкольников
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 21:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД