Конспект открытого занятия в старшей группе с использованием мультимедийных средств обучения «Русская матрешка»

Галина Федоровна Солодовникова
Конспект открытого занятия в старшей группе с использованием мультимедийных средств обучения «Русская матрешка»

Цель: Познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой. Развивать музыкальные и творческие способности детей, формировать грамматически правильную речь, развивать эстетический вкус, воспитывать патриотические чувства у детей.

Задача образовательных областей:

Музыка:

Развивать музыкально-ритмические способности детей.

Социализация:

Развивать умение детей выразительно передавать настроение, характер персонажей в речевых и музыкальных играх через интонацию, жесты, мимику, движения.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Коммуникация:

Формировать грамматически правильную речь.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Обогащать словарь детей прилагательными (Весёлая, нарядная, красивая).

Художественное творчество:

Формировать умение создавать простые элементы декоративной росписи (цветы, листочки) с помощью красок.

Формировать чувство цвета, ритма.

Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость при восприятии рисунков, интерес к народному творчеству.

Чтение художественной литературы:

Формировать умение понимать смысл образного содержания стихов.

Обогащать и активизировать словарь словами: сергиевопосадская (загорская, полхмайданская, семёновская матрёшка.

Формировать грамматический строй речи.

Воспитание звуковой культуры речи.

Планируемые результаты: имеет представление о матрешке, как о символе русского народного искусства; проявляет активность для расширения представлений о русских народных промыслах; пользуется знакомыми и новыми словами в диалогической речи.

Атрибуты:

1. Деревянные матрёшки разных размеров;

2. Магнитофон;

3. Русская народная музыка;

4. Платочек;

5. Народные игрушки из различных материалов – глины, дерева, тряпочек, соломы, иллюстрации игрушек;

6. Трафарет сарафана матрешки;

7. Гуашь;

8. Шаблоны матрёшек;

10. Поролоновые тампоны;

11. Салфетки;

12. Сладкие петушки.

13. 2 коробочки: зеленого и желтого цвета.

14. Сундук.

Содержание деятельности

1 часть. Звучит русская народная мелодия. Воспитатель одета в русский народный костюм. Дети входят в зал. Воспитатель усаживает детей на лавочку.

- Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро? (Ответы детей).

Правильно, самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, добро, забота о людях, любовь к ним. Это самое бесценное добро.

- Детки, посмотрите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может, и больше.

- Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей)

- А хотите узнать? Я вам сейчас покажу. (из сундука по очереди достает игрушки проговаривают и описывают каждую игрушку).

Дидактическое упражнение «Что из чего»

Посмотрите, детки, это игрушка дымковская, сделана из чего?

Дети - Из глины.

Значит она какая? (Глиняная)

Эта кукла сделана из чего?

Дети – Из тряпочек.

Значит она какая?

Дети – Тряпичная.

Эта игрушка сделана из чего?

Дети: Из мочала.

Значит она какая? (мочальная).

Эта игрушка сделана из чего?

Значит она какая? (деревянная)

- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?

Дети: Эти игрушки яркие, красивые, веселые.

Как вы думаете, для чего взрослые придумали игрушки?

Дети: Чтобы дети играли.

- Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили - лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани.

- Есть у меня еще одна народная игрушка. А что это за игрушка, вы узнаете если отгадаете загадку, только ее до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …

Дети: Матрешка!

II часть.

Cамыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.

Слайд №1 Полюбуйтесь красавицами матрешками. (Показ матрешек).

Слайд 2. Матрешка стала нашим национальным сувениром. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят с собой наш русский сувенир «Матрешка». Матрёшка – старинная русская народная игрушка. Родилась 110 лет назад.

- А вы знаете, что куклу – матрешку делают с секретом? (показ слайда м/ф. №2) Ну что, узнали секрет матрешки. (ответы детей) Правильно матрешка раскрывается.

Слайд3. Вы заметили, что матрешки разные? Самая большая, большая, маленькая, еще меньше, самая маленькая).

Откуда же появилась эта дивная кукла? Когда и кто ее придумал? И почему назвали «Матрешка»?

Слайд №4. А дело было так. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин. Однажды в Японии художник увидел деревянную пустотелую куклу, Слайд №5. игрушку – неваляшку, которая изображала старика-мудреца Фукурума. Внутрь её вкладывалась ещё одна такая же кукла, только поменьше. И художник выдумал для детей похожую куклу. Кукла была необычная, с чудесным сюрпризом (раскладывает матрешку).

Слайд №6. С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда. Назвали её Матрёшей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла.

Слайд №7, 8, 9. Самых знаменитых матрешек делали в таких городах как Семенов, Загорск, Майданов, поэтому они так и назывались: семеновские, загорские, майдановские.

- Давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки"

(играют в игру).

- Для этого разделимся на две команды.

- У меня есть две волшебные коробочки: зелёная и жёлтая. Желтая – ребятам с желтыми бейджиками, зелёная – с зелёными бейджиками. Посмотрим что там.

(дети высыпают содержимое из коробочек)

- Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием? (звучит музыка)

- И что же получилось? (матрёшка).

Давайте посмотрим, что же еще в сундуке лежит. Какой красивый яркий платочек. Настало время нам поиграть в одну очень интересную игру.

Проводится игра «Передай платочек» (Воспитатель объясняет правила игры)

После игры дети садятся за столы

III часть. Расписывание матрешки.

Воспитатель: Ребята посмотрите, наша матрешка сделана из дерева.

Самый подходящий материал для изготовления матрешки – сухая липа или береза, так как она очень мягкая, легко поддается вырезанию ножом. Все

Слайд №10. матрешки получались одного цвета. Как же сделать их красивыми и интересными? (ответы детей)

- Верно, их украшали красками, разрисовывая сарафан, передник, платок.

У меня есть матрешки, которых забыли украсить. Как вам кажется, какое у них настроение? (ответы детей) Поможем нашим матрешкам стать красивыми и веселыми? А украшать мы будем цветами с помощью трафарета и поролоновым тампоном.

(Показываю образец)

- Ребята, возьмите трафарет, наложите точно на сарафан матрешки, левой рукой крепко держим трафарет. Берем тампончик, обмакиваем в краску (красную, желтую, синий) для цветов и наносим краску на трафарет. А для того, чтобы нарисовать листочки, берем другой тампон и наносим зеленую краску. Трафареты уберем аккуратно.

(Во время работы, звучит музыка «Маков цвет»).

Рефлексия.

- Ай да умельцы! Ай да молодцы! Какие красивые получились матрешки. Каждая хороша по-своему. Они символизируют любовь и дружбу. Вы настоящие мастера «Золотые руки».

- Какое настроение создают все эти игрушки? (веселое, радостное)

- Почему они веселые, радостные?

А за то, что вы славно потрудились, я приготовила вам сюрприз.

(Раздает петушки).

Публикации по теме:

Акция: «Единство народное»Акция: «Единство народное» Акция: «Единство народное» Тема: Комплексное занятие на тему «Славься, Русь – Отчизна моя!» Дата: 2 октября 2012год Цель: Воспитывать патриотические.

«Я — артист». Отчет по кружковой работе Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкус и поступки детей. Задачи: Целенаправленное приобщение детей.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Предметы старины, утварь
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей группе с использованием мультимедийных средств обучения «Русская матрешка»
Опубликовано: 19 июня 2013 в 19:52
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...
Конспект занятия в средней группе «Путешествие в Москву».
Образовательные области: социально - коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая Цель: дать элементарные представление о главном...