Сценарий классного часа «Путешествие в «Читай — город». Посвящение первоклассников в читатели

Надежда Ялама
Сценарий классного часа «Путешествие в «Читай — город». Посвящение первоклассников в читатели

Сценарий классного часа: «Путешествие в «Читай - город»

(Посвящение первоклассников в пользователи библиомедиатекой).

Оборудование:

1. Плакат «Хорошая книга - твой друг на всю жизнь!»

2. Выставка поврежденных книг «Пожалейте нас ребята!»

3. Портреты детских писателей

4. Иллюстрации к детским рисункам

5. Магнитофон, аудиозапись С. Соснин «Учат в школе»

Цель:

предоставление участникам образовательного процесса доступа к информационным образовательным ресурсам, представленным на различных носителях: книжных, магнитных,цифровых.

1. Обучать читателей пользованию различными носителями информации.

2. Формировать мотивации пользователей к углублению и применению знаний и умений.

3. Познакомить с правилами пользования библиомедиатекой.

4. Прививать любовь к чтению.

5. Воспитывать бережное отношение к книге и другим носителям информации.

Ход занятия:

Ведущий - учитель:

- Сегодня, ребята, мы с вами совершим «НЕОБЫЧНОЕ» путешествие в Читай - город. Там любят гостей активных, любознательных, читающих. Чтобы легче было в пути, споем песню С. Соснина «Учиться надо весело». Ну, а теперь с песней в путь!

- Вот мы подходим к воротам города. Что там написано? «Хорошая книга - твой друг на всю жизнь!» Как вы понимаете эти слова?

- А сейчас мы путешествуем по главной улице - это улица Юных читателей. Осмотрим все достопримечательности, какие встретим на ней.

На доске схематично изображена главная улица, на ней рисунки: надписи, репродукции, фотографии:

1. Памятник А. С. Пушкину

2. Портретная галерея детских писателей и выставка книг

3. Библиотека

- Кому поставлен этот памятник? (А. С. Пушкину)

- Кто знает, сколько лет исполнилось великому русскому поэту со дня рождения в этом году?

- Даже зимой у подножия этого памятника лежат живые цветы. Здесь часто собираются любители поэзии и читают стихи. Давайте и мы прочитаем стихи А. С. Пушкина.

(Несколько учащихся читают произведения поэта).

Ведущий - учитель:

- Идем дальше. Сейчас перед вами портретная галерея детских писателей и выставка детских книг, чтобы пройти по этой галерее нам нужно узнать фамилии этих писателей. (Фамилии писателей на портретах и книгах закрыты)

Викторина «Узнай автора по строчкам из произведения»

1. «Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…» (А. С. Пушкин)

2. «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии;

они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!» (Л. Н. Толстой)

3. «Крошка сын пришел к отцу

И спросила кроха:

Что такое ХОРОШО,

И что такое ПЛОХО…» (В. Маяковский)

4. «Попрыгунья стрекоза

лето красное пропела,

оглянуться не успела

как зима катит в глаза»… (И. Крылов)

Ведущий - учитель:

- Отправляемся дальше. Перед вами большой дом. Чтобы узнать, как он называется, отгадайте загадку.

Снаружи смотришь - дом как дом.

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

А как зовется этот дом?

Попробуй, угадай! (библиотека)

Ведущий- учитель:

-Ребята, посмотрите, у нас в классе есть книжная полка, можно ли её назвать библиотекой? А зачем нужны библиотеки, если у всех дома есть книги?

- Правильно, ребята! Дома и в классе невозможно собрать все книги… Они просто не поместятся в вашей квартире, в нашем классе. Да и нет в этом необходимости. Всегда можно взять нужную книгу в библиотеке. Теперь, когда вы многие научились читать, вы можете стать читателями нашей школьной библиотеки. А сейчас мы отправляемся на экскурсию в нашу школьную библиотеку, которая находится на втором этаже нашей школы.

Библиотекарь:

- Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас, дорогие первоклассники! Сегодня вы станете читателями нашей библиотеки!

«Библио» по - гречески - книга, а «тека» - хранилище.

А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти пять тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были.

Что же в них хранили? Книги!

В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках, в Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках нашей страны.

А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Склеена, сшита,

без дверей, а закрыта.

Кто её открывает,

Много знает.

Что это? (Книга)

(перед учащимися выступают учащиеся старшеклассники)

1 - участник:

- Книга - удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие - то значки поместили: точки, крючки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.

Книга поможет

Узнать обо всем:

Про одежду и дом,

Про собаку и кошку.

Про всех понемножку.

В веселых стихах,

О разных часах;

О числах и счете

Тоже прочтете.

О мудрости древней

Про лето в деревне.

Веселые стихотворения

Про изобретения,

Про случаи в школе

И про добычу соли.

Всего и не счесть.

Не лучше ль прочесть?

2 - участник:

- Кто же придумал книгу?

- Кто стал первым чудесником? Никто. Такого изобретателя просто не существует. Ведь люди с незапамятных времен рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, друг с другом, только вот записывать все это научились не сразу. Но вот появились буквы. Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах…

А еще они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появились книги…

И долгое время книги были рукописными. Представляете, сколько уходило труда и времени на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки!

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз многоцветием переплетов.

И все-таки современная книга сохранила в своем облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографических работ (людей, которые печатают книгу) и множества других.

1 - участник:

- А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать хорошим читателем?

(ответы детей)

- Совершенно верно, надо знать, как правильно обращаться с книгой.

- А вы знаете, как правильно обращаться с книгой? (ответы детей).

2 - участник:

- Итак, давайте более подробно остановимся на том, чего боится книга:

• Во-первых, книга боится дождя и снега. Почему? (предположения ребят).

- Правильно. У вымокшей книги коробятся страницы, разбухает и отслаивается переплет. Что же делать, если на улице идет дождь или снег, а вам нужно нести книгу в библиотеку? (ответы детей).

• Второе, книга боится грязи. Особенно она не любит читателей с грязными руками. Они оставляют на ее страницах пятна, который потом трудно очистить.

• Третье, книга боится всего, из-за чего она может рассыпаться на кусочки. А из-за чего книги рассыпаются, знаете? (ответы детей).

Библиотекарь:

- Книги библиотечные - особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берете книгу, вы становитесь ее полноправным хозяином, но только на несколько дней, в соответствии с правилами библиотеки.

Вы можете ее читать, рассматривать картинки, но, если вам захочется что-то нарисовать или записать, сделайте это в специальной тетради или альбоме.

Не разбрасывайте книги - они ведь могут потеряться даже в маленькой комнате. Лучше заранее определить библиотечным книгам место «временного проживания» - на столе или на книжной полке.

В назначенный срок книгу ждут в родном доме - библиотеке. А если вы не успели ее прочитать? Не беда, принесите ее в библиотеку и попросите продлить срок.

- Но помимо книжных носителей информации в современном мире существуют и другие носители информации:

Магнитные

(аудио и видеокассеты)

Цифровые

(CD-диски)

Коммуникативные

(компьютерная сеть)

Все эти носители входят в понятие МЕДИАТЕКА.

- «Тека» - хранилище, а что такое «медиа»?

- Мы предлагаем вам разделиться на две команды и найти значение слова «медиа» в справочных носителях информации (книжных, информационных)

(Класс делится на две команды: «Библиотека», «Медиатека». Задание: найти значение слова «медиа», пользуясь цифровыми и книжными носителями информации).

Вывод:

Ребята заметили, что быстрее можно найти информацию, пользуясь средствами медиатеки.

- Давайте повторим, какими информационными носителями мы можем воспользоваться, если нам нужно узнать какую - нибудь информацию?

(Магнитные (аудио и видеокассеты)

Цифровые (CD-диски)

Коммуникативные (компьютерная сеть)

- Все эти носители информации вы можете выбрать в нашей школьной библиомедиатеке.

А сейчас давайте выведем правила правильного обращения с библиотечными книгами, CD - дисками, аудио – видеокассетами:

Правила:

1. Книги, CD - диски, аудио – видеокассеты в библиотеку надо возвращать вовремя. Их ждут другие читатели. Книги в нашей библиотеке

выдают на десять дней.

2. С библиотечными книгами, CD - дисками, аудио – видеокассетами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

3. Библиотечные книги, CD - диски, аудио – видео кассеты нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

4. Книги, CD - диски, аудио – видео кассеты в библиотеке надо ставить точно на то место, где ты их взял, иначе библиотекарь не сможет найти их.

Библиотекарь:

- А сейчас, ребята, я познакомлю вас с документом, в который записываются все книги, которые вы прочитаете за всю вашу школьную жизнь - это читательский формуляр.

Ведущий - учитель:

Поздравляю вас, ребята! Вы теперь пользователи библиомедиатеки!

Библиотекарь:

Вы можете выбрать книги, которые возьмете почитать домой. Вот в этом домике живут книги для первоклассников.

Запомните! Кто много читает, тот много знает!

Краткое описание работы:

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель - научить детей пользоваться различными носителями информации.

Грамотный человек - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Данная работа может быть использована в общеобразовательных учреждениях для детей младшего школьного возраста при знакомстве с информационными образовательными ресурсами, представленными на различных носителях, в целях пропаганды чтения как важнейшего инструмента познания мира.

Публикации по теме:

Классный час по нравственному воспитанию «Лучшее слово о дружбе» Методическая разработка внеклассного занятия Волобуевой В. И. воспитателя ГПД МОУ «Вейделевская СОШ» Вейделевского района Белгородской.

Схема составления конспекта социализационного занятия Схема составления конспекта социализационного занятия (тренинга) по демонстрации воспитанниками возможных способов действий, реализующих.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Сценарий классного часа «Путешествие в «Читай — город». Посвящение первоклассников в читатели
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 20:46
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....