Лучший педагог года

Энергетическое фрактальное рисование как метод арт-терапии в работе с подростками в социально-реабилитационном центре

Татьяна Величко
Энергетическое фрактальное рисование как метод арт-терапии в работе с подростками в социально-реабилитационном центре

Энергетическое фрактальное рисование как метод арт-терапии в работе с подростками в социально-реабилитационном центре

ГКУ СО КК «Ейский СРЦРН»

педагог-психолог Величко Т. Г.

Тема: «Энергетическое фрактальное рисование как метод арт-терапии в работе с подростками»

План проведения мастер-класса:

1. Теоретическая часть, сопровождаемая презентацией (5 минут).

2. Практическая часть (15 минут).

3. Рефлексия. Подведение итогов (5 минут).

Слайд № 1

На мастер-классе

Публикация «Энергетическое фрактальное рисование как метод арт-терапии в работе с подростками в социально-реабилитационном центре» размещена в разделах

Вы узнаете, как появился этот метод и для чего он нужен.

Выполните свой первый диагностический рисунок.

Получите расшифровку контура в виде краткой личностной характеристики.

Почувствуете на себе влияние метода.

Арт-терапия одно из множества современных направлений раскрытия своего духовного роста, природного потенциала, творческих способностей, которые, несомненно, есть у каждого из нас. Арт-терапия уходит корнями в древнейшее искусство, как известно, наши предки рисовали наскальные рисунки, устраивали пляски у костра и пели песни. Они рисовали то, что видели, что их окружало, складывали песни о том, что им помогало выживать - огонь, деревья, земля, вода, ветер, звёзды на ночном небе, животные - осознанные природные стихии и отраженные образы в творческом порыве материализации образов. Арт-терапия - это отражение древнейших инстинктов человека, прошедших многовековую эволюцию, и дошедшая до нашего времени в разных формах современного искусства. Арт-терапия одухотворяет человека, делает душу светлее, учит тому, чтобы проблемы становились задачами, которые потом решаются, теряют свою значимость и в последствии отступают от человека, наполняя пространство души созерцанием красоты мира, в котором мы живём.

Метод фрактального рисования как метод арт-терапии был разработан Т. З. Полуяхтовой, Комовым А. Е в 1991 г. на основе научно-прикладных исследований Б. Мандельброта, Е. Фандыш, М. Люшера и был представлен в книге «Родник фрактальной мудрости, или Свежий взгляд на наши возможности».

Слайд № 2. Новым и привлекательным в этом методе оказалось то, что довольно оригинальным, несложным и совершенно не обременительным для тестируемого человека приёмом было реализовано одно, крайне важное условие любого теста — исключить влияние сознания тестируемого человека на результаты теста. Это было достигнуто очень просто. Человек, который выполнял фрактальный рисунок, должен был наносить линию, а затем выбирать карандаши для закрашивания полученных ячеек с закрытыми глазами. В этом случае влияние сознания на процесс рисования и закрашивания ячеек фрактального рисунка практически исключалось. Как оказалось, выполненный таким образом рисунок напрямую связан с психоэмоциональным и физическим состоянием человека, его сделавшего. Более того, в этом рисунке можно найти информацию о детстве и юношестве тестируемого, о его окружении, взаимоотношениях в семье и т. д.

Слайд № 3. Термин "фрактал", как и саму концепцию, авторы методики успешно переняли у математиков. Название происходит от латинского слова fractus (что означает "из частей").

Слайд № 4. Суть метода базируется на использовании взаимосвязей между ручной "моторикой" человека и его психическими/психофизиологическими состояниями. Активизируя нейронные связи через мелкую моторику в процессе фрактального рисования, мы улучшаем память, активизируем речь и развиваем спящие творческие способности. Рисунок несёт информацию о состоянии души и тела. В сочетании с музыкотерапией может использоваться как здоровьесберегающая технология для снятия напряженности и усталости в периоды большей загруженности (подготовка к экзаменам, олимпиадам и т. д.). Это уникальный метод, который позволяет соприкоснуться с чем-то важным внутри нас, чему обычно мы не даём ни облика, ни голоса, но оно не только живо в нас, но и сильно влияет на наши выборы, желания, на качество нашей жизни. Метод позволяет задействовать глубинные механизмы подсознания, позволяет улучшить состояние своего здоровья, гармонизировать ситуации, связанные с творческими и межличностными проблемами.

Слайд № 5. Главная задача метода фрактального рисования — самовыражение человека через рисунок, выполненный по определённым правилам. Происходит замена слов рисунками — это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира. При освоении метода возрастает духовная составляющая человека, проявляются творческие возможности, которые без сомнения есть в каждом из нас.

Метод фрактального рисования рекомендуется использовать для диагностики и коррекции психоэмоционального и физиологического состояния взрослых и детей (от 5 лет и старше). С детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста - индивидуальная форма проведения. С детьми среднего, старшего школьного возраста и взрослыми – как индивидуальная, так и групповая формы. Относительным противопоказанием к использованию методики в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Детям с ММД активного и реактивного типов очень трудно долгое время заниматься одним делом. Раскрашивание множества «окошек» со временем начинает их раздражать, интерес к выполнению задания быстро пропадает, повышается отвлекаемость и истощение. Надо отметить, что дети 5-6 лет рисуют только крупные ячейки. Дети до 12 лет, особенно если они не отличаются усидчивостью и прилежанием, закрашивают ячейки очень характерно, по-детски. Однако, дети, способные к рисованию, даже в семилетнем возрасте, могут закрашивать рисунки как взрослые (в этом случае может наблюдаться некоторая разбросанность). После 14-лет, в период активного самоутверждения, дети начинают рисовать по-взрослому. Дети, неуверенные в себе, «забитые» или которые плохо учатся, как правило рисуют достаточно крупные ячейки и закрашивают их неплотно. Очень часто рисунки выглядят неопрятно и неряшливо.

Слайд № 6. Разработчиками метода выделяется 4 основных аспекта фрактального рисунка :

Слайд № 7.

1. Диагностика. Фрактальный рисунок – это метод диагностики эмоционального и физического состояния человека. Нарисовав контур в течение всего лишь одной минуты уже можно дать достаточно подробную характеристику человеку, рассказать о его основных чертах и личностных особенностях, увидеть его творческий потенциал и логические возможности, определить эмоциональное состояние. После раскрашивания такого контура явным становится его энергетическое состояние, состояние его здоровья, способность организма к восстановлению, возможность воспринимать информацию и передавать ее. Становится понятным, что происходило с человеком в раннем детстве, какие чувства и эмоции он испытывал. Информация выводится из бессознательного, а фрактальный рисунок становится мостиком в подсознание человека.

Слайд № 8.

2. Коррекция. Уникальность и ценность метода фрактального рисунка заключается в том, что можно скорректировать нежелательные черты характера, снивелировать острые эмоциональные реакции и переживания, избавиться от страхов и комплексов, раскрыть свой творческий потенциал. И для этого не нужно ставить перед собой сложных задач. Достаточно выполнять коррекционные рисунки, точно следуя инструкции. Правила выполнения таких рисунков очень просты и понятны каждому. В результате выполнения таких рисунков уходят старые стереотипы, появляется новое видение, происходит расширение и углубление сознания. Жизнь начинает меняться к лучшему.

Слайд № 9.

3. Решение жизненных задач и достижение целей (рисунок на поставленную жизненную задачу). Если в Вашей жизни есть задача, которая не решается, то Вам может помочь фрактальный рисунок! Достаточно выполнить рисунок по определенным правилам. И обстоятельства начинают складываться благоприятным образом.

Слайд № 10.

4. Раскрытие творческого потенциала и его реализация (художественная задача). Вы не умеете рисовать? Это не важно. Ведь все контуры художественных фрактальных рисунков выполнены с закрытыми глазами! Это невероятно увлекательное занятие, в результате которого появляются уникальные творения. Этот метод позволяет проявить в полной мере скрытые в нас возможности души, сознания и подсознания. Мы все обладаем сокровищами, которые держим взаперти. Фрактальный рисунок позволяет открыть себя нового, умеющего делать то, о чем и не мечтал.

Слайд № 11. Кроме того, рисование фрактального рисунка - это очень захватывающий процесс, где Вы получите массу удовольствия от самого рисования. Ваше бессознательное создаст рисунок, который точно будет единственным на этой планете. Это как отпечатки пальцев. Огромное значение в рисунке имеет цвет. Цвет - это световая волна определенного спектра. И действие этой волны происходит не только через анализаторы, но и на глубинном уровне. Именно поэтому существует явление цветотерапии. Авторы методики утверждают, что таким образом мы рисуем свою ауру. По ощущениям, которые мы испытывали при рисовании, могу сказать, что такая методика дает возможность медитации. Ведь медитация – не только погружение с помощью физических упражнений, йоги, но и путем каллиграфии, концентрации внимания на каком-то повторяющемся действии, дыхании. Цвета, преобладающие во фрактальном рисунке, являются цветами, преобладающими и в ауре автора рисунка. И они характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние.

Слайд № 12 – рисунок № 1.

Слайд № 13 – рисунок № 2.

Слайд № 14 – рисунок № 3.

Слайд № 15 – рисунок № 4.

Слайд № 16 – рисунок № 5.

Слайд № 17.

Необходимый материал:

1. набор цветных карандашей, фломастеров и ручек по возможности большего количества цветовых оттенков;

2. лист бумаги формата А 4;

3. шариковая (гелевая) ручка черного или темно-синего цвета, в крайнем случае, черный тонкий фломастер.

Слайд № 18.

Как рисовать :

1. Лист перед собой расположить по горизонтали;

2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа;

3. Закрыв глаза, 45 – 60 сек. рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа;

4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная;

5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков;

6. Рисуем спокойно, стараясь разнообразить направления линий, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные, геометрические и любые другие контуры, стараясь разнообразить движения кисти руки и не допуская частых повторов: только круговых форм; только петлеобразных форм; только 8-образных форм; только углообразных форм.

7. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.

8. Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами.

Практическая часть.

Слайд № 19.

Несколько полезных советов:

1. Начало и окончание линии обязательно подведите или закруглите к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем плавно, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука движется свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.).

2. Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.

3. Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке получилось большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время наносить линию, стараясь не выходить за пределы листа.

4. При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Допускается закрашивание соседних ячеек, если они соприкасаются в точке пересечения. Нельзя закрашивать одним оттенком или цветом группу ячеек.

5. Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.

6. Карандаши надо брать из общей массы, с закрытыми глазами: что попадется в руки. Сами ячейки закрашивайте, открыв глаза, не выбирая место расположения ячейки: куда рука карандаш поставила, там и закрашивайте.

7. Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо несколько ячеек в разных местах рисунка, но не более 10—15. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, и нет желания использовать этот цвет, необходимо закрасить хотя бы одну ячейку и лишь затем поменять карандаш.

8. Допускается и рекомендуется использовать при закрашивании одновременно и карандаши, и фломастеры, и ручки.

Пример инструкции для детей среднего, старшего возраста и взрослых: «Здравствуйте! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами будем рисовать. Располагайтесь, пожалуйста так, как вам удобно. У меня есть бумага, карандаши, цветные ручки. Лист положите перед собой по горизонтали. Шарик ручки установите в любой точке листа. Сейчас вы будете рисовать непрерывную линию с закрытыми глазами, стараясь заполнить как можно большую часть листа. Рисовать будете в течение 45-60 секунд. Линия должна быть четкая, хорошо прорисованная. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали, диагонали, выполняя круговые, овальные и другие движения, напоминающие геометрические фигуры. Стоп! Время истекло. Закончили рисовать. Откройте, пожалуйста, глаза. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей. Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения. Сейчас мы будем закрашивать ваш рисунок. Закрашивая ячейки, карандашинадо брать только с закрытыми глазами. Помните, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Их можно заполнять, если только ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали. Одним цветом можно закрасить от 1 до 10-15 ячеек. В случае, когда в руки попадается одного и того же цвета, то хотя бы одну ячейку закрасить необходимо. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой. Понятно? Приступаем к раскрашиванию ячеек». (По окончании закрашивания необходимо провести обсуждение эмоционального состояния клиента в процессе рисования).

Рефлексия. Подведение итогов.

Анализ фрактального рисунка (информация для участников содержится в раздаточном материале).

Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества и особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам:

1. характер линии;

2. размер и конфигурация рисунка;

3. размер и конфигурация ячеек;

4. цветовая гамма рисунка,

5. отдельные доминирующие цвета и оттенки.

Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают до 60—75% его площади, это указывает на то, что качества и черты характера автора, а также его состояние ярко выражены. Особенности, занимающие 30—35% площади рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.

1. Расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий.

Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линии, которой нарисован контур рисунка. Оценить, насколько линия плавная, насколько линия прочерченная, контрастная, толстая. Необходимо оценить скорость, с какой линия проведена. Определить: спокоен был человек в момент нанесения или находился в агрессивном состоянии.

Четко прочерченная линия — уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.

Нажим при проведении линии не везде одинаковый — чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.

Слабо прочерченные линии — болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе.

Резкие, угловато прочерченные линии — эмоциональное напряжение, стрессовое состояние.

Линии с плавными переходами — гармоничное, стабильное состояние.

Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке — склонность к навязчивым состояниям, неврозам.

2. Размер и конфигурация рисунка

Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) — с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой — склонность к эгоцентризму.

Средний размер (около2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка — чаще всего это показатель уравновешенного характера.

Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, — нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания.

Прямоугольная форма периметра рисунка — прямолинейный, зачастую сложный характер.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными "хвостиками" по его периметру — яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.

3. Ячейки. Конфигурация и размеры

Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т. д. Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности.

Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) — говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.

Большое количество крупных ячеек — добрая открытая натура.

Большое количество средних ячеек — исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек — закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.

Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм — рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.

Большое количество геометрических форм — ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.

Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки — эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

Примечание.

Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:

• а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения;

• б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.

4. Пятна

Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки — наличие качества "формирователя" событий (о чем человек думает, то и происходит).

Любое небольшое черное пятно — свидетельство начала изменения событий в настоящем времени.

Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета — энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую).

Большое локальное темное пятно — острая проблема личного характера

5. Характерные цветовые акценты.

Большие ячейки красного цвета — предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность.

Заметное количество красных пятен среднего размера — напряженность, неустойчивые эмоции.

Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета — долго не решаемые проблемы межличностных отношений.

Большое количество оттенков зеленого цвета — природная способность организма к саморегуляции.

Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета — тревожное состояние, агрессия, острый стресс.

6. Цвет

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка — высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.

Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета — говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

О других цветах можно сказать следующее:

1. лимонно-желтый — цвет педагога, учителя

2. цыпляче-желтый — цвет "ретранслятора", передатчика информации, комментатора

3. зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству

4. синий цвет:

Голубой — цвет спокойной энергии

Синий и темно-синий — цвет холодной равнодушной энергии

Сиреневый — цвет сильной энергии

1. фиолетовый — цвет фонтанирующей энергии

2. лиловый — цвет мощной, неуправляемой энергии

3. красный цвет:

розовый — цвет теплой энергии

алый, малиновый — цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги

1. густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.

2. оранжевый цвет — цвет жизненной, сексуальной энергии

3. светлые оттенки коричневого цвета (золотистый, бежевый, охра, песочный)— цвет чистой энергии, святой энергии

4. коричневый, темно-коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками)

5. серый цвет — цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами — пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.

6. черный цвет — цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.

Примечание. В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:

• а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета;

• б) средняя насыщенность цвета — оптимальные качества по энергетическим функциям цвета;

• в) светлые, прозрачные тона каждого цвета — резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.

Итак, создайте свой шедевр с помощью нового, интересного и эффективного метода фрактального рисования!

Слайд № 20.

Литература:

1. Т. З. Полуяхтова, А. Е. Комов «Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности». М. : Издательский Дом «Деловая литература», 2002.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиИспользование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Здорнова Ольга Валерьевна Спицына Маргарита Юрьевна Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической.

Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста «Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Современная образовательная программа дошкольного.

Сценарий мероприятия в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «День памяти погибших в Чернобыле» Ведущий: Добрый день, уважаемые друзья! 26 апреля - день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. Сегодня, 26 апреля, исполнилось.

Коллаж как средство арт-терапии Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка, техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек.

Куклотерапия как частный раздел арт-терапии К У К Л О Т Е Р А П И Я Кукла известна человеку еще с древности. На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти,.

Мастер-класс для педагогов по арт-терапии «Рисование на песке, как метод развития и обучения дошкольников» Мастер класс для педагогов: Арт-терапия «Рисование на песке, как метод развития и обучения дошкольников» Фролова Мария Александровна Педагог-психолог.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ» (Слайд 1) Мастер-класс "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ" Брень В. А., педагог-психолог МБДОУ Уктурского сельского поселения.

Очерк о неделе «Этот загадочный космос» в реабилитационном центреОчерк о неделе «Этот загадочный космос» в реабилитационном центре Цель: Знакомство детей с космическим миром и людьми,побывавшими там. Способствовать развитию познавательных интересов у детей. Пополнить.

Праздник в реабилитационном центре «День Смеха» Ведущая : Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Какой чудесный день сегодня! Как здорово, что вы пришли на замечательный праздник смеха,шуток.

Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре. В нашей практике,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Энергетическое фрактальное рисование как метод арт-терапии в работе с подростками в социально-реабилитационном центре
Опубликовано: 7 августа 2018 в 16:37
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД