Папки-передвижки

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем» (из опыта работы)

наталья уварова
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем» (из опыта работы)

Раздел I

Информация об опыте

1.1. Условия возникновения и становления опыта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Пятницкий детский сад «Семицветик» Волоконовского района Белгородской области находится по адресу: Белгородская область, Волоконовский район, п. Пятницкое. Развитая инфраструктура посёлка способствует созданию вокруг дошкольного образовательного учреждения развивающей среды – это Физкультурно-оздоровительный комплекс, Пятницкий ДК, библиотеки, Детская школа искусств, средняя общеобразовательная школа. В МБДОУ «Пятницкий детский сад «Семицветик» функционируют 11 массовых групп, 1 группа кратковременного пребывания. В них воспитываются дети от 1,5 до 7 лет. С воспитанниками, посещающими дошкольное образовательное учреждение, кроме воспитателей, работают квалифицированные специалисты – инструктор по физической культуре (плаванию, музыкальные руководители, учитель английского языка, учитель-логопед, педагог-психолог и педагоги дополнительного образования (рисование, аппликация, хореография).

Публикация «„Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Пятницкий детский сад «Семицветик» Волоконовского района, Белгородской области с учётом примерной основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

К. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой народ, свой посёлок. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлён в сознании образ, связанный с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это - твоя Родина. Чтобы найти верный путь воспитания, многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Знакомство дошкольников с культурными истоками становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

Необходимо серьёзно задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств воспитанников, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, оказании им посильной помощи. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном посёлке.

Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора образовательной деятельности, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, своему родному посёлку, защитникам Отечества, всегда является наиболее актуальным и важным. Поэтому естественным требованием к отбору содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики, для определения уровня развития нравственно-патриотических чувств у воспитанников, использовался мониторинг. Он заполняется на каждого ребенка группы в начале и в конце учебного года. Оценка осуществляется в соответствии трех уровней развития детей: В – высокий, С – средний, Н – низкий (Приложение № 2)

высокий уровень - 37 %

средний уровень - 63 %

По результатам диагностики были выявлены следующие результаты: дети не могли чётко ответить на поставленные вопросы (Что такое семья? Что такое дружба? Какие народы населяют Белгородскую область? и т. д.) Средний уровень составил 63%. Таким образом, появилась необходимость активизации работы в данном направлении.

1.2. Актуальность опыта.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо Родины, беречь и умножать её богатства. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников, и ставятся такие цели:

- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,

- возможности позитивной социализации ребенка,

- всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,

- развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, больше думаем и размышляем. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Проблема формирования нравственно-патриотических качеств привлекает внимание ученых разных направлений: педагогов, психологов, философов, социологов, культурологов, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное и патриотическое начала в развитии личности.

Таким образом, актуальным в наше время становится формирование культуры личности ребенка дошкольного возраста через совершенствование систем нравственно – патриотического воспитания.

Поэтому объектом моей работы является процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Предметом является взаимосвязь в организованной образовательной деятельности и работы в повседневной жизни в ходе нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Исходя из всего вышеизложенного, нами определяется следующая цель: Создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Для достижения цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи осуществляются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде и быту, так как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками.

Гипотезой является идея о том, что только при комплексной работе в организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни нравственно – патриотическое воспитание выходит на высокий уровень и способствует формированию высококультурной личности ребенка дошкольного возраста.

Методологической основой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников явились :

1. Методы игровой деятельности.

О характере народа могут рассказать национальные игры, которых в нашей педагогической копилке достаточное количество. Их можно применять как на праздниках, так и на занятиях, в повседневной жизни, развивая интерес к народным играм и желание играть в них.

2. Целевые прогулки, экскурсии.

Начиная работу по воспитанию любви к родной стране, краю, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего народа. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей родине, и появилось желание узнать о ней больше.

3. Беседы о родной стране, столице, знакомство с символикой России.

Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому основная задача - показать, что Россия - очень большая, богатая, многонациональная страна.

4. Устное народное творчество и чтение художественной литературы.

Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх. Например: рассказы Д. Александрова «Дозор», Л. Кассиля «Твои защитники», А. Барто «На заставе».

5. Праздники и развлечения

Историю прошлого и настоящего России дети узнают не только на занятиях, но и на праздниках и развлечениях. Цель праздников - показать его значимость, познакомить с традициями, обычаями и традициями русского народа. Таким образом, в рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.

1.3. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке подходов к организации и методике проведения занятий с детьми дошкольного возраста, направленных на развитие патриотического воспитания.

1.4. Диапазон опыта.

Представлен системой педагогических мероприятий по развитию патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности.

1.5. Теоретическая база опыта нравственно – патриотического воспитания дошкольников

Понятия нравственность и патриотизм получили ценное воплощение в трудах таких представителей русской философской мысли, как Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, А. И. Герцен, В. С. Соловьев, Н. Г. Чернышевский, которые рассматривали личность как высшую ценность, придавали огромное значение нравственному и патриотическому воспитанию.

Первая половина XX века знаменательна появлением целого ряда выдающихся педагогов в нашей стране - П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, в трудах и практической деятельности которых были развиты идеи нравственного и патриотического воспитания, поднятые в предшествующий период в России В. И. Водовозовым, П. Ф. Лесгафтом, Н. И. Пироговым, Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским.

Историко-педагогические исследования последних лет, посвященные проблемам нравственного и патриотического воспитания в России, отличаются попыткой их объективного анализа и теоретического осмысления. Большое внимание уделяется возрождению русских патриотических традиций.

Проблеме нравственного развития посвящены труды таких известных исследователей, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Н. И. Болдырев, Д. И. Водзинский, Л. С. Выготский, Н. К. Гончаров, И. А. Капров, А. Н. Леонтьев, Э. И. Моносзон, И. С. Марьенко, И. Т. Огородников, А. И. Рувинский, И. Ф. Свадковский.

В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развития; дается анализ возрастных особенностей нравственно-патриотического формирования личности школьника; разрабатываются теоретические основы нравственного развития, раскрывается психологический механизм усвоения личностью моральных норм и принципов в процессе деятельности, определяется структура этой деятельности и воспитывающие возможности.

В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, улица, дом, детский сад, семье, своей родословной, национально-культурных традициях народа, уважительном отношении к символам государства (флагу, гимну, гербу, к самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату, к людям, которые живут и трудятся рядом.

В связи с актуальностью данной проблемы в России было создано значительное количество программ, направленных на нравственно – патриотическое воспитание дошкольников :

1. «Наследие» М. Ю. Новицкой

Программа «Наследие» — парциальная программа патриотического воспитания М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой. Цель П. — введение детей в традиционную русскую культуру, которая понимается как отечественная культура в многонациональной России, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих. Программа состоит из следующих блоков: «Круг событий», «Семейный круг», «Встанем в круг», «Круг чтения».

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой

Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры : места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей.

3.«Мы живем в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта : воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

4. «Маленькие россияне» под ред. Т. И. Оверчук

Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России на основе приобщения к национальной культуре.

Таким образом, обзор ряда программ нравственно – патриотического воспитания демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание данной проблемы, необходимости ее решения.

1.7. Новизна опыта.

Новизна опыта работы : состоит в изучении особенностей формирования духовно-нравственных отношений и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родной страны.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем» (из опыта работы)
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 15:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД