МААМ-картинки

Конспект занятия «Предметы старины глубокой» для старшей группы

лена кристостурян
Конспект занятия «Предметы старины глубокой» для старшей группы

Тема: «Предметы старины глубокой»

Предметы старины глубокой.

Конспект занятия для старшей группы

с использованием музейной педагогики

Цель: ознакомление с предметами старины, их назначением.

Задачи:

Личностные:

Воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту,

к народным ценностям, к родной земле, любви к родному краю,

Публикация «Конспект занятия „Предметы старины глубокой“ для старшей группы» размещена в разделах

воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение,

воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Предметные :

Знакомство обучающихся с устройством крестьянского быта, предметами обихода, кухонной утварью;

Метапредметные :

Формирование культуры поведения в музее;

развитие логического мышления, образного восприятия истории, нашего прошлого;

формирование умения оценивать свою деятельность.

развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта;

Оборудование:

Ноутбук,проектор, экран, сундук,бешиг,чоцк (колыбель, арбачих,рушник,гребень,полотна с цветами флага Мясниковского района,крынка,кувшины,национальные костюмы (армянский,русский,расписные платки,расписные ложки,чугунные утюги,дырабез,аторк,борча,угащения с армянскими нац. блюдами. Подарки для детей-распистые ложки.

Ход занятия

1Слайд -(КОМНАТА МУЗЕЯ)

1. ЗВУЧИТ ДУДУК

Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие в страну старинных вещей. Все, что вы увидите в этой стране – это экспонаты, которые собирали по деревням, селам, хуторам,откапывали в земле, они старые и ветхие, их нельзя трогать. Это предметы старинного быта можно только смотреть и внимательно слушать мой рассказ, а я расскажу вам о том, как жили наши предки в старинные времена.

Старинные вещи уйти не спешат,

Свой век по чуланам, в пыли коротая.

Но в них сохраняется предков душа

И память страницы былого листает.

Старинные вещи - частицы былого,

Мы связаны нитью незримой. И снова

В немом разговоре времён - поколений

Я, молча пред вами склоняю колени.

/Дети садятся на лавки, около "избы”.Выключается свет, зажигаем свечу. /

2 СЛАЙД- ЗАЖЕНАЯ СВЕЧА

Воспитатель- МАРИАМ-моркур-ма (легенда армян дона) садится за дырабез / до этого детям было задание: закрыть глаза!/

Дети открывают глаза – темно, горит свеча. Мариам моркур-ма спит за дырабезом 2.1. Слышится плач ребенка Матушка качает младенца в бешиге:

3 слайд- бешиг

2.2. АРМЯНСКАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ (МУЛЬТФИЛЬМ)

Завучит 3. дудуг фон

Рассказ о бешиге (СЛАЙД)

бешиг, (Оророц-от слова орел-качать)созданная около 1500 лет назад, предназначалась для перевозки младенцев при кочевьях племени с пастбища на пастбище, для защиты маленьких детей.

Бешик привязывали к животному или ставили на арбу-телегу. Руки матери были свободны, она могла помогать мужу, соплеменникам, управлять повозкой, погонять скотину и т. д. В случаях падения бешика, его конструкция спасала жизнь ребёнку, привязанному к нему крепко ремнями и арканами. Ребёнок не мог вывалиться из него и оставался целым и невредимым.

Бешиком пользовались и в обычных, не кочевых условиях. Раньше родители с младенчества детей договаривались друг с другом об их предстоящей свадьбе. Это называлось бешиккертме.

(В бешике младенец лежал спелёнутый и туго обвязанный в одном положении, без движения большую часть дня. На дне бешика прорезали круглое отверстие под горшок. В комплект к нему входили наборы специальных трубочек для мочеиспускания различной конструкции, в зависимости от того, девочка это или мальчик. Ребёнок был хоть и обездвижен, но в относительной безопасности, и главное - у матери были развязаны руки.)-для информации.

o А вы, ребята, какие колыбельные песенки знаете? Какие вам мама пела, укладывая вас спать?

o А с какими колыбельными вы укладываете своих кукол спать? /Ответы…/

(Исполнение колыбельных песен детьми)

4. Исполняется армянская 2. колыбельная

Рассказ о чочке (колыбельке)

4-слайд-чочк

Колыбель –ЧОЧК — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца. И сто лет, и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.

Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение — пестование подрастающего человечка. У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку-ЧОЧК. В каждой семье имелась своя счастливая люлька-ЧОЧК.

Колыбель - это маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка.

Теплый воздух, как известно, поднимается вверх, и младенец в такой люльке был защищен от сквозняков. На люльку также был накинут полог, который не только защищал ребенка от мух и комаров, но и по старинным поверьям, от злых духов. На колыбелях вырезали различные орнаменты, внутрь клали обереги, призванные защитить ребенка от болезней и сглаза (например, ножи или гребни, впоследствии кресты и иконы). Полог

5-слайд-арбачих

Рассказ об арбачихе.

Арбачих- деревянная качалка -ходунки были созданы для детей, с целью научить их быстрее самостоятельно передвигаться. АРБАЧИХ-от слова –АРБА-телега- чих-уменьшительно-ласкательное обращение. Вот и получается маленькая тележка для детей.

5. Неожиданный громкий крик петуха. /

6-СЛАЙД -ПЕТУШОК)

o Пора вставать, прозвенел мой будильничек: "ведь ранняя птичка клювик прочищает, а поздняя – глазки продирает”.

o «Петух гоголем на своём дворе ходит».

О чем говорит эта пословица? Давайте сначала определимся, кто такой «гоголь»? Гоголь – это утка. «Ходить гоголем» — это значит держаться гордо, самоуверенно, независимо. Что бы на своём собственном дворе не походить гоголем? Речь идет о стремлении каждого быть хозяином в своем доме.

o Почему так звучит эта пословица, как её понимаете?

/Ответы – рассуждения/

6.1.-ФОН ГУСЛИ

7-СЛАЙД- РУКОМОЙНИК

o Первым делом – умыться нужно. Это рукомойник, а внутри у него водичка, наклони и потечет быстрая струйка. /Воспитатель имитирует умывание. /

– "Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, и кусался зубок. /Дети помогают. / Вытирается полотенцем. / А это самотканый рушник,его ткали и вышивали наши бабушки.

8-СЛАЙД – РУШНИК

Долгое время было принято считать, что слово «рушник» происходит от слова «рука». И обозначает он полотенце, которым вытирают руки. На самом деле это не так.

9-слайд

Происхождение он ведет от слова «руш», которое в древнеславянском означало «рушить». С чем это связано? С тем, что раньше у крестьян не было ножниц.

10-слайд

И для рушника кусок ткани не отрезали, как это принято в наши дни, а отрывали руками. детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани – пологом („от дурного глаза”).

6.2. Танец с рушниками (полотнами)

6.3. Гребень

11-Слайд гребень

Подходит к зеркалу, берет гребень, расчесывается, подвязывает ленту. Посмотрите на кого похожа эта расческа, это гребень: деревянный да частый, не ломается. "Расти коса до пояса, ни вырони ни волоса, расти косонька до пят, все волосоньки вряд,расти коса не путайся-маму дочка слушайся!"

Расческа – это гребень для расчёсывания волос. Расческа была создана, примерно, сразу после того как у людей появилось желание ухаживать за собой. По началу, для расчесывания пускалось в ход все то, что попадалось под руку. Это могли быть кости,

палочки, колючки…в общем, кому что попадалось.

Гребень в русской традиции имел не просто бытовое предназначение (расчёсывание волос, но и считался оберегом, предохраняющим от порчи, сглаза, болезней и неприятностей. В старые времена гребни изготавливались из кости, металла, но чаще всего из дерева. Русские красавицы расчёсывали косы простыми редкозубыми деревянными гребнями, смоченными в отварах череды и чистотела. На ночь нужно было косу «чесать» долго и медленно, чтобы стряхнуть с себя и своих волос - все хлопоты дня и приготовиться ко сну грядущему.

7-Мычит корова/

12-Слайд-коровы

– Пойду подою свою коровушку. /Выходит, возвращается с кринкой молока. /

– Вот и молочко, да не в банке, а кто знает в чем? /Подскажите ответ, если они не знают. /

8.1.-фон крынка

13-Слайд-Крынка

– Да, это кринка. А из чего она сделана? А как ее делали? Правильно, и в печке обжигали.

На Руси глиняная посуда издавна считалась символом деревенской жизни. Блюда преимущественно готовили в печи, и горшки из глины подходили для этого лучше всего. Эту же посуду использовали и для хранения молока, сметаны и других натуральных продуктов. Назывались же такие горшки и кувшины из глины очень просто - крынка. На самом же деле, крынка - это глиняный сосуд с широким краем, более узким горлом, имеющий шарообразную форму в нижней части. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы ее можно было легко обхватить рукою в узкой части. Внешне же такая посуда больше напоминает обычный кувшин, но без ручки и без крышки. Особая конструкция крынки способствовала отстаиванию сливок в узкой части кувшина. Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла. Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или хлопчатобумажной тканью.

8.2.-фон кувшин

14-слайд кувшины

В традиционном домашнем хозяйстве у армян преобладала глиняная посуда.

В старину, когда не было стеклянных бутылок и других тар, кувшин употреблялся для хранения холодной воды, вина или других жидкостей. В глиняных сосудах хранили сыр и кавурму (тушеное мясо). Сейчас сыр уже не хранят в таких емкостях, а на смену карасу (армянский кувшин) пришел холодильник.

15-слайд

Кувшин появился, когда люди научились делать посуду из глины и обжигать ее в печах. Человеку нужен был сосуд, из которого было бы удобно наливать жидкость. Он вылепил что-то похожее на бутылку, затем с одного края сделал выемку-носик, а сбоку прилепил дугообразную ручку. В древности кувшин считался таинственным сосудом. В сказках и преданиях Древнего Востока в кувшине обитали добрые и злые духи - джинны, которые исполняли любые желания человека, завладевшего сосудом. В сказке «Волшебная лампа Аладдина» именно такой джинн и пе-реселился из лампы в кувшин. Но мы-то знаем, что в кувшинах джинны не обитают, а эти сосуды предназначены только для жидкости и хранения молочных изделий, например сыра.

16-слайд

Несет армянка молодая-

Кувшин глиняный на плече

Сердца прохожих покоряя-

Взглядом одним своих очей.

Рождает песни голос нежный,

И вторят птицы вдалеке.

Идет красавица неспешно-

Наполнить свой кувшин к реке.

И украшает стан прекрасный,

Наряд изящный и простой.

Да, что тут говорить напрасно,

Любуйтесь сами красотой.

8.3. Танец с кувшинами.

9-балалайка

17-СЛАЙД-ЛОЖКИ

А это ложки, да плошки из дерева, это потом чуть позже их стали расписывать такой яркой, красивой росписью. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций.

Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

18-слайд

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению.

Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками.

К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.

10.1. Танец -АНСАМБЛЬ ЛОЖКАРЕЙ –Порушка-поранья

Что же я все болтаю, пора и за работу. Ведь "Как потопаешь, так и полопаешь".

10.2.-фон прялка

19-СЛАЙД-ПРЯЛКА

– Как вы понимаете эту пословицу? /Рассуждения детей. / Начну-ка я с пряжи. Садится за прялку. Это лопастная прялка. Сюда крепят пряжу, шерсть овцы. Я перебираю пальчиками и вытягиваю ниточку.

Прялка —ОРОК предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

20-слайд

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель-манац к горизонтальной донце, где сидит пряха.

21-слайд

Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

22-слайд

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

23-слайд

Веретено -ИЛИК— приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней третиобственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

24-слайд

Кудель -МАНАЦ— очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения.

СРАВНЕНИЕ ПРЯЛОК (ОРОК, ИЛИК)

Прядет и поет: "В низенькой светелке, огонек горит, молодая пряха у окна сидит". Чтобы было удобно, я привязываю конец нити на веретено. Кто хочет сам попробовать?

– Ох, устала я ребятки, может вы какой мне хоровод покажите или поиграете, да я с вами поиграю.

Хороводная игра. "МЕНК БОЛОРЫС»

– Ну вот, корову подоила, воды принесла, масло сбила, теперь надо белье погладить. Вот вы белье дома гладите? Сами? А раньше наши бабушки гладили белье при помощи валька. /Показ. / И колотилки. (СТАРЫЙ УТЮГ)

11-рубель

25-СЛАЙД -Рубель

26-слайд

Рубель (ребрак, пральник)предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё.

27-слайд

Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица:«Не мытьем, а катаньем».

28-слайд

29-слайд

Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями. Выглядела она практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде.

30-слайд

На смену жаровне с ручкой пришел паровой утюг. Угли в нем помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой, а сверху, для лучшей тяги, пристраивали трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Размахивая таким утюгом вперед и назад, усиливали вентиляцию. Эти утюги не отличались удобством и безопасностью: искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.

31-слайд

Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь уже остывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение для мышц рук.

32-слайд

Самые простые утюги — нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разогревали в печи.

Утюги для ткани весили по разному- от одного до 10 килограммов.

33-слайд

Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать прными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся.

– Вот, вы, ребята, узнали о каких старинных предметах из моего рассказа?

/ Ответы: прялка,, кринка, веретено, коса,, валек и колотушка, гребень, рукомойник и т. д

Старинная утварь домашняя-

Предметы покинувших лет,

Страница из жизни вчерашняя

Льёт тёплый из прошлого свет.

Здесь, что не предмет, то легенда

Оставили в памяти след,

И пыли на полках отведав,

Из прошлого шлют нам привет.

Всё это исправно когда-то

В быту применял человек,

Ушли те денёчки куда-то,

Другой на дворе уже век.

АРМЯНСКАЯ ПЕСНЯ - гыйдым хачерес

Баланерыс мер модыги доны Задигне.

hады задигин бидганчинк.

ДЕТИ:

Задик, задик,ари hос,

Пир меци пари хоск,

Нашхун hавгит,

hилюн, маркрит,

Нашхун hалав,

Чамичов пилаф,

Еркер,хахер,

Десок панер.

Задик:

Ес задигим, задигим,

Карин дагы нстацим.

Аревин чампан гнаим,

Вверчен мейдан биделиим.

Мариам-моркур-ма:

Баланерыс шуд арек аревин ганчецек.

Исполняется песня «Арев,Арев.»

Арев,арев, арии тус

Кез переленк ачки луйс.

Ко курыгыт луснинган

Периц чамич мег аман.

Амбы эгав мут арав,

Аревы ачкерес горав.

Пац эресыт арекан

Мег авуч чамич кес гуданк.

Аревы эгав гянк дувиц

Эргинк кедин десок нашхиц.

Ох аревин хапецинк,

Амбин даген hанецинк.

Исполняется песня «Фарыл-Фурул»

12. Даул-зурна

Задик:

Аревы эгав инци дакцуц,

Сах чосковы нашхецуц.

Елек нарецек вов кука

Нашхун задигы дунерыт кука.

Мариам-моркур-ма:

Задик, задик инч перилис баланерус hамар.

Задик:

Задыгы бараб дех чешта.

Перилим мекад борча.

Моркур маин hет эпецинк,

Эпецинку-нергецинк,

hедерыса hос перинк.

Мариам-моркур-ма выносит борча. Ставит на дырабез.

(Угощение детей армянскими блюдами. Звучит национальная

музыка Даул-зурна.)

ЧАЛТЫРСКАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ.

Публикации по теме:

Конспект викторины «Предметы быта, которые нас окружают» для детей старшей группыКонспект викторины «Предметы быта, которые нас окружают» для детей старшей группы «Предметы быта, которые нас окружают»Цель: Обобщить представление о предметах быта Задачи: Формировать представления детей о предметах бытовой.

Конспект занятия «Опасные предметы» для детей второй младшей группы Конспект проведения занятия для детей второй младшей группы «Опасные предметы» Подготовила воспитатель 1 категории Тихомирова Галина Юрьевна.

Конспект занятия по коллективной аппликации «Предметы гигиены» для детей средней группы Конспект занятия по коллективной аппликации "Предметы гигиены"для детей средней группы. Задачи: Освоение техники силуэтного вырезания, используя.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Сравним предложенные предметы» Цель - систематизировать знания детей о выделении признаков предметов, о сравнении предметов по различным признакам; - продолжить формировать.

Окружающий мир. Конспект занятия в старшей группе «Пожароопасные предметы»Окружающий мир. Конспект занятия в старшей группе «Пожароопасные предметы» Лариса Логинова. Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: Пожароопасные предметы Цель: - познакомить детей с пожароопасными.

Познавательно-исследовательский проект «Приключения домовенка Кузи (предания старины глубокой)» Познавательно-исследовательский проектна тему: «Приключения домовенка Кузи (Предания старины глубокой)» Разработчики: Горячева Наталия Вячеславовна,.

Совместная деятельность «Пожароопасные предметы» с детьми старшей группы по ОБЖСовместная деятельность «Пожароопасные предметы» с детьми старшей группы по ОБЖ Конспект совместной деятельности с детьми средней группы по ОБЖ Составила и провела: Голубцова Татьяна Геннадьевна Тема: «Пожароопасные.

Конспект занятия по познавательной деятельности «В гостях у Мойдодыра». Предметы личной гигиены» для средней группы Цель: • Уточнение и конкретизация представлений о предметах личной гигиены, закрепление навыка их использования. Совершенствование грамматического.

Конспект занятия по социализации в старшей группе «Профессии и предметы-помощники» Программное содержание. • Обобщить знания детей о предметах рукотворного мира. • Уточнить знания детей о значении предметов рукотворного.

Конспект занятия по формированию КГН в старшей группе «Предметы туалета» Конспект НОД в старшей группе «Предметы туалета» Цель: Закрепление знаний детей о предметах личной гигиены. Обучающие: Учить основам правил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Предметы старины глубокой» для старшей группы
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 19:58
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД