Папки-передвижки

Оригами как средство развития познавательных процессов дошкольников

Войтюк Валентина
Оригами как средство развития познавательных процессов дошкольников

Ход мастер – класса

Организационный момент. «НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?» Игра проводится в кругу. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Обобщение - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

Публикация «Оригами как средство развития познавательных процессов дошкольников» размещена в разделах

- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер – класса «Оригами – как средство развития познавательных процессов дошкольников»

Маг, что придумал бумагу цветную

Красную, желтую и голубую,

Верил, наверно, что могут ребята

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всем белом свете

Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,

Символом счастья – бумажный кораблик.

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Я предлагаю попробовать с вами

Выучить технику «оригами».

В начале нашей беседы я хочу Вас познакомить :

Что такое оригами, история возникновения оригамиОригами – это вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Слово оригами складывается из двух иероглифов: ори - "бумага" и ками - "складывание". Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Из бумаги складывали необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. Утратив со временем свое ритуальное назначение, оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского дворца. В те времени бумага была материалом редким и дорогим. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манерНекоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.

Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься, в основном, женщины и дети. Оно стало частью традиций и обычаев, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу.

Большой вклад в развитие искусства оригами внес АкираЕсидзава – мастер оригами. АкираЕсидзава работал на машиностроительном заводе чертежником и обучал новичков начертательной геометрии, складывая для пояснения фигурки оригами. Хозяева завода были настолько впечатлены его мастерством, что позволили ему заниматься оригами в рабочее время. Во время Второй мировой войны Ёсидзава работал в военном госпитале в Гонконге. Он не оставлял своё увлечение оригами и украшал кровати раненых яркими бумажными фигурками. Только в 1951 году Ёсидзава получил возможность заявить о своём искусстве и очень быстро стал известен как в Японии, так и за её пределами. В 1954 году в Японии вышла его первая книга «Новое искусство оригами», и в этом же году он основал Международный Центр Оригами в Токио. Ёсидзава разработал азбуку оригами и придумал более 50 000 моделей оригами. Он написал 18 книг по оригами и изобрёл технологию мокрого складывания, по которой можно складывать красивые фигурки оригами с округлыми формами из плотной бумаги. В 1983 году император Японии Хирохито наградил его Орденом Восходящего солнца, одной из высших наград Японии.

Виды оригами. Простое оригами. При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки. Пример – самолет, лодка, тюльпан. Могут быть подвижные оригами – лягушка, кусака, гадалка. Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги— кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты.

Школьные тетради,

В клеточку листы,

Спрятались загадки,

Бумажные внутри.

Вот кораблик смело

Пляшет на волнах.

Он ветров напевы

Носит в парусах.

Забавляясь, по столу,

Прыгает лягушка.

Для Иванушки стрелу

Принесла подружка.

Из обычного листа,

Чудеса бумажные,

Вылепляет детвора,

Оригами разные. Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой. Сделать показ модульного оригами. К модульному оригами можно отнести кусудама — объёмное тело шарообразной формы, собранное из бумажных цветов. Показать образец. В древности японцы использовали сложенные из бумаги кусудамы для лечения больных, складывая внутрь лечебные травы и подвешивая кусудаму над постелью больного. Основой кусудамы, как правило, является какой-либо правильный многогранник. Составные части кусудамы не встраиваются друг в друга, а зачастую склеиваются или даже просто сшиваются вместе ниткой. Значение оригами в воспитании и развитие ребенка. В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Я тоже заинтересовалась этим видом искусства. Чем больше я изучала оригами, тем больше меня интересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития всех психических процессов повышения эффективности обучаемости. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант : «Рука - это своего рода внешний мозг». Ведь еще В. А. Сухомлинский «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.

1. Оригами развивает и совершенствует у детей мелкую моторику рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

2. Оригами способствует развитию памяти и концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат

3. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса 4. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина. 5. Развивает пространственное воображение.

6. Активизирует воображение детей и фантазию. Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приё мы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки. Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Такими терминами как: угол, сторона, центр, линия, диагональ. Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.

Перед обучением детей складыванию я знакомила их со свойствами бумаги. Экспериментальным путём дети познают, что бумага рвётся, мнётся, мокнет и меняет структуру при взаимодействии с водой. Начинали с изготовления самых простых поделок. Эти поделки мы используем в театральной деятельности.

Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. Основная форма, используемая в оригами- это квадрат. Квадрат не только геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время изготовления поделки из бумаги я даю детям чё ткие конкретные указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний… приложите нижнюю сторону к верхней и т. д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат. Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами. Были проведены – родительское собрание на тему «В стране Оригами», консультация на тему «Приобщаем детей к творчеству в поделках из бумаги». Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными. Показ работ «родители и дети»

Что необходимо знать педагогу. 1. Познакомиться с историей оригами 2. Условные знаки. 3. Уметь пользоваться терминологией оригами. 4. Овладеть основными приемами складывания 5. Знать базовые формы и уметь складывать их на память. 6. Уметь складывать все изделия, предлагаемые детям. 7. Уметь объяснять процесс складывания любой фигурки, правильно используя терминологию.

3. Практическая часть

От простого к сложному. Изготовление оригами 1.«Звездочки желаний» Делать такие симпатичные звездочки совсем не трудно. Если вы хотите украсить интерьер дома такими звездочками, сделать их придется хотя бы штук тридцать. Разноцветные звездочки насыпают в прозрачные стеклянные сосуды – вазы, бутылки, банки. И получается оригинальная деталь интерьера. 2.«Журавлик». Журавлик - счастья в Японии одна из самых популярных фигурок оригами. Японцы считают, что журавль - это птица счастья. Различные изображения журавля можно встретить в каждом японском доме, так как считается, что журавлики оберегают дом от бед и болезней, приносят в дом счастье и благополучие. Существует древняя легенда, согласно которой человек, сложивший 1000 журавликов из бумаги, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Считается, что так можно одолеть даже тяжелую болезнь. С этим верованием связан рассказ о СадакоСасаки – девочке из Хиросимы, которая пережила атомную бомбардировку 1945 года (на тот момент ей было 4 года, а в 14 лет умерла от лучевой болезни. Садако складывала бумажные журавлики, веря, что сможет выздороветь, но успела сделать только 644. «…Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,

Бумажного журавлика товарищ мне привез.

С ним связана история, история одна -

Про девочку, которая была облучена. “Когда увижу солнышко?” - спросила у врача

(А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча).

И врач ответил девочке: “Когда пройдет зима,

И тысячу журавликов ты сделаешь сама”. Но девочка не выжила и скоро умерла,

И тысячу журавликов не сделала она.

Последний журавлёночек упал из мертвых рук -

И девочка не выжила, как тысячи вокруг». 3. Изготовление модулей. 4. Подведение итога.

Я сделала вывод о том, что оригами – это интересный вид искусства. Оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем, не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.

Техника оригами активизирует мыслительные процессы, способствует концентрации внимания, развивает мелкую моторику пальцев. Эта один из способов познания себя и окружающего мира. Фигурка оригами – это знак, а знак, визуальный символ имеет колоссальное значение в современном мире. Я постаралась рассказать обо всех этапах нашей деятельности. Познакомила с историей возникновения оригами, более подробно остановилась на значении оригами для развития ребенка дошкольного возраста. Подведем итог мастер – класса. Как, по вашему мнению прошел мастер – класс? Какие вопросы у вас возникли? Какие будут предложения и пожелания?

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оригами как средство развития познавательных процессов дошкольников
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 17:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД