Тема: «Сказка в Русской живописи» для старшей группы

Екатерина Бардамова
Тема: «Сказка в Русской живописи» для старшей группы

Программное содержание:

1. Обучающая задача - продолжать формировать потребность видеть прекрасное в картинах великих художников (посещать музеи, развивать культуру слушания при рассматривании картин. Вызывать положительное отношение к сказочному жанру живописи. Познакомить с новым художником-сказочником Михаилом Врубелем и его картиной «Царь-Лебедь».

2. Развивающая задача - развивать внимательность, интерес и фантазию. Уметь выбрать свой вариант решения в трудной сказочной ситуации. Учить внимательному рассматриванию картин, различать "быль" от "сказки", понимать и уважать былинное прошлое.

3. Воспитательная задача - воспитывать чувство патриотизма к Родине. Активизировать воображение детей путем выражения своих мыслей, чувств, эмоций от увиденных картин в слове, движениях, мимике. Дать представление об условиях, в которых работает художник. Прививать любовь к русским художникам и их творчеству посредством музейного искусства в живописи.

Предварительная работа.

Беседы, рассматривание репродукций художников, их произведений искусства. Использование воображаемых ситуаций игровых моментов, беседы о цвете, фоне, колорите, который использует художник. Использование творческой активности у детей, воспитание интереса, использование народных поговорок, пословиц, хороводов для образного восприятия картин, чтения сказок, былин, для развития фантазии и мышления.

Методические приемы. Объяснение, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, хороводный игровой момент.

Материалы. Картины В. М. Васнецова, М. В. Врубеля, указка.

Ход занятия.

часть.

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем беседовать на тему «Сказка в русской живописи». Сейчас мы с вами попытаемся увидеть в картинах русского художника В. М. Васнецова сказочный образ.

- Ребята, вы любите сказки?

Давайте рассмотрим картину, которая была написана по заказу одного очень богатого купца Мамонтова С., а называется она «Три царевны подземного царства». Три царевны вышли из своего подземного царства и застыли в неподвижности у каменной горы на фоне закатно-оранжевого неба.

- Что вы видите на переднем плане картины?

- Какая самая загадочная царевна в этой картине?

- Какие подземные сокровища охраняет она?

- Во что превратилась бы каждая из царевен, если бы они захотели спрятаться в подземелье?

- Какую русскую сказку символизирует эта картина?

Воспитатель. Смотрите, как тонко передал художник душевное состояние младшей сестры.

Душевность и печаль сближает «черненькую» царевну с Еленой Прекрасной из другой картины Васнецова «Иван-Царевич на сером волке». Смотрите, как Елена Прекрасная кротко склонила голову на плечо Царевича.

- Давайте рассмотрим подробнее, во что одета Царевна?

- Почему волосы у нее развиваются?

- По каким признакам видно, что волк несется с быстротой? (уши прижаты, язык

высунут, хвост распушен)

- Давайте рассмотрим Ивана-царевича: какая у него одежда? Какой взгляд у Ивана-

царевича? (решительный)

- Наш герой Иван-Царевич по характеру какой?

Вот почему в природе и происходит настоящее чудо: на ветке яблони распустились нежные цветы. Сама природа хочет помочь нашим героям.

Воспитатель. В кого превратили бы вы героев ради их спасения? Почти в каждой русской волшебной сказке героя ожидает награда. Какие награды бывают в сказках? Но счастье надо заслужить, а доступно это сильному и, самое главное, человеку по характеру какому?

А теперь, ребята, давайте встанем в круг. Чувства можно передать не только изображением на картине, но и словами, и движениями, и мимикой.

Физминутка.

То не ветер ветку клонит (руки вверх, наклоны руками из стороны в сторону)

Не дубравушка шумит. (вращение кистями рук)

То мое, мое сердечко стонет (руки прикасаются к сердцу)

Как осенний лист дрожит. (покачивание туловищем из стороны в сторону)

Воспитатель. Настроение какой картины и какого художника напоминает песня?

(Аленушка. Художник Васнецов) Давайте подойдем к картине и посмотрим, как художник передал через эту девочку-крестьянку красоту и поэзию народных легенд.

- В каких сказках мы можем встретить Аленушку? («Сестрица-Аленушка и Братец-Иванушка»)

- Какое настроение у Аленушки? (тоска, одиночество, печаль в ее глазах)

Конечно, ребята, даже природа созвучна ее настроению. Пожелтелые листья падают на зеркальную поверхность воды.

- Кто еще жалеет Аленушку? Да, вместе грустят и девочка, и птицы и небо. Всё это сливается в тихую задумчивую сказку.

- Какой общий тон картины? (темно-зеленый) В скромной цветовой гамме картины слышится печальный напев, который вот-вот сорвется из уст Аленушки.

- Какой напев? (серый камень на дно тянет, мне ль не тошно, мне ль не горько)

Смотришь на картину и хочется верить, что наступят для Аленушки счастливые дни. В сказках по-разному складывается жизнь Аленушки, но везде счастливое и доброе побеждает темное и злое.

Воспитатель. Расскажите, какие вы знаете пословицы про сказку.

(Пословицы)

часть.

Воспитатель. В русском народном творчестве есть не только сказки, но и былины.

- Чем быль отличается от сказки? (быль – это было, а сказка – выдумка)

- Кто герои русских былин? (богатыри)

- Рассаживайтесь на стульчики и давайте рассмотрим картину Васнецова «Богатыри».

- Назовите имена главных богатырей. (Илья-Муромец, Добрыня-Никитич и Аленша-

Попович)

- Какие богатыри? (сильные, уверенные, степенные)

- Правильно, ребята, кони под стать богатырям. Вороной конь у Ильи Муромца тяжелый, могучий, словно в землю врос. У Алеши Поповича – конь легок, молод, будто повторяет характер хозяина. Хорош конь Добрынин «белеюшка», ноздри трепещут, грива развивается.

- Почему художник изобразил на переднем плане маленькие елочки?

- Что делают богатыри в чистом поле, где ковыль-трава растет, где только ветер колыхает желтую траву? (оберегают покой Родной Земли)

Вот она – БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА. Мимо нее ни зверь не проскочит, ни птица не пролетит!

Картины помогают нам не просто вести разговор о сказках, они помогают перенестись в саму сказку, пережить ее тайну.

Физминутка «Хоровод» (под хор "Половецких девушек")

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами побывали в былинном прошлом и рассматривали картины художника В. М. Васнецова. А теперь я хотела бы познакомить вас еще с одним выдающимся художником-сказочником - Михаилом Врубелем.

Показываю портрет художника.

Это необычный художник, он помогает постичь тайный язык символов, видеть в обыденном прекрасное. Давайте рассмотрим его картину «Царевна-Лебедь».

(музыка Римского-Корсакова)

Кажется, что кисть художника едва касалась бумаги, а Царевна-Лебедь – сказочное видение. Перламутро-лиловый туман оживляет морскую пену прибоя. Справа пена сгущается и превращается в легкое серебристо-розовое крыло. Слева – как-будто каменеет, застывая драгоценными кристаллами чудесного оперенья. Неверный цвет заката придает облику Царевны трепетную изменчивость. Блеск ее глаз соперничает с переливами драгоценных камней на кокошнике. Мерцающие перстни на руках Царевны превращаются в глаза лебедя, а сама рука становится похожей на лебединую шею. Оглянувшись на нас, она оборачивается у нас на глазах Лебедью.

Эффекты цвета, тонкая вибрация мазка Врубеля позволяют нам увидеть это прекрасное произведение искусства.

Воспитатель.

- Какие чувства возникли у вас при рассматривании картины Врубеля «Царевна-Лебедь»?

- В какой сказке мы можем встретить Царевну-Лебедь? (сказка о Царе-Салтане)

Запомните, ребята, этого художника – Михаила Врубеля и его картину.

часть

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Кто умеет краской и холстом

Рассказать нам обо всем? (художник)

Вопросы:

- О чем художник рассказывает нам в своих произведениях? (о предметах, сказках)

- Какие предметы находятся в мастерской художника?

- Слово мастерская происходит от какого слова?

- Какие пословицы вы знаете о мастере?

Воспитатель. Художники, глазами которых вы увидели сказку, были настоящими художниками. Эти серьезные, взрослые люди любили слушать сказки, былины. Вот потому-то они и решили через своё мастерство передать настроение персонажей и их сказочные образы в своих картинах.

Анализ.

- С каким новым художником-сказочником вы познакомились сегодня на занятии?

- Какие картины вам понравились

- Скажите, с кем из героев наших сказок вы бы пустились в сказочный мир?

- Чем понравилось вам наше занятие?

А мне понравилось, как вы себя вели на занятии, как занимались.

Публикации по теме:

Игра по ИЗО «Выполни задание». Старший возраст.Игра по ИЗО «Выполни задание». Старший возраст. Цель. Систематизировать знания детей о разных жанрах живописи (пейзаж, портрет, натюрморт); воспитывать умение понимать и ценить произведения.

Экспериментальная площадка в детском саду.Экспериментальная площадка в детском саду. Наш детский сад сотрудничает с культурно-выставочным центром " Радуга".Это программа региональной экспериментальной площадки по теме: ".

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Тема: «Сказка в Русской живописи» для старшей группы
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 09:42
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...